Прощай, воля!
В комнате, из которой родственники передают в специальное окошко продукты и сигареты в прозрачных кулечках, ничего не изменилось. Разве что перевешаны на другую стену плакаты с перечнем разрешенных для передачи вещей: "шапка зимняя, куртка, ботинки..." Те же деревянные лавки под стеной, и, кажется, те же люди, принесшие передачку. Но вот уже зовут и нас - немалую (около двух десятков человек) группу православных, возглавляемую протоиереем отцом Олегом (настоятелем местной Хуторской православной церкви МП). Граждане-начальники строго рекомендуют нам не брать с собой всяческую аппаратуру - диктофон, фотоаппарат, мобильник и кошелек приходится оставить на свободе. Там, куда мы отправляемся, это вещи запрещенные. Осторожно, по нескольку человек, нас запускают в "пропускник": сдаем паспорта и проходим в комнатку, где два офицера строго спрашивают: что имеете при себе? Кто-то из мужчин даже поднимает руки вверх, открываясь для досмотра. Но, спасибо, не обыскивают - верят. Хотя и предупреждают тех, у кого в карманах было несколько гривен: не вздумайте давать заключенным деньги, на выходе у вас проверят, сколько осталось...
Все мы - заключенные
В православный храм, где по выходным дням проходят службы, мы идем по территории колонии. Минуем надпись на асфальте: "Заключенный! Стой! Дальше идти запрещено..." Но собственно заключенных почти не видно - только кое-где у зданий люди в темной одежде с нашитыми бирками убирают снег. На кирпичных стенах огромными буквами - надписи из классиков: "Труд - самый лучший способ получить наслаждение от жизни. И. Кант"...
Впрочем, сегодня часть заключенных, оказывается, трудится в храме. Поднявшись на второй этаж строения с надписью "Баня", попадаем в настоящую церковную комнату - с алтарем, иконостасом и древней, потемневшей иконой на стене. Здесь уже много молящихся. По отсутствию верхней одежды и бритым затылкам их можно отличить от вошедших. В остальном все в этом помещении похожи: одинаково перед Богом стоим. Да и быть заключенным - понятие символическое. Можно быть заключенным в тюрьме, а можно - как дух - в телесной оболочке, то есть - в грехах, которые не дают покоя и безмятежного ощущения счастья...
- Священник, который заходит на территорию этого объекта, на время сам тоже становится заключенным. Как заключены здесь не только сами осужденные, но и работники колонии. Ты в тюрьме - сидишь там или служишь. И должен принять все здешние режимные требования. Как принимают их православные прихожане тюремной церкви. Они ведь тоже ходят на службу строго по спискам, поднадзорно. - Объясняет нам тонкости тюремного "воцерковления" отец Олег. Отношение Церкви к верующим заключенным здесь поражает очевидным снисхождением. Той самой любовью, о которой мы читаем в Евангелии, когда - "возлюби ближнего своего". Даже убийц здесь причащают, что, как известно, на воле дело сложное, поскольку грех - смертный. Как оказывается, человек, получивший 10-15 лет лишения свободы, в отличие от нас, оставшихся на свободе, "уже осужден и Богом и обществом", и несет свое наказание как епитимью. К этому Церковь готова относиться с пониманием...
День Св. великомученицы Анастасии Узорешительницы для обитателей зоны - особенный. В годы гонений на первохристиан праведница, будучи женой богатого римлянина Публия, путешествовала из провинции в провинцию - посещала их в тюрьмах, лечила больных и раненых, а при возможности выкупала из темниц. Около 304 года за веру во Христа она приняла мученическую смерть, и с тех самых пор считается покровительницей тех, кто лишен воли. Сегодня принести передачу для заключенных может любой человек - в виде благотворительности. Еда никогда здесь не будет лишней. Все продукты - банки с соленьями- вареньями и прочий провиант, который принесли в День Св. Анастасии православные и оставили в "церковном" коридоре, пойдут, как нам сказали, в санчасть, а излишек подадут к общему столу...
Корабль, заплывший в зону
Есть в колонии уголок - так называемый треугольник, который, как известно, символизирует Святую Троицу. Это место, зажатое в угол высокими заборами-стенами. Когда-то здесь была кузница, потом склад. А вскоре именно сюда "заплывет" ковчег - Благовещенский храм. Фундамент уже очертил контур будущего строения, напоминающего корабль.
- Символ такой: этот храм - корабль, который плыл по житейскому морю, и бросил якорь здесь, в колонии, - рассказал отец Олег. - Взойти на него может каждый. Здесь поместятся все, кто хочет спастись...
Вот уже к будущему храму подходят новые "гости" колонии - заложить в фундамент новой церкви краеугольный камень - специальную гранитную плиту - приехали Владыка Софроний, архиепископ Черкасский и Каневский, отец Василий и другие священники из Черкасс. Помолившись и освятив будущий алтарь, Владыка вместе с отцом Олегом и подвизавшимся в тюремной церкви заключенным Артемием вмуровывают плиту: отныне жизнь нового храма началась...
Об Артемии батюшка рассказывает странную вещь. Уже около 9 лет он отбывает свое наказание, перед начальством тюремным зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, да и в церкви тоже: помогает священникам во время службы, руководит певчими, исправно исповедуется, пишет иконы. Несколько раз община подписывала Прошение о помиловании и подавала в комиссию при Президенте Украины. И оба раза - отказ. В чем дело, выяснилось несколько позже: мать заключенного горячо молится, чтобы сына "подержали" в тюрьме еще. Там, дескать, стал он на путь исправления, там у него все хорошо. Вот она, сила материнской молитвы...
На плацу в это время уже заждались восемьсот заключенных. Построенные по периметру площади, они заметно оживляются, когда подходит немалая процессия во главе с начальством местным и церковным. Некоторым просто смешно - развалившись в позе "вольно" они ухмыляются, поглядывая на импровизированную сцену. Кто-то смотрит с равнодушным безучастьем. Но слова Владыка находит самые нужные. О двух главных словах - на все случаи жизни. Кажется, как можно не понять их, не прочувствовать сердцем?
- Повторяя эти слова можно заметить, что жизнь постепенно становится иной. "Господи, помилуй!", это ведь так нетрудно сказать... Вы главное - исправляйте свои ошибки, раскайтесь искренне, а выйдете отсюда - я вас всех обниму...
Мороз становится просто невыносимым, к воротам, за которыми нас ждет свобода и, кажется даже - тепло, хочется не идти, а бежать. По крайней мере, у нас есть эта возможность - выйти. Вот уже позади и клацнувшие железно ворота, и сама дорога, идущая вдоль двойных бетонных стен. Жизнь продолжается, впереди - Рождество и Крещение, которые здесь, понятно, пройдут совсем не так, как на воле...
4.01.2007
г. Черкассы