Оригинала я не читал, и потому обращаюсь исключительно к событийной канве фильма. С одной стороны, вроде все на месте, и напряжение, и динамика, и лирика в необходимой дозе, но как-то все это не слишком глубоко. В дежурном порядке, так сказать. То и дело наталкиваешься не просто на штампы, на целые цитаты из давно известных американских блокбастеров, которые и там-то уже приелись до тошноты, а уж на нашей почве и вовсе остались чужеродными. Герой-полковник получает задание и напарницу, которая с первых же кадров начинает с ним пикироваться. Вопрос для знатоков, из какого это фильма? Правильно, из массы фильмов, которые и перечислять нет смысла. Тут тебе и плохой начальник, который готов пожертвовать героями (ну чем не "Рэмбо"?), тут тебе и суровый вояка, настроенный спасти своего солдата (см. выше). А главное, ведь у американцев это еще как-то проходит, может под особым голливудским соусом, а у нас прямо поперек горла. То есть, неорганично все просто до колик.
Дежурно поругиваясь, наши герои все же ныряют в нужное озеро и взрывают тот самый объект, на который их нацелили. И здесь их ловят и доставляют в некий лагерь, какое-то поселение врожденных бандитов, где их подвергают унижению и насилию. Потом выясняется, что все это таежное поселение подчиняется некоему психопатическому субъекту, который то и дело пытается напугать нас своими патологическими выходками. Вот он-то и затевает охоту на своих заложников, такие у него развлечения. Самое интересное, что на охоту собирается целая компания желающих, включая еще более патологическую подружку главного героя. Такую компанию выродков не найти и в самом крутом фильме ужасов. Зато сам сюжет повторяет не только американские боевики, но уже и наши, отечественные. И как бы не старался Евгений Миронов изысканно демонизировать своего героя, но схема, в которую вписал их героев режиссер, не предполагает психологических нюансов. Он так и остается довольно пошлым психопатом, и мы в достаточном количестве видели и покруче.
Охота начинается, и наш герой начинает творить чудеса героизма. Тут тебе и вышеупомянутый Рэмбо лезет в голову, и герои Чака Норриса, и многие другие. Сидишь и вспоминаешь, где же я это уже видел раз пятнадцать? А там накручиваются какие-то надуманные конфликты, раздувается мыльный пузырь напряжения, наконец, рождается настоящее и крепкое чувство, которого зрители ждут с унынием приговоренного висельника. В финале мы в сто какой-то раз видим фокус с пуленепробиваемым жилетом, опять в роковой схватке встречаются главные герои, где наш побеждает не без труда, а потом следует это воистину тошнотворная сцена поцелуя возбужденной героини с окровавленным героем. Эта сцена коробила зрителей еще в "Крепком орешке", но теперь она отдает сугубым дурновкусием. Схема, всесильная схема... Остается гадать, почему у них она проходит, а у нас кажется провальной.
Но есть в этом фильме еще один момент, на котором хотелось бы остановиться. Тот самый лагерь выродков, в который попадают наши герои, почему-то наполнен статистами в старых русских костюмах, даже в казацкой форме. Плохой герой в начале даже недобрым словом поминает патриарха Никона, из чего следует, что перед нами старообрядцы. Однако, косясь на облегающие формы гидрокостюма, и видя в этом нарушение норм нравственности, в дальнейшем эти старообрядцы ведут себя совершенно непристойно, готовые услужить своему психопату и словом, и телом. Потом те же казаки охотно переодеваются в современную одежду, так что и непонятно, а чего они собственно вырядились вначале? То ли героя встречали, то ли постирушку устроили.
А ведь этот эпизод отражает глубинное отношение столичной богемной тусовки к той части населения, которые именует себя жителями России. Москва смутно осознает, что ее сладкая жизнь идет за чей-то чужой счет, и потому вдумчивым жителям столицы необходимо придумать себе миф о России, который мог бы оправдать их паразитирующее существование. Отсюда и рождается радикальное переосмысление истории, отсюда пренебрежение национальной культурой, отсюда подсознательный страх и ненависть. Приятнее думать, что все русские - просто пьяницы и дегенераты, тогда будет легче пропивать награбленное. Вот и выдумывают режиссеры и сценаристы в своих видениях целые поселения диких дегенератов, вполне достойных быть без сожаления уничтоженными, вот и обряжают их в русскую одежду, чтобы не ошибиться в целях.
Так даже в грубых поделках остросюжетных фильмов мелькает вдруг чудовищная пропасть между истинной культурой и ее жвачно-кокакольным заменителем, который нам навязывают с удивительной настойчивостью.