* * *
...На Есфигмене лет двенадцать назад на одной из ночных служб мы заметили высокого светловолосого монаха, по виду славянина. Всю многочасовую службу он простоял не в стасидии - с подлокотниками и опорой для спины, как это принято у греков, а прямо в центре храма, ни разу не присев. Когда мы отправлялись дальше, встретили этого русоволосого монаха во дворе монастыря. Им оказался серб Даниил. Так и завязалась наша многолетняя дружба. В тот раз он пригласил нас к себе на келлию на Капсале (район скитов неподалеку от Кареи - административного центра Афона). Вскоре же из-за многолюдства он перебрался в более глухие места Афона. Сейчас он живет в пещере, в скиту Каруля, где регулярно в последние годы нам доводилось посещать его и живущих по соседству подвижников. Каруля примечательна тем, что её впервые стали обживать в XIX веке русские отшельники...
От административного центра Кареи с отцом Петром и Олегом мы отправились вниз к кручам Карули. Эта часть Афона отвесно уходит прямо в море. Обрыв высотой в триста и более метров. Небольшие келлии, построенные русскими монахами, как ласточкины гнезда жмутся к вертикальной скале. Внутри некоторые келлии продолжаются естественной или выкопанной пещерой. Крохотные горизонтальные выступы рядом с келлиями покрыты плодородным слоем с небольшими огородиками. Земля сюда так же была принесена русскими монахами.
Чтобы добраться до Карули, нужно сойти с дороги и спускаться вниз в эту пропасть по привязанным лестницам, а где-то и по прибитым к скале цепям. Первая же пещера под цепями - обиталище сербского схимонаха Даниила. Келлии у него никакой нет. Но зато пещера, в которой он обитает, довольно внушительных размеров. У её входа растет какой-то куст, зацепившись корнями за клочок почвы, а под ним - обрыв метров на сто, да и под поверхностью воды вертикальная скала продолжается на десятки метров. Вода под обрывом очень прозрачная, и в глубине в солнечную погоду мерцает желтоватое морское дно.
Внутри пещера от входа расширяется в бока и вверх. Она довольно округлая в плоскости - примерно десяти метров глубины и в самом широком месте - десяти метров ширины. Перекрывает её неправильной формы свод, который в самом высоком месте около четырех метров. В сильные дожди из щелей свода обильно поступает вода, которая потоками стекает на пол и устремляется к выходу. Видимо именно такие потоки и вымыли за многие века это естественное помещение. Вместе с водой из недр скалы в пещеру поступает темно-красная охра, которой усыпан весь пол пещеры.
В самом дальнем конце пещеры расположен скромный иконостас - сложенный из кирпича прямоугольный довольно высокий постамент, наверху которого стоят иконы. Наряду с греческими, там много и русских образов.
При входе в пещеру тут же свалена куча вещей, которая служит платяным шкафом. Камень, прикрытый одеялом, вместо стула, а деревянный ящик заменяет стол. Сидя на камне и оглядывая своё обиталище, отец Даниил говорит:
- Живу как царь. А это - мой трон.
Есть здесь и дверь, но служит она не по своему прямому назначению, а ложем для пещерного жителя. Дверь обыкновенная, сборная более толстые боковые филенки с перекладиной посредине, образуют два прямоугольника, в которые вставлены средники из более тонких дощечек. Спать на двери можно, но глубокого сна не дождётесь: поперечная перекладина все время напоминает о себе.
Сам же вход в помещение ничем не закрывается и не занавешивается, но при этом внутри царит первозданная тишина и своеобразный микроклимат: сюда не проникает ни летний жар, ни резкий зимний холод, хотя никакого очага или кострища внутри пещеры нет. Кстати, этот первобытный скальный уют нередко привлекает к себе змей.
При выходе из пещеры держась за цепь можно обойти скальный выступ: за ним расположена небольшая естественная площадка с очагом, некогда сложенным здешними отшельниками. На нём при желании можно приготовить простую монашескую пищу...
* * *
...Безмолвие. Три часа ночи. В звенящей тишине раздается голос:
- Отец, слышь?.. Пора на молитву. Демоны меня послали сказать, что они построились и тебя ждут...
Из сонного забытья возвращаясь к реальности, начинаю вспоминать, что нахожусь в пещере на Карули. Лежу на двери, которая обычно служит ложем схимонаху Даниилу. Сам же он лег отдохнуть прямо на земляном полу, усыпанном темно-красной охрой. Даниил - человек с большим чувством духовного юмора и ортодоксального оптимизма.
- Отец, меня сатанишка спросил: "Где же тот православный самурай, из рук которого мы должны выбить меч?!"
Начинаю понимать, что "меч" - молитва, а "демоны построились" - это те искушения, которые ждут монаха в его молитвенном подвиге. Но вставать всё равно тяжело: сказываются дневные в непривычной жаре переходы и ночные монастырские бдения. Подремывая, в "утешение" вспоминаю старую солдатскую прибаутку: "Солдат, помни, когда ты спишь, враг не дремлет. Поэтому больше спи - изматывай врага безсонницей". Вот и думаю себе: пусть они стоят - маются и ждут, может быть, измотаются и у них не столько будет энергии...
Но тут же последовало предложение, от которого невозможно было отказаться.
- Отец, поднимайся! ХРИСТОС тебя ждет!
Ночная молитва в пещере, пожалуй, само сильное и незабываемое впечатление от недавнего паломничества к древним Афонским святыня и современным подвижникам ХРИСТА ради...
* * *
-...Когда ХРИСТОС вот от такой красной земли создал Адама, - Даниил взял с земляного пола в руку горсть кровавой охры, - ОН вдохнул ему в ноздри ДУХА, и стал человек - душа живая. БОГ не хотел, чтобы ЕГО лик и подобие жили без САМОГО БОГА в своей внутренности. ДУХ - это Царственное начало в человеке.
Чтобы управлять Свято-Таинской организацией - Церковью, БОГ спускается в ДУХЕ на Епископа и Патриарха и в сотрудничестве с Силами Небесными водит Невесту СВОЮ - Церковь. Чтобы водить Народ СВОЙ, ОН спускается в Таинстве Царского Помазания на СВОЕГО Избранника, в Котором бы ОН действовал, был в ведении Народа, который любит ЕГО.
Разве могут существовать Епископы, священники, верующие Христиане, которые такому руководству, такому УТЕШИТЕЛЮ (Третье Лицо СВЯТОЙ ТРОИЦЫ) предпочтут человека, который своими деньгами, своими риторическими мощностями и масонскими связями выбран на должность президента?!
Да, может БОГ осуществить обожение СВОИХ овец и без Царя. Даже, если захочет, без священников, без Церкви, без Литургии. БОГ, конечно, всё может. Но нам-то при всей Божественной свободе не всё на пользу. Жила Церковь первые три столетия без Православного Царя. По данным историков, во время Императора Диоклетиана было 17 миллионов Исповедников и Мучеников за ХРИСТА. Но отрекавшихся от ХРИСТА было около 32 миллионов. И жила Церковь. Жили балканские народы без своего Царя четыре столетия под турецким игом. Живет Церковь ИИСУСОВА и в Америке, и в России под еврейским игом. Но какая же это жизнь?!
Как нам, сербам, было тяжко без Царя под турецким и коммунистическим игом, мы знаем. Да, может монастырь существовать и без игумена, может и корабль плыть без капитана. Может и армия существовать без генерала - как шайка разбойников... Может и Народ жить без Хозяина, в Котором живет БОГ. Но разве страну без Православного Царя можно в полном смысле назвать страной Православной?! Душе Христианской нужен видимый Образ ЦАРЯ Небесного на троне Славы СВОЕЙ, чтобы утешаться, доколе в конце веков на облаках не приидет ПЕРВООБРАЗ.
Литургия может быть совершена и в конюшне. Но ДУХ СВЯТОЙ вдохновил нас делать это в золоченом храме. Страна может быть водима и гладко бритым человеком в галстуке. Но душа Христианина чувствует, что на бородатом Человеке-Вожде должна быть Корона с Крестом. Этого наше сердце ищет.
Доколе жена имеет мужа, другой ее не может брать. Доколе на планете существует Образ ЦАРЯ Небесного - земной Православный Царь, то еврейский зверь не может воцариться.
Разве Православный Царь масонам мешал? Почему они так истерически поубивали всех Православных Царей? Что - разве из этого непонятно, что это дьяволу Православный Царь мешает?! Разве непонятно, что Удерживающий в человеке есть ДУХ, а в стране - Православный Царь?!
Не столько важно, сыне БОЖИЙ, воскресим ли мы Православный Царизм. Это уже был бы дар БОЖИЙ нам. Но важно то, что жажду Православного Царизма ГОСПОДЬ найдет в нашем сердце на мытарствах. Раз мы здесь на земле жаждем Образ БОЖИЙ, мы уже победили. Наша победа в ДУХЕ!..