21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга состоялся вечер памяти владыки Антония (Мельникова), митрополита Новгородского и Ленинградского, возглавлявшего кафедру в 1978-1986 гг. Организатором вечера выступил Институт православной иконологии в тесном сотрудничестве с научным отделом Казанского собора.
Владыка Антоний был личностью исключительной, человеком широкой эрудиции, глубокой церковной мысли, литературных и поэтических дарований. С 1967 по 1986 год владыка Антоний являлся главным редактором "Богословских трудов" - основного печатного органа богословской мысли в России. Возглавляя его в те непростые для Церкви годы, владыка проявлял чуткость и дальновидность не в ущерб подлинной научности публикаций в этом, тогда почти единственном органе церковной мысли. Умный, образованный, ценивший культурное творчество и все Богом данные человеку таланты, владыка был на редкость отзывчивым собеседником и заботливым пастырем, всегда памятуя о духовных и даже материальных нуждах своих чад.
Своими воспоминаниями о незабвенном владыке поделились архиепископ Константин, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ, профессор МДА Н.К. Гаврюшин, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Владимир Фоменко, священник Казанского собора протоиерей Николай Преображенский. Все участники вечера памяти выразили свою сердечную признательность организаторам за то, что, благодаря прочувствованным свидетельствам выступавших, перед всеми встал во весь рост своего духовного значения светлый образ блаженно почившего владыки.
22 сентября 2006 года при участии Российского Государственного педагогического университета имени А.И. Герцена и Санкт-Петербургского Института гуманитарного образования Институт православной иконологии провел конференцию "Иконоборчество: вчера и сегодня."
С точки зрения православного вероучения иконоборчество есть ересь. Но что же такое эта ересь помимо всех тех определений, что мы знаем? Современный христианский философ Габриэль Марсель писал, что ересь должна подвигнуть нас на размышление, в чем-то сходное с раскаянием. Раскаяние или покаяние означают в принципе одно - перемену ума. Осознание ереси как болезненного для природы нашего разума сбоя в волеизъявлении, должно привести к пониманию спасительной дистанции между ипостасной глубиной человеческого бытия и его мыслью о самом себе, которая в условиях греха позволяет законам, по которым функционирует мышление, заменять или заслонять Живой Лик воплощенного Слова. Идол разума, который в силу секулярности нашей культуры стал почти что неизменным спутником современного сознания, перекрывает возможность для мысли получить питание из другого источника. Этот источник - Евхаристическая сущность Церкви, в котором и икона, обретая свое экзистенциальное содержание, свидетельствует о реальной и мистической телесности Христа, ибо спасение заключается не "в том, что Тело перестает быть Телом, но в том, что Оно остается таковым и сохраняется как Тело" (патр. Никифор).
Очень распространено мнение в среде нецерковного христианства о том, что православная икона - это своего рода миф. Якобы дух подлинный живет в глубинах веры, не нуждаясь в подобного рода объективациях. Еще свеж в памяти призыв протестантского теолога Рудольфа Бультмана к экзистенциальному проекту по последовательной демифологизации содержания Благой Вести. Понятно, что в контексте выбранной им задачи по устранению догматического содержания Церкви, под первичный объект демифологизации попадает и икона, которая в протестантской среде со времен выхода в свет "Сущности христианства" Л. Фейербаха расценивается как "объективированная сущность фантазии", созданный человеческим мышлением образ Бога. Один из парадоксов сознания заключается в том, что как только богословие заменяется антропологией, а философ жизни, говоря о себе, думает, что он говорит о Боге, икона становится абсолютно лишней и даже более того. Антропоморфизм в отношении Бога оборачивается иконоборчеством в отношении человеческого образа Христа.
Состояние перехода, в котором всегда и сейчас в особенности застигнута историческая христианская мысль, можно истолковать как путь к внутреннему самоопределению в отношении к Лицу Христа - от мифа к образу Воплотившегося. В такой перспективе феномен иконоборчества видится уже не просто как локальное событие византийской истории, но как выходящая за рамки историко-культурологических или еще каких-либо определенностей, константа рефлексирующего сознания, составляющая "камень преткновения" для перемены ума. Христианство "духа" или христианство Церкви - на этой, как правило, привнесенной из области псевдореалий, границе застает себя современная мысль в экзистенциальном выборе. Который, либо останавливает ее перед Ликом Христа, предоставляя свободу исповедовать в Нем единосущного Сына, либо накрепко замыкает в антропоморфном пространстве слишком человеческого мира, определенного своей собственной сущностью. Перед лицом имплицитно существующего иконоборчества в его имманентном сознанию свойстве, необходим язык - язык особый, способный задействовать реальность действительно экзистенциально значимую для переживания особой ситуации человека в мире, в котором воплотился Бог, язык, который не будет так отпугивающее действовать на самосознание тех, для которых Церковь существует не как Тело Христа - онтологическое место почивания Духа, но лишь как обрядово-институционная структура по типу социально-общественных образований. Именно в такой перспективе видится смысл и актуальность поднятого вопроса об иконоборчестве, определившего собой тему настоящей конференции, которая разнообразно раскрылась спектром заявленных докладов.
Список прозвучавших докладов:
Прот. Николай Озолин Подложные патристические свидетельства иконоборцев и их оценка как пример конфессиональной предвзятости в науке
М.В.Васина Богословское учение об ипостаси как преодоление антропоморфизма иконоборческого мышления
В.А. Баранов К вопросу об экзегезе святоотеческого текста по тринитарной проблематике в иконоборческих спорах
П.Г. Малков Иконоборчество и Евхаристия (к вопросу об образе присутствия Христа в Евхаристии)
Н. К. Гаврюшин Метафизика как иконоборчество
игумен Александр (Федоров) Богословие Образа как свидетельство синонимичности слов "Православие" и "Церковь"
А.В. Маркидонов Образ власти и власть образа: из наблюдений над эпохой византийского иконоборчества
свящ. Михаил Насонов Хомяков об иконе
И.В. Маслова Метафизические аспекты рассмотрения иконоборчества
Доклады будут опубликованы на сайте Института православной иконологии www.orthodoxicon.spb.ru
В рамках конференции в Казанском соборе открыта выставка детских работ иконописной студии "Святогорье". (Руководитель - Р.М.Гирвель, директор СПб Института православной иконологии).
Марина Вадимовна Васина, Руководитель исследовательского центра Института православной иконологии