Феномен иконоборчества

В Санкт-Петербурге завершилась III Международная научная конференция "Иконоборчество: вчера и сегодня"

0
430
Время на чтение 4 минуты
Русская линия сообщала о проведении в Санкт-Петербурге III Международной научной конференции, организованной Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом православной иконологии (директор Р.М.Гирвель). Сегодня мы расскажем о ней подробнее.

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга состоялся вечер памяти владыки Антония (Мельникова), митрополита Новгородского и Ленинградского, возглавлявшего кафедру в 1978-1986 гг. Организатором вечера выступил Институт православной иконологии в тесном сотрудничестве с научным отделом Казанского собора.

Владыка Антоний был личностью исключительной, человеком широкой эрудиции, глубокой церковной мысли, литературных и поэтических дарований. С 1967 по 1986 год владыка Антоний являлся главным редактором "Богословских трудов" - основного печатного органа богословской мысли в России. Возглавляя его в те непростые для Церкви годы, владыка проявлял чуткость и дальновидность не в ущерб подлинной научности публикаций в этом, тогда почти единственном органе церковной мысли. Умный, образованный, ценивший культурное творчество и все Богом данные человеку таланты, владыка был на редкость отзывчивым собеседником и заботливым пастырем, всегда памятуя о духовных и даже материальных нуждах своих чад.

Своими воспоминаниями о незабвенном владыке поделились архиепископ Константин, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ, профессор МДА Н.К. Гаврюшин, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери протоиерей Владимир Фоменко, священник Казанского собора протоиерей Николай Преображенский. Все участники вечера памяти выразили свою сердечную признательность организаторам за то, что, благодаря прочувствованным свидетельствам выступавших, перед всеми встал во весь рост своего духовного значения светлый образ блаженно почившего владыки.

22 сентября 2006 года при участии Российского Государственного педагогического университета имени А.И. Герцена и Санкт-Петербургского Института гуманитарного образования Институт православной иконологии провел конференцию "Иконоборчество: вчера и сегодня."

С точки зрения православного вероучения иконоборчество есть ересь. Но что же такое эта ересь помимо всех тех определений, что мы знаем? Современный христианский философ Габриэль Марсель писал, что ересь должна подвигнуть нас на размышление, в чем-то сходное с раскаянием. Раскаяние или покаяние означают в принципе одно - перемену ума. Осознание ереси как болезненного для природы нашего разума сбоя в волеизъявлении, должно привести к пониманию спасительной дистанции между ипостасной глубиной человеческого бытия и его мыслью о самом себе, которая в условиях греха позволяет законам, по которым функционирует мышление, заменять или заслонять Живой Лик воплощенного Слова. Идол разума, который в силу секулярности нашей культуры стал почти что неизменным спутником современного сознания, перекрывает возможность для мысли получить питание из другого источника. Этот источник - Евхаристическая сущность Церкви, в котором и икона, обретая свое экзистенциальное содержание, свидетельствует о реальной и мистической телесности Христа, ибо спасение заключается не "в том, что Тело перестает быть Телом, но в том, что Оно остается таковым и сохраняется как Тело" (патр. Никифор).

Очень распространено мнение в среде нецерковного христианства о том, что православная икона - это своего рода миф. Якобы дух подлинный живет в глубинах веры, не нуждаясь в подобного рода объективациях. Еще свеж в памяти призыв протестантского теолога Рудольфа Бультмана к экзистенциальному проекту по последовательной демифологизации содержания Благой Вести. Понятно, что в контексте выбранной им задачи по устранению догматического содержания Церкви, под первичный объект демифологизации попадает и икона, которая в протестантской среде со времен выхода в свет "Сущности христианства" Л. Фейербаха расценивается как "объективированная сущность фантазии", созданный человеческим мышлением образ Бога. Один из парадоксов сознания заключается в том, что как только богословие заменяется антропологией, а философ жизни, говоря о себе, думает, что он говорит о Боге, икона становится абсолютно лишней и даже более того. Антропоморфизм в отношении Бога оборачивается иконоборчеством в отношении человеческого образа Христа.

Состояние перехода, в котором всегда и сейчас в особенности застигнута историческая христианская мысль, можно истолковать как путь к внутреннему самоопределению в отношении к Лицу Христа - от мифа к образу Воплотившегося. В такой перспективе феномен иконоборчества видится уже не просто как локальное событие византийской истории, но как выходящая за рамки историко-культурологических или еще каких-либо определенностей, константа рефлексирующего сознания, составляющая "камень преткновения" для перемены ума. Христианство "духа" или христианство Церкви - на этой, как правило, привнесенной из области псевдореалий, границе застает себя современная мысль в экзистенциальном выборе. Который, либо останавливает ее перед Ликом Христа, предоставляя свободу исповедовать в Нем единосущного Сына, либо накрепко замыкает в антропоморфном пространстве слишком человеческого мира, определенного своей собственной сущностью. Перед лицом имплицитно существующего иконоборчества в его имманентном сознанию свойстве, необходим язык - язык особый, способный задействовать реальность действительно экзистенциально значимую для переживания особой ситуации человека в мире, в котором воплотился Бог, язык, который не будет так отпугивающее действовать на самосознание тех, для которых Церковь существует не как Тело Христа - онтологическое место почивания Духа, но лишь как обрядово-институционная структура по типу социально-общественных образований. Именно в такой перспективе видится смысл и актуальность поднятого вопроса об иконоборчестве, определившего собой тему настоящей конференции, которая разнообразно раскрылась спектром заявленных докладов.

Список прозвучавших докладов:

Прот. Николай Озолин Подложные патристические свидетельства иконоборцев и их оценка как пример конфессиональной предвзятости в науке

М.В.Васина Богословское учение об ипостаси как преодоление антропоморфизма иконоборческого мышления

В.А. Баранов К вопросу об экзегезе святоотеческого текста по тринитарной проблематике в иконоборческих спорах

П.Г. Малков Иконоборчество и Евхаристия (к вопросу об образе присутствия Христа в Евхаристии)

Н. К. Гаврюшин Метафизика как иконоборчество

игумен Александр (Федоров) Богословие Образа как свидетельство синонимичности слов "Православие" и "Церковь"

А.В. Маркидонов Образ власти и власть образа: из наблюдений над эпохой византийского иконоборчества

свящ. Михаил Насонов Хомяков об иконе

И.В. Маслова Метафизические аспекты рассмотрения иконоборчества

Доклады будут опубликованы на сайте Института православной иконологии www.orthodoxicon.spb.ru

В рамках конференции в Казанском соборе открыта выставка детских работ иконописной студии "Святогорье". (Руководитель - Р.М.Гирвель, директор СПб Института православной иконологии).
Марина Вадимовна Васина, Руководитель исследовательского центра Института православной иконологии


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Васина
Кадры, обрамляющие пустоту
О фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева
18.02.2015
Живопись светом из вечности
Рассказ об иконописной студии "Святогорье" под руководством Р.М.Гирвеля. Часть I
08.03.2007
Все статьи Марина Васина
Последние комментарии
Давайте вспомним всех павших!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 14:42
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 14:27
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 13:24