Как установило следствие, подпольная экстремистская организация "Исламский джамаат", провозгласившая своей целью "священную войну" против светской власти, органов правопорядка и граждан, не исповедующих ислам или не соблюдающих шариат, осуществляла свою деятельность на территории Татарстана и соседних регионов в 2001 - 2004 годах. Причём, само это преступное формирование попало в поле зрения правоохранительных органов, можно сказать, случайно - при проведении расследования серии убийств в городе Набережные Челны. Всего в 2004 по обвинению в причастности к "Исламскому джамаату" было задержано более пятидесяти человек, из которых двадцать три привлечено к уголовной ответственности. Как выяснило следствие, в зону влияния организации входили три района республики - Тукаевский, Азнакаевский и Елабужский. Пятеро из обвиняемых (один уроженец Набережных Челнов - Ильшат Шагалиев и четверо жителей Азнакаево - Рустам Шайдуллин, Ранис Файрузов, Гадель Сугаюнов и Марат Загретдинов) на момент задержания не достигли ещё совершеннолетия, в связи с чем дело против них было выделено в отдельное производство.
По данным следствия, организацией "Исламский джамаат" планировались проведение в дни празднования тысячелетия Казани в августе прошлого года нескольких террористических актов и массовых беспорядков в местах скопления людей и расстрел сотрудников милиции, с целью посеять панику среди населения. Далее - в 2007 - 2008 годах они намеревались осуществить серию терактов на ряде крупных предприятий и объектах жизнеобеспечения республики (ОАО "Казанский вертолетный завод", ОАО "КамАЗ", ОАО "Нижнекамскнефтехим" и водозабор в Набережных Челнах). Сообщается также, что на первых порах в целях поиска источников финансирования экстремистами привлекались средства состоятельных людей, исповедующих ислам. В дальнейшем планировался захват заложников с последующим выкупом их родственниками, а также нападение на объекты государственной собственности с целью захвата средств.
Как сообщает агентство "Интертат", группе задержанных участников "Исламского джамаата" вменяется в вину участие более чем в тридцати преступлениях, включая убийство нескольких человек. В ходе следствия было установлено, что некоторые члены преступного формирования проходили военную подготовку на территории Чечни и принимали участие в боевых действиях. При этом влияние на деятельность организации оказывали лидеры чеченских преступных формирований, в том числе Шамиль Басаев и Хаттаб.
И хотя большинство этих обвинений не относится к осуждённым 2 августа пяти лицам, следствием было доказано, что под видом занятий спортом, изучения Корана они принимали участие в собраниях, на которых обсуждались цели организации и планировалась партизанская война против органов государственной власти и граждан, не исповедующих ислам, а также - якобы для изучения ислама - организовывались поездки в Дагестан. Одновременно при обысках следствием были обнаружены: литература подстрекательного характера, схемы для изготовления взрывных устройств, автоматы, обрез ружья, пистолеты и много патронов к ним, гранаты, "пояса шахидов" и металлические гайки, болты и шарики, а также взрывчатые вещества. В Белорецком районе Башкирии осуждённые принимали участие в строительстве лагеря для обучения военному делу членов организации, там же следственно-оперативными органами были обнаружены тайники-схроны с оружием, одеждой-камуфляжем и продовольствием. На берегах одной из рек молодые люди неоднократно проводили тренировочные стрельбы из ружья "Сайга" и пистолетов.
Процесс по делу о первых пятерых обвиняемых в принадлежности к террористической организации "Исламский джамаат" открылся в Верховном суде Татарстана 3 июля и продолжался без малого месяц. Учитывая установленные следствием факты преступной деятельности, первая партия подсудимых, представшая перед судом, была обвинена по нескольким статьям Уголовного кодекса РФ, в том числе - в участии в незаконном вооруженном формировании, приготовление к террористическому акту, в участии в деятельности общественного или религиозного объединения, запрещённого федеральным законодательством, в незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке оружия и взрывчатых веществ и возбуждении национальной розни.
Оглашение приговора ожидалось 1 августа, но по ряду причин эта процедура была перенесена на следующий день. Некоторые пункты обвинения, касающиеся незаконных манипуляций с оружием, судом были сняты. Одновременно, как сообщает "Интертат", подсудимые были оправданы по обвинениям, предусмотренным 282-й статьёй Уголовного Кодекса РФ ("Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды"). По остальным обвинениям они были признаны виновными. Двое из обвиняемых - Ильшат Шагалиев (мусульманское имя Али) и Ранис Файрузов - приговорены к пяти годам лишения свободы (с отбыванием срока в исправительно-трудовой колонии общего режима), трое - Рустам Шайдуллин, Гадель Сугаюнов, Марат Загретдинов - к шести годам лишения свободы (с отбыванием срока в исправительно-трудовой колонии общего режима) с учётом отбытой части наказания.
Сообщается, что адвокаты осуждённых, скорее всего, будут подавать кассационную жалобу с просьбой о снятии остальных пунктов обвинения. В разговоре с журналистами они мотивировали это тем, что речь идёт о "вчерашних детях", которым просто хотелось пострелять на природе, вдали от людей, "почувствовать себя мужчинами". Родственники осужденных в один голос утверждают, что признательные показания были даны ими под давлением и поэтому законной силы не имеют.
Стоит заметить в связи с этим, что весь процесс над первой партией обвиняемых к принадлежности к "Исламскому джамаату" проходил под истошные вопли столичных "правозащитников" и "политологов", объявивших его целиком и полностью сфальсифицированным. Так, например, глава "Исламского комитета России" Гейдар Джемаль назвал дело об "Исламском джамаате" "провокацией спецслужб, типичной формой деятельности против мусульман, которая заключается в фабрикации дел и разработке надуманных сюжетов". Самих же обвиняемых он охарактеризовал как "простых верующих, против которых развёрнута охота на ведьм".
А муфтий Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов не усмотрел ничего преступного в желании создать здесь исламское государство, по-фарисейски переведя стрелки на "русских шовинистов". "Трудно надеяться на праведный и справедливый суд, - цитирует его высказывание "BBCRussian.com", - когда группу [спецназовцев во главе с капитаном] Ульманом, убивших в Чечне шестерых мирных граждан, освобождают от ответственности, а убийце таджикской девочки Хуршеды Султоновой дали всего три года". Удивительно только, как уважаемый хазрат не вспомнил в связи с судом над "джамаатовцами" взятие войсками Ивана Грозного в 1552 году Казани и преступления власовцев на оккупированных фашистами территориях. Это было бы столь же "уместно" и "логично".
Однако, помимо ставшими уже традиционными "версий" о масштабной антимусульманской "провокации спецслужб", организации "открытого давления на верующих", встречались и весьма экзотические версии "фальсификации" процесса. Так, например, руководитель московского "Центра стратегических исследований религии и политики современного мира" Максим Шевченко умудрился усмотреть в процессе "попытку руководства Татарстана создать в рамках так называемой антитеррористической операции некий антураж для самостоятельного диалога с мировыми центрами силы, которые являются инициаторами этой операции, в первую очередь, с США". Согласно его высказываниям на "BBCRussian.com", дело об "Исламском джамаате" демонстрирует "правовой беспредел, в условиях которого идёт сознательное провоцирование исламского сообщества России", а современная ситуация напоминает Максиму Шевченко 1937 год с характерными для того времени пытками и фабрикацией процессов. Весьма любопытно при этом, что инициатором таковых безобразий он считает "местных сепаратистски настроенных племенных лидеров" (под которыми, по-видимому, подразумеваются утверждённые В.В.Путиным главы национальных республик), указывая, что именно органы правопорядка Татарстана "провоцируют татарских мусульман на экстремистские действия", после чего стараются выжать из них под пытками признания в том, что приказы о проведении терактов поступали из Москвы.
По логике столичного "аналитика", выходит, что "племенной лидер" М.Ш.Шаймиев сознательно "взрывает" исламский мир изнутри, демонстрируя всему миру, что в его "толерантной вотчине" творится экстремистский беспредел. И всё это он делает лишь для того, чтобы затем... обвинить в насаждении исламистского терроризма в Татарстане Москву, тайно надеясь обрушить на федеральный центр всю мощь военизированной американской дипломатии. При этом остаётся лишь посочувствовать обладающему больным воображением столичному горе-аналитику, который явно имеет и о современной политике самого президента М.Ш.Шаймиеве, и о ситуации в исламской умме Татарстана весьма отдалённые и искажённые представления.
К сожалению, распространение экстремистского влияния в местной мусульманской среде это не "провокаторская" выдумка М.Ш.Шаймиева, а весьма тревожный, являющийся достоянием общественности факт, который уже невозможно скрывать и замалчивать. И прямая обязанность любого ответственного российского политика (с претензиями на роль "племенного вождя" на или без таковых), заботящегося о том, чтобы подконтрольный ему регион не превратился в "пороховую бочку" - активно противостоять этому смертоносному влиянию и выметать со своей земли террористическую нечисть. И в этом благом для России деле М.Ш.Шаймиев, следует отдать ему должное, оказался весьма "неоригинален", чем, по-видимому, сильно расстроил многих ангажированных "правозащитников", привыкших видеть в его фигуре исключительно "антитезу" политике федерального центра. И обвинять нынешнего главу Татарстана в том, что он способствует процессу очищения своей республики от экстремистов, по крайней мере, неумно, а по большому счёту - и политически безответственно.