Парадокс черногорской ситуации заключается в том, что сербы с черногорцами, на самом деле, никакие не "братья". "Братьями" могут считаться очень близкие и дружественные, но всё же РАЗНЫЕ народы. Пример: сейчас "братьями" являются русские с украинцами или с белорусами. Ещё 100 лет назад мы были единым народом. В 1918 году слово "украинец" означало вовсе не национальность, а, так сказать, политическую ориентацию: "украинец" - это тот, кто считает необходимой независимость юго-западных губерний России. Понятно, что одного "я так хочу" для разрезания страны по живому оказалось бы маловато, поэтому был сделан важный ход в обеспечение данного процесса: на основании местных сельских говоров был создан "украинский литературный язык", на котором дружно начали "творить" второразрядные писатели и поэты, происходящие с данной территории. Принцип - очень древний, сформулированный ещё Цезарем: лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме. Мне и самому очень нравится Шевченко, я знаю на память многие его стихи, причём "в оригинале", на "ридной мове", но факт остаётся фактом: Тарас Григорьевич, при всём к нему уважении, - это не Шекспир, не Данте и не Пушкин. Вклад украинской нации в мировую культуру просто отсутствует, как отсутствует, например, украинская ядерная физика. И это, собственно, есть ответ на все самостийнические потуги: объявить себя можно кем угодно, а вот соответствовать заявленному... Искусственно созданная "отдельность" украинцев и белорусов - это, к сожалению, свершившийся факт, но у нас есть глаза, уши и способность суждения. А также у нас есть потребность учиться на своих и чужих ошибках, чтобы не повторять этих ошибок в будущем. Если мы, конечно, хотим сохраниться как нация и держава. И в этом плане "черногорский" опыт весьма и весьма поучителен.
Как я уже сказал, сербы и черногорцы - никакие не "братья". Сербы и черногорцы - это ОДИН НАРОД. Желающие могут убедиться, взглянув на исторические карты Балкан: в средние века это было одно государство - сербское. Историческое ядро его располагалось как раз на территориях нынешних Косова и Черногории. Однако, народы существуют не в безвоздушном пространстве, у них есть соседи - к сожалению, не всегда дружественные. В четырнадцатом веке регион подвергся нашествию османской Турции, все балканские государства лишились независимости и стали провинциями мусульманской империи. В обстановке перманентной резни каждый выживал, как мог. Сербам, жившим в приморской гористой области Зета, отчасти, помогли природные условия. Область их проживания называлась Чёрная Гора, и это соответствовало действительности: это и был горный массив со склонами, многочисленными ущельями и пещерами. Зацепившись за эту естественную крепость, несколько сербских племён создали уникальное государство, с конца семнадцатого века управлявшееся православными митрополитами. Это государство юридически никем не было признано, для всего "цивилизованного мира" оно оставалось частью Турции. Османские властители неоднократно посылали на усмирение непокорных многотысячные армии, и всегда события развивались по одному сценарию: пока хватало сил, черногорцы яростно сопротивлялись, после чего с семьями прятались в недоступных горных укрытиях. Когда турецкие войска уходили, всё начиналось заново. В таком режиме Черногория просуществовала несколько столетий, вплоть до мирового признания своей независимости на Берлинском конгрессе 1878 года. Огромное значение для черногорцев всегда имела помощь России: значительную часть государственного бюджета этой героической маленькой державы всегда составляла прямая финансовая помощь из Санкт-Петербурга.
За это время от турецкого гнёта освободилась и Большая Сербия с центром в Белграде. К началу двадцатого века на Балканах существовало ДВА сербских государства. Сербией правила династия Карагеоргиевичей, Черногорией - династия Негошей. Как и сейчас, государства имели общую границу. Отношения между ними были вполне ровными и дружескими, и гипотетического противостояния из-за лидерства в объединении сербских земель между династиями не возникало. Гораздо важнее были другие проблемы, которые у Сербии и Черногории были общими: противостояние экспансии соседних региональных сверхдержав - Австро-Венгрии на севере и Турции на юге, а также расползанию албанского меньшинства. Да-да, сто лет назад этот вопрос уже был актуален!
Конец существованию независимой Черногории положила Первая мировая война, в которой оба сербских государства выступали как союзники. В 1916 году, не в силах противостоять австро-германским войскам, король Черногории Николай I подписал с захватчиками сепаратный мир. Его народ оценил это как предательство, и когда через два года Чёрная Гора была освобождена сербской армией, депутаты черногорской скупщины почти единодушно проголосовали за создание единого с Сербией югославского государства. Процесс объединения сербского народа пришёл к своему логическому завершению. Понятие "черногорец" сохранилось, но имело вполне конкретное наполнение: черногорец - это серб, происходящий из Черногории.
Однако вновь в судьбу небольшого православного сербского народа вмешалась политика великих держав. В 1941 году на Югославию напали державы фашистского блока: Германия, Италия, Венгрия, Болгария. Территория страны была расчленена, Черногория досталась итальянцам. Итальянский король был провозглашён королём Черногории, вновь началось искусственное конструирование черногорской "отдельности" от сербов. Освобождение от оккупантов не улучшило, а ухудшило ситуацию. Коммунистический диктатор Югославии Иосип Броз Тито главным своим внутренним врагом считал "великосербский шовинизм" и стремился максимально ослабить сербский народ. В результате в федеративной Югославии была создана союзная республика Черногория на территории меньшей, чем Калининградская область и с населением меньшим, чем в Калининградской области. С этим никто не спорил: во-первых, с компартией спорить - себе дороже, во-вторых - государство-то всё равно одно - Югославия, так что - какие проблемы?
Когда проблемы начались, было уже поздно. Внезапно выяснилось, что казавшиеся бутафорскими атрибуты суверенитета (республиканский статус, посты президента и премьера, парламент, флаг, герб и гимн, прописанное в конституции право на выход из федерации) для югославских республик вдруг стремительно наполняются реальным содержанием. После отпадения Словении, Хорватии, Боснии-Герцеговины и Македонии в составе Югославии остались только Сербия и Черногория, причём черногорцы решили это на референдуме в 1992 году. И это было абсолютно естественно: ведь черногорцы - часть сербского народа! Даже в коммунистической Югославии, создав для черногорцев отдельную республику, их всё же не считали "нацией", а только "народностью". Половина черногорцев живёт в Сербии, огромный процент сербской политической элиты - черногорцы по происхождению. Создавший в 19 веке сербский литературный язык Вук Караджич - черногорец. Уморенный неоказанием медицинской помощи в камере Гаагского трибунала Слободан Милошевич - черногорец. Даже нынешний холуйствующий перед Западом сербский лидер Борис Тадич - и тот черногорец!
Чтобы разрезать по живому, гуманный и либеральный Запад применил пытку блокадой и голодом, затем - в 1999 году - бомбёжками. Черногорцам настойчиво объясняли: если хотите прекращения "гуманитарных издевательств" - добивайтесь независимости. Отделяйтесь от сербов, без них вас примут в Европу. Число сторонников Мило Джукановича росло, как на дрожжах. Гордый народ, когда-то в одиночку столетиями противостоявший турецкой резне, капитулировал перед "мягким насилием" так называемого "мирового сообщества". О "самостоятельности" такого выбора красноречиво говорит один факт: Евросоюз не НАБЛЮДАЛ за черногорским референдумом, Евросоюз этот референдум ПРОВОДИЛ.
Как метко написала в своём романе "Мечеть парижской богоматери" Елена Чудинова, "уставшим противостоять всему Западу... Милошевич показался той лапой, которую можно отгрызть, чтобы выбраться из капкана. Смешно". Добавим: смешно и глупо. Запад ни с кем не договаривается, Запад добивается лишь нашей капитуляции и полного подчинения. Под разговоры о свободе и демократии нас глотают по частям, и даже покорность - не гарантия того, что тебя оставят в покое. Мусульманское меньшинство в крошечной Черногории составляет около 20%, и албанцы уже открытым текстом требуют автономии. Так что, для черногорцев всё только начинается, а однажды отдав свою судьбу в чужие руки и на чужую милость, продав своё первородство за чечевичную похлёбку - очень трудно вновь стать хозяином своей судьбы. Практически невозможно. И вы для них всегда будете виноватыми и крайними - вера у вас не та. Идеолог "нового мирового порядка" Збигнев Бжезинский прямо говорит: "После крушения коммунизма главный враг США - Православная Церковь".
Чему нас учит Черногория? Ну, как же! У нас ведь тоже есть желающие создать республику для русских людей на части российской территории. Мол, условия кардинально изменились, объективно необходимо вливаться в Европу... Условия сами не изменяются, их изменяют. Изменяют те, кто платит нашим сепаратистам, кто их науськивает и обеспечивает пропагандистское прикрытие. Почва есть, сколько угодно. На русской земле выросла целая градация подонков, обязанных самим своим существованием русскому солдату, полвека назад спасшему их дедов и бабок от рук тогдашней "Объединённой Европы", вскормленных русским хлебом, но не желающих на футбольном матче вставать при исполнении российского гимна, а вместо "транспортный узел" произносящих "транспортный хаб". Подождите, они себя ещё покажут!.. Если мы не будем учиться на своих и чужих ошибках!
Это был Александр Сартов с программой "Горячая тема" на радиостанции "Русский край".