Работы находятся в собраниях Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им.Пушкина, Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Музея Метрополитен, Музея Людвига и многих других.
Свое свободное время художник отдает работе с детьми, в том числе с детьми из приютов, детских домов, интернатов. Юрий Константинович рассказывает: "Работать с детьми я начал в 1998 году на выставке "Отец Алипий", посвященной памяти моего дорогого наставника-настоятеля Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова), которая проходила в Доме журналистов на Невском проспекте. Выставку мне помогли организовать протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князя-Владимирского собора, протоиерей Алексий Крылов, настоятель церкви св. Иоанна Предтечи (Чесменской), протоиерей Игорь Филин, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Песочном.
Для меня отец Алипий был настоящим светочем Русского Православия. Широта его взглядов, мудрость, смелость, любовь к России и каждому, даже самому простому человеку, были воистину потрясающи. Он так много успел сделать на земле за свою не очень долгую жизнь: прошел всю Великую Отечественную войну, был художником, реставратором, священником, воспитавшим множество духовных чад, восстанавливал из руин Псково-Печерский монастырь, данный ему под начало.
На выставку пришло много людей, совершенно мне незнакомых, которые услышали объявление по радио. Они со слезами на глазах рассказывали изумительные истории о том, как их поддерживал о.Алипий в нелегкие периоды жизни. Их душераздирающие исповеди всегда кончались словами: "Батюшка помог..." А если собрать всех тех, кому архимандрит Алипий помогал, то соберется целая армия. Хотелось бы только, чтобы армия эта была бы воинством Христовым и несла бы в мир только добро. Отец Алипий верил, что христиане так и должны жить на свете, неся добро и любовь от человека к человеку. Я вспоминаю рассказ Льва Толстого "Чем люди живы" об ангеле, за провинности отправленном на землю.
" И сказал ангел:
- Остался я один в поле и нагой. Не знал я прежде нужды людской, не знал ни холода, ни голода, и стал человеком. Проголодался, измерз и не знал, что делать. Увидел я - в поле часовня для Бога сделана, подошел к Божьей часовне, хотел в ней укрыться. Часовня заперта была замком, и войти нельзя было. И сел я за часовней, чтобы укрыться от ветра. Пришел вечер, проголодался я и застыл и изболел весь. Вдруг слышу: идет человек по дороге, несет сапоги, сам с собой говорит. И увидал я впервой смертное лицо человеческое после того, как стал человеком, и страшно мне стало это лицо, отвернулся я от него. И слышу я, говорит сам с собой этот человек о том, как ему свое тело от стужи в зиму прикрыть, как жену и детей прокормить. И подумал: "Я пропадаю от холода и голода, а вот идет человек, только о том и думает, как себя с женой шубой прикрыть и хлебом прокормить. Нельзя ему помочь мне". Увидал меня человек, нахмурился, стал еще страшнее и прошел мимо. И отчаялся я. Вдруг слышу, идет назад человек. Взглянул я и не узнал прежнего человека: то в лице его я узнал Бога. Подошел он ко мне, одел меня, взял с собой и повел к себе в дом..."
Каждый, кто знал нашего Батюшку, подвердит: у отца Алипия никогда не было "мертвого лица", только "живое", и в лице его был Бог.
Впервые я посетил Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь в конце мая 1965 года в возрасте шестнадцати лет. Весна в разгаре. Буйное цветение окружающих монастырь садов. Празднично и бело...
Пасхальные дни отошли, пошли первые дни Пятидесятницы. Я постигал Православие как человек, родившийся в атеистической стране, получивший соответственное воспитание, но не утративший некоей генной связи с истоками. Дед мой был священников. И хотя я никогда его не видел, он умер задолго до моего рождения, самой историей моего рода мне было предопределено придти в Церковь. Именно в тот год, пережив сильнейший духовный кризис, я и отправился в монастырь c твердым намерением стать вначале послушником, а затем и принять постриг. Я считал, что истинная жизнь во Христе - это аскеза, изнурение себя голодом и молитвой и полный уход от мира. Но встреча с отцом Алипием, тогдашним Наместником Печерской обители, совершенно изменила меня. Именно он показал мне всю несказанную красоту и свет веры, научил достойной жизни в миру. В известном споре между Православием суровым, непримиримым, с железным посохом, "подмороженным", по словам Константина Леонтьева, и Православием мягким, добрым, мудрым, сострадательным, раскрывавшим сердца людям - я навсегда выбрал последнее.
Но вернусь в 1965 год. Я, тогда студент художественного училища, рискнул показать отцу Алипию мои еще несовершенные, ученические работы. Его похвалу я не мог объяснить ничем иным, как безграничной добротой и желанием подбодрить меня, совсем еще мальчишку. "Живи в миру, - сказал мне Батюшка. - Ты станешь художником. И все десять лет, до своей смерти, он поддерживал меня: когда мудрым отеческим словом, когда художественным советом, а когда и деньгами, зная, как необходимы они мне были тогда. Вообще в моем художественном становлении отец Алипий сыграл решающую роль. Я приезжал в монастырь нечасто, но каждый раз привозил Батюшке свои новые работы. Отец Алипий учил меня особому, уважительному отношению к зрителю. И всегда подчеркивал, что талант не привилегия, а ответственность.
Батюшка часто повторял мне слова В.Д.Поленова: "Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то жить станет слишком тяжело".
Любя все прекрасное, отец Алипий собрал замечательную коллекцию произведений искусства, которую перед своей смертью передал в дар Государственному Русскому музею и Картинной галерее Пскова. Трудами двух подвижников русской культуры - С.В.Ямщикова и В.А.Пушкарева - в Русском музее была организована выставка произведений, подаренных Батюшкой, и напечатан каталог. К сожалению, имя отца Алипия, Наместника Псково-Печерского монастыря, в 1975 году нельзя было назвать. Написали его мирское имя - И.М.Воронов. Так коллекция и осталась до сего дня. Большинство сотрудников не знают судьбу человека, подарившего музею среди прочих дивные картины В.Д.Поленова "Мечты" и "Вернулся в Галилею в силе Духа".
Мой дорогой учитель отец Алипий любил повторять слова апостола Иоанна: "Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом..." И продолжал: "Никогда не забывай, сынок, ты не одинок в мире. Помогай каждому, кто попросит. С собой ничего не унесешь, кроме чистого сердца. Все, что нажил, остается людям. Любовь остается людям". Отец Алипий подарил мне так много любви и тепла, открыл мне смысл истинной веры, которую я сегодня пытаюсь передать моим юным воспитанникам".
"Пасхальный фестиваль", "Рождественские коты", "Любимый Пушкин", "Ангелы над Санкт-Петербургом", "Мир отражений", "Бал художников" - вот лишь несколько названий конкурсов, выставок и фестивалей, в которых с 1998 года принимают участие воспитанники Юрия Люкшина. Цель художника -обогащение внутреннего мира ребенка, приобщение к вечным ценностям искусства, знакомство с историей и культурой России, основами христианской религии. Эти встречи мастер проводит в виде бесед, экскурсий по музеям, мастер-классов, в ходе которых ребята рисуют свои впечатления на свободную или заданную тему. Все формы занятий бесплатны, а художественные материалы закупаются на средства меценатов. Так, в 2001 году совместно с благотворительной организацией "Анастасия" Юрий Константинович организовал приезд детей-инвалидов с выставкой "Донская икона" из города Каминск-Шахтинского в Санкт-Петербург. При поддержки о.Алексея Крылова была организована выставка работ детей в приходских помещениях Чесменского дворца. А в мае месяце этого года в том же дворце была организована выставка "Пасхальный фестиваль", в которой принимали участие воспитанники Люкшина. Детишки нарисовали много ангелов и подарили их жителям Санкт-Петербурга как Пасхальный подарок.
Юрий Константинович стал идейным вдохновителем и городского конкурса детского рисунка "Я люблю тебя, Россия". После вернисажа в Государственном Эрмитаже лучшие пятьдесят работ, созданных для одноименной выставки, были переданы в дар больницам, хосписам и домам престарелых в Санкт-Петербурге. Эти красочные, озаренные детской фантазией работы - искренний дар от детского сердца сердцу взрослому. Все акции - звенья яркой и значимой авторской программы художника "Краски добра".
Знаменательно, что, ведя активную выставочную деятельность и путешествуя по России, Юрий Люкшин продолжает работать с детьми и за пределами Петербурга - в Петрозаводске, Костроме, Ярославле. На белых листах бумаги оживают древние сказания, появляются старинные русские города, увиденные глазами их юных жителей. А затем стараниями художника и его коллег у петербургских детей появляется возможность познакомиться с этими городами в работах их сверстников из разных уголков нашей страны. К примеру, в 2002 году в Чесменском дворце у о.Алексия Крылова была представлена экспозиция "Дивный град Кострома", в Санкт-Петербургском Государственном Университете проходила выставка "Онежские искорки", организованная Центром искусств им.Дягилева.
Мастер-классы являются любимой формой творческих встреч художника с детьми. "Проводя мастер-классы, - говорит Юрий Люкшин,- я никогда не ставлю перед собой задачу научить ребенка рисовать. Главное, дети знакомятся и общаются между собой, получают импульс общего дружеского настроения. У нас царит доброжелательная и домашняя обстановка. Этой весной во Всероссийском музее А. С.Пушкина на наб. Мойки, 12 у меня прошла выставка по произведениям А.С.Пушкина "Борис Годунов" и "Пиковая дама". На выставке я провел несколько мастер-классов, посвященных героям драмы Пушкина "Борис Годунов". Я стремлюсь, чтобы каждый из моих воспитанников почувствовал мое внимание, заботу и тепло. Ведь мы ценим Православие за соборность, общность, духовную сплоченность. Именно такую атмосферу я пытаюсь создать на своих занятиях. Для меня абсолютно неважно, кем впоследствии станут мои юные друзья. Любой труд почетен и нужен России. Но самое главное - нашей стране нужны добрые, талантливые, сердечные люди. Не талантливых детей не бывает. Мы общаемся и взаимно обогащаем друг друга. В этом - весь мой секрет. Для меня ребенок, по своему восприятию и мироощущению - это, прежде всего, образ "цельного человека". Взрослый же, в течение своей жизни постепенно растрачивает эту цельность, становясь "получеловеком".
Когда я общаюсь и работаю с детьми, я сам превращаюсь в ребенка. Творя в союзе с детьми, я обновляюсь и очищаюсь".
Всем участникам предлагаются одинаковые условия работы: на больших листах бумаги в течение 2-3 часов ребята создают свои произведения на означенную тему. Предварительного отбора среди маленьких художников не проводится - дети из художественных студий, обычных школ и домов-интернатов трудятся сообща. На мастерах-классах у Юрия Люкшина соревновательный дух совершенно отсутствует. Наоборот, дети стараются помочь друг другу, они трудятся как цельный коллектив. Зачастую над одним листом работают по несколько человек. Как это бывает интересно - рисовать, наблюдать, учиться.
Осенью 2004 года стартовал детский творческий марафон "Мир без войны", инициированный Государственным Русским музеем к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В рамках этого проекта Юрий Люкшин и более ста ребятишек от 5 до 16 лет работали на разных площадках Петербурга. Итогом работы стал выпуск двух книг. Одна из них - уникальная рукописная "Петербургская книга мира" по стихам Ольги Бергольц. Это большой, красивый фолиант, в составлении которого принимали участие дети из Антикризисного центра о.Алексия Крылова, три студии - "Преображение", Дворца учащейся молодежи, Дворца пионеров и ученики школы N 658. Мастер-классы Юрий Люкшин организовывал в большом зале Союза художников Санкт-Петербурга.
И вторая выпущенная книга - печатная. Это - "Петербургская книга мира", которая была издана в конце марафона. В нее вошла часть рукописной книги, лучшие работы конкурса Русского музея и небольшая часть работ из коллекции самого Русского музея. Ведь музей с 1950-х годов собирает и детские работы тоже. Некоторые из этих работ были представлены на выставке детских рисунков "Мир без войны", которая прошла в Государственной Думе в марте этого года.
Юрий Константинович рассказывает: "Нам было приятно, что мы выставились именно здесь. У нас высокая, светлая, необыкновенно гармоничная выставка. А к тому же очень оптимистичная, с огромной любовью к Отечеству, с теплым отношением к миру. Мрачных картин мы не выставляли. И все воспоминания о войне - о Великой Отечественной, Куликовской битве полны гармонии, красоты. На выставке у нас была единственная пушка - она стреляет конфетами. Это наш лозунг, что все пушки должны стрелять только конфетами! Нашу выставку посетили сотрудники Государственной Третьяковской галереи. Осенью этого года музей будет отмечать юбилей - 150 лет со дня основания. Руководство Третьяковки пригласили нас с детьми принять участие в празднике. Мы сделаем мастер-класс: ребята будут рисовать шедевры Третьяковской галерея. Также мы надеемся показать выставку в Администрации Президента, в Московской городской думе. У нас очень красивые работы. Они способны оптимизировать внутренний мир человека.
У нас уже был такой опыт. Депутаты подходили к картинам, писали свои отзывы, им очень понравилось. И мы надеемся, что это может способствовать принятию более человечных и добрых законов. Ведь искусство воздействует на человека. И нам хотелось показать депутатам все светлое, радостное, солнечное, наполненное огромной любовью к России".