Судьба - весь ХХ век

4 ноября - память митрополита Нестора (Анисимова), одного из наиболее видных иерархов Русской Церкви ХХ в.

Новости Москвы 
0
182
Время на чтение 8 минут
Великая Россия - великие судьбы. Случатся ли еще подобные люди в нашей современной истории, чтоб в биографии их нашло совокупное отражение великое многообразие и коренные события даже не одной, а нескольких временных эпох? Судьба митрополита Нестора (в миру Николая Александровича Анисимова) безусловно принадлежит к этому числу. Успевший снискать себе имя и заслуженное уважение в Церкви еще в годы Империи, он оказался в самой гуще событий Гражданской войны и эмиграции, затем пережил гигантский водоворот Второй мировой войны, восчувствовал на себе безжалостное действие маховиков сталинского ГУЛАГа, снова служил Русской Церкви, чтобы окончить свой путь с упованием на конечное торжество правды Христовой уже в 1962 г., в обстановке хрущевских гонений.

Епископ Нестор Камчатский (фото 20-х годов)Современники и знакомые описывают его образ такими словами: "Аристократ - человек большой культуры. Когда вы говорите с ним, ни на одну минуту не чувствуете, что с вами говорит человек, высший по сану и старший по летам. Это великолепный, талантливый рассказчик; охотно рассказывает об эпизодах своей бурной и многострадальной жизни" (А.Краснов-Левитин). Русская Церковь еще до 60-х годов истекшего столетия была жива и вдохновляема ими: людьми глубочайших фамильных традиций и ценностей, безупречного классического образования и воспитания, приверженцами глубоко гуманной идеи, представителями того периода в развитии российской народности и государства, в которое стремительно совершенствующиеся производительные силы рождали и далеко идущий творческий подъем, мощь убеждения, удивительную работоспособность.

Духовный его путь начался в 1907-м, с благословения св. прав. Иоанна Кронштадского и посвящения в монашество для дальнейшей миссионерской деятельности в самой отдаленной из тогдашних российских земель - на Камчатке. Данный этап его деятельности лучше всего известен, благодаря реалистичным и по-дневниковому подробным, но вместе с тем возвышенным и трогательным воспоминаниям в книге "Моя Камчатка".

Камчатский полуостров, и вправду, стал для иеромонаха Нестора глубоко своим, близким и личным. С таким ощущением приезжает он в Санкт-Петербург: не для того, чтобы покорять столицу и стяжать многочисленные восторги, но с целью придать необходимое продвижение делу преобразований российского Востока и призрения его коренных жителей. Камчадалы в то время находились на положении пасынков Империи. Невообразимо страдали они от нищеты, болезней, пьянства, невежества и своеволия самодуров-начальников.

Привлечь к нуждам их внимание власти, духовенства, всех милосердных благотворителей - такой целью был продиктован план создания Камчатского братства. Синод и обер-прокурор Лукьянов оказались против, однако, доклад о. Нестора в Обществе духовного просвещения произвел настоящий фурор в обществе и прессе. Личное покровительство проекту Камчатского братства оказала вдовствующая императрица Мария Федоровна, принявшая иеромонаха в Аничковом дворце.

В итоге, 14 сентября 1910 г. Благотворительное Камчатское Братство открыло свое представительство во Владивостоке, а после в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других крупных городах России. В деятельности его принимали посильное участие такие выдающиеся люди своего времени, как святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, будущие мученики великая княгиня Елизавета и митрополит Киевский Владимир. Покровителем Братства стал Цесаревич Алексей Николаевич.

На Камчатку потоком потекли пожертвования, стали приезжать добровольцы. В течение 1910-1917 гг. были построены десятки церквей, часовен, школ, приютов, больниц, лепрозориев и амбулаторий. Огромный вклад Братства был заметен не только в мероприятия христианского просвещения и призрения, но и в гражданское развитие края. Сам о. Нестор, в 1913 г. пожалованный игуменским саном, в совершенстве овладел эвенкийским и корякским языками и перевел на них Литургию, частично Евангелие и избранные молитвы.

Но с началом войны 1914 г. о. Нестор посчитал все же себя обязанным оставить миссионерскую работу и деятельно включиться в заботы и нужды фронта. Организаторский талант и широкие связи позволили ему в кратчайшие сроки организовать работу санитарного поезда "Первая помощь под огнем". Церковнослужитель подчас лично выносил с поля боя раненных, перевязывал их, утешал и переправлял в тыл.

В конце 1915-го о. Нестора Высочайшим повелением отозвали с фронта и стали готовить к архиерейскому служению на Камчатке. 16 октября 1916 г. над ним была совершена хиротония во епископы, с назначением правящим архиереем новообразованной Камчатской епархии. В данной должности епископ Нестор принял участие во Всероссийском Поместном соборе и выборах Св. Патриарха Тихона, во время которых проявил себя как твердый сторонник канонического устройства Церкви и открытый противник большевистского мятежа по своим политическим взглядам.

В частности, по его личному настоянию было произведено фотографирование повреждений Кремля от обстрела большевистской артиллерией и выпущена брошюра "Расстрел Московского Кремля". Замысел владыки был в том, чтоб по возможности большее число русских людей воочию убедились в плодах переворота, произведенного Лениным и Троцким. "Сейчас нам дорог каждый факт, - говорил он, - способный возбудить в народе ненависть к большевикам. Люди знают, что большевики против религии. Это обстоятельство следует использовать нам обязательно. Предлагаю немедленно составить короткую, но яркую книжку, где подробно рассказать о разрушениях и указать их виновников. На народ, привыкший к почитанию святынь, это подействует должным образом". В самой же брошюре владыка открыто писал: "Увы, безумная стратегия становится характерной для всех представителей самозванного правительства, и то же, что они сделали с Кремлём, делают нынче со всей Россией, разыскивая в ней орудиями смерти врагов своих бредовых утопий".

За это свое выступление против большевиков еп. Нестор был подвергнут аресту. Одним из первых православных архиереев он испытал на себе тяжесть гонений. Заключение в келье Ново-Спасского монастыря продлилось месяц, в освобождении узника деятельное участие принял новоизбранный патриарх Тихон. Когда же владыка опять появляется на Соборе, его встречали подобно герою. Собор поднялся с мест, с пением тропаря "Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего..." -пророческим пением, ибо с Казанской иконой Божией Матери в его последующей непростой судьбе окажется связано многое.

Когда в 1918 г. Собор завершил работу, по стране вовсю полыхала война. Путь на Дальний Восток оказался отрезан. И, тем не менее, забота о сиротствующей пастве, тем более нуждающейся в руководстве в годину трагических событий, побудила его совершить приключенческое путешествие, почти в духе Ж.Верна и С.Стивенсона через Малороссию, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай. Впрочем, совсем скоро владыке, ввиду установления на Дальнем Востоке правления большевиков пришлось в очередной раз и теперь уже навсегда распрощаться с милой для его сердца Камчаткой и с ее населением.

Епископ Нестор (Анисимов)На некоторое время вихрь Гражданской войны увлек и его. Являясь доверенным лицом патриарха Тихона на востоке России и выполняя его поручения, владыка в то же самое время попытался по мере сил привнести начало церковности в среду Белого движения. Во Владивостоке в 1922 г. он участвовал в работах Земского собора, в армии Колчака он организовывал из числа духовных лиц особые "Полки Иисуса". В занятом белыми Алапаевске первым ему довелось подойти к телу убиенной великой княгини Елизаветы Федоровны. И - оставить надолго все, став ее преданным и постоянным служителем.

Вместе с небольшим конвоем еп. Нестор везет ее тело через всю Сибирь, Дальний Восток, в Японию и далее в Палестину, в Иерусалим. И лишь выполнив свою исполненную скорби и благоговения миссию, возвращается в Россию - в Крым, занятый Врангелем.

Судьба сводит его здесь со старой знакомой, императрицей Марией Федоровной. В последние дни пребывания в Севастополе белых частей владыка оказывается в роли ее непосредственного попечителя и духовника. Волнительная картина: в порту завершается паническая эвакуация на корабли, на окраины города вступают красные, а владыка степенно и неторопливо совершает свою литургию. Императрица также не желает трогаться без него. "Поспешите, владыко, Императрица без вас не едет", - торопят посланцы. Но епископ Нестор непреклонен и как бы отрешен от происходящего. Лишь завершив богослужение, он отправляется к пристани и одним из последних, вместе с Марией Федоровной отбывает из Крыма.

Масштаб личности и кипучий характер и в эмиграции делают его одной из наиболее заметных фигур. Владыка - член зарубежного Синода (в Карловцах), близкий к митрополиту Антонию Храповицкому. Впрочем, церковные политика и разделения не увлекают его. Охладев к административной деятельности и лелея в душе идеал единства со страдающей Российской Матерью-Церковью, он заново ударяется в миссионерство, теперь уже в общемировых масштабах. В Европе, в Азии, в Африке он проникает в самые отдаленные уголки, собирает пожертвования на церковное дело, несколько раз совершает паломничество на Святую Землю. В 1938 - 1939 гг. его целиком увлекает миссионерская работа в Индии и на Цейлоне. Накануне войны его постоянным местом пребывания становится Маньчжурия, город Харбин, где живет многочисленная русская община.

1945-й приносит Дальнему Востоку освобождение от Японии, но взамен ставит не менее острый вопрос об отношении к советским властям. Поначалу для владыки Нестора все складывается как будто благополучно. В 1946 г. патриарх Алексий I (Симанский) вступает с ним в общение и жалует сан митрополита, назначая своим экзархом по Дальнему Востоку и Юго-Восточной Азии. Архиерей получает аудиенцию у маршала Малиновского.

Митрополит Нестор (Анисимов)В 1948 г. в Москве, по случаю празднования юбилея автокефалии Русской Православной Церкви назначается совещание, на которое приглашают епископат. Однако, на перроне столичного вокзала митрополита Нестора ждет арест. Коммунистические власти злопамятны: владыке вменяют в вину былое сопротивление советским властям и промонархические симпатии: участие в перенесении мощей св. прпмц. Елизаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 г., издание книги "Расстрел Московского Кремля", строительство часовни Венценосных Мучеников и пр.

Приговор - десять лет лагерей, тюремный этап в Потьму, на место Саровской пустыни. В лагере происходит знакомство митр. Нестора с другим замечательным иерархом-арестантом, архиепископом Мануилом (Лемешевским). Кроме тесного и духовно насыщенного общения с ним, владыка между прочим вспоминал и одну небезынтересную мистическую подробность.

Еще до революции в Дивеевском монастыре произошла его встреча с известной юродивой Пашей. Когда он пришел, Паша лежала на своей койке и встречала архимандрита отборной матерной руганью. Ничего не поняв, о. Нестор молча стоял у дверей, а юродивая, окончив материться, сказала: "Вот, батюшка, через сорок лет ты здесь другого слова не услышишь". Так и случилось: спустя сорок лет в советском лагере владыку постоянно донимал непрестанный мат охраны и заключенных.

В 1956 г. владыку вместе с архиепископом Мануилом освободили, после чего Патриархия немедленно восстановила его в служении и направила на Новосибирскую кафедру. Но взаимоотношения с властью по-прежнему "не строились" - владыка не позволял закрывать храмы, то и дело изобличал доносчиков из епархиальной среды. Спустя два года последовал его перевод из Новосибирска в Кировоград. Владыка и здесь много ездил по епархии, служил, проповедовал, ходатайствовал перед властями против закрытия храмов...

Так продолжалось несколько лет, до начала самой тяжелой болезни: инсульта и паралича. Больной владыка сперва поселился в Троице-Сергиевой Лавре, затем лежал в Москве, в Первой градской больнице среди простых людей. 4 ноября 1962 года, в день Казанской Божией Матери, он умер.

С этой кончиной в прошлое отошел целый период истории Русской Церкви. Похоронили митрополита Нестора (Анисимова) в Переделкино, в ограде храма Патриаршего Подворья. На отпевании присутствовал сам Патриарх. Согласно завещанию, надпись на кресте гласила: "Митрополит Нестор. Камчатский миссионер". Из всех событий и вех долгой и многострадальной жизни выбрана оказалась первая и, по-видимому, самая дорогая для него - пребывание на Камчатке. Образок же Казанской Божией Матери сам по себе напоминал о руководстве и заступлении, приведших его под кров Владычицы в самый день ее памяти и дату, символически отражающую в себе торжество Русской земли. Торжество веры и верности вопреки смуте, предательству и неопределенности.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:57
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:50
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Калужанин
27.04.2024 11:14
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
27.04.2024 09:52
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
27.04.2024 09:43