Подробнейшим образом здесь (при том, что книга в целом охватывает период от истории Скифии до венчания на Царство Михаила Романова) рассматривается борьба Преподобного с ересью жидовствующих. При этом подчеркивается не только богословская глубина "Просветителя" Волоколамского игумена, - труда, в котором содержатся "слова" против ереси (об этом писалось немало), но, что не менее важно - рассматривается нравственный образ поведения, мудрость и смелость святого. Последние качества особенно проявились в отношениях с Государем Иоанном III, который какое-то время покровительствовал еретикам и проявлял подозрительное отношение к прп. Иосифу. Перед кончиной Государь хотел "со всеми примириться" и пригласил борца с ересью в Царские палаты.
Описание этих встреч, как и вся книга Ю.П.Михайлова, сделанное с художественной увлекательностью, заслуживает внимательного цитирования: "Поговорив немного о делах соборных, Державный обратился к своему наболевшему. "Я узнал о ереси, - сказал он неожиданно, - и ты прости меня в том, а митрополит и владыки простили меня". Иосиф, ко всему готовый, и потому настроенный осторожно, был поражен смирением Великого Князя: "Как мне тебя простить?" Но Иоанн повторил: "Пожалуй, прости меня!" Немного подумав, Преподобный ответил: "Государь! Только ся подвигнешь о нынешних еретиках, и в прежних тебя Бог простит". Этим ответом святой задал меру искупления греха: подвигни себя (покарай нынешних злодеев), тогда Бог простит тебе попустительство прежним".
Этот пассаж доказывает, что книга Ю.П.Михайлова вполне соответствует своему названию - в ней действительно рассматривается "Нравственный образ истории", то есть история в свете нравственных евангельских законов, - все отношения людей и государств по-новому предстают нам в этом свете. Так отношения прп. Иосифа и Государя Иоанна III представлены во всем их драматизме. Прп. Иосиф долго безрезультатно просил "о розыске еретиков", которые свили свое гнездо в верхушке столичного духовенства и дипломатического корпуса.
Поведение Государя в ответ на челобитные прп. Иосифа автор книги о "нравственности в истории" характеризуется таким образом: "Он, Государь, казнивший сотни преступников и недругов своих, не считая опальных былых друзей и сродников, пред врагами Христа вдруг растерялся. Он торопливо покаялся за прошлое, а в настоящем думал устраниться, примирившись со всеми. Но примирился ли он с Богом? - вот какой вопрос поставил перед ним Иосиф.
Собор, на котором была осуждена ересь жидовстующих, был собран уже сыном Иоанна III - Василием III...
В книге подробно описываются те интриги, которые плели против прп. Иосифа еретики. Особо удавшейся интригой, отголоски которой докатились до наших дней, было организация противостояния с "нестяжателями".
"Идеологом" выдуманной партии был князь-инок Вассиан Патрикеев. И он, а не в коем случае ни прп. Нил Сорский, раздувал это противостояние в своих иронических посланиях к прп. Иосифу. Позиция прп. Иосифа многим нынешним "интеллигентным христианам" кажется изуверской, а между тем история и наша современность показывают, насколько он был духовно трезвенен. После того, как на соборе 1504 года ересь была низложена встал вопрос - что делать с покаявшимися еретиками? Вот, что ответил прп. Иосиф: "Тому, кто признает вину лишь на суде, будучи изобличенными, чтобы избегнуть смертной кары, - тому верить нельзя. Пусть кающиеся принесут плод достойный покаяния, пусть ради спасения душ своих бывшие сатанисты (надо сказать, что Ю.П.Михайлов первые называет вещи своими именами - делает он это на основании того, что известно о тех невероятных кощунствах над святыней, к которым были причастны еретики, особенно еретики, облаченные священным саном - Л.И.) сами добровольно затворятся в темнице, возложат на себя тяжелые вериги, дадут страшные обеты и молят Бога о прощении, об искуплении своих прошлых грехов, Если же нет, то чего стоит их лживое "покаяние"?"
"Нестяжатели" же, а вернее лично князь-инок через свои послания (насколько это была темная фигура для русской церкви Ю.П.Михайлов подробно разбирает в книге) стали требовать, чтобы всех, кто изъявил "покаяние", выпускать на свободу тотчас же и розыска дальнейшего не чинить.
Как будто бы вполне гуманная позиция... Но гуманизм - и христианское трезвение не одно и тоже. Многие "покаявшиеся" члены секты тайно продолжали свое дело, и последователи их дожили и до наших дней.
Последние семь лет, из-за козней придворных интриганов, прп.Иосиф находился в опале. Но уже на смертном одре он обращался к Государю с просьбой не слушать лженестяжателей, не ослаблять церковь, не отделять ее от всего русского народа, превращая в отдаленную от реальных нужд Отечества, "пустыню". Пустынничество - для избранных, но это - не удел всей Церкви, - писал он. Позиция прп. Иосифа победила - его курсом шла церковь на протяжении еще четырех веков. Волоцкий монастырь стал образцом служения Церкви народу и Царю. Этот нравственно значимый образ или образец Ю.П.Михайлов описывает так: "Иноки, в большинстве своем высокородные бояре, оставившие грешный мир с его богатствами, - жили на хлебе и воде, носили на теле власяницы и тяжелые вериги, и молились денно и нощно, но при этом не оставляли забот о ближних, чего совершенно не делали "нестяжатели". Да, здесь, на Волоке, Богу служили пышно: у икон в золотых ризах, украшенных дорогими каменьями, с богатой церковной утварью. И отсюда широко распространялось духовное просвещение. Здесь составлялись и переписывались книги, писались иконы; клиры, сочиненные самим Иосифом, легли в основу песнопений, прославивших Святую Русь. Здесь был странноприимный дом, сиропитательница, "божедомье" для погребения неимущих. Но, кроме того, отсюда, из обители Волоколамской выходили старцы и епископы, духовно сродственные РУССКОМУ САМОДЕРЖАВИЮ".
Ю.П.Михайлов в своей книге показывает, как борьба прп. Иосифа за Церковь, увенчалась ее многовековым существованием в союзе, в симфонии с православным Царством и без серьезных еретических наветов. Таким образом, отметаются обвинения, тех, кого почитатель мужественного борца с ересью, называет "либерал-историками", тех, кто "до сих пор гонят волну недовольства в адрес Святого Иосифа Волоцкого".
Книга Михайлова помогает читателям - большинству из нас, воспитанным на трудах все тех же "либеральных историков" и на "гуманистических ценностях" в целом пересмотреть расхожие оценки тех или иных исторических личностей и ключевых событий русской истории.