И вот выясняется, что против ученого возбуждено судебное преследование. И кем? Родным университетом. Ректорат РГУ им. И.Канта подал в Ленинградский районный суд г. Калининграда исковое заявление, обвинив ученого в том, что он опорочил деловую репутацию университета. При этом ректорат требует отнести судебные издержки за счет ответчика. Объясняется требование очень "милым аргументом": "Поскольку Российский государственный университет имени Иммануила Канта является государственным образовательным учреждением, финансируемым из государственного бюджета, просим освободить от уплаты государственной пошлины по делу".
Но ректорат на этом не останавливается, в качестве компенсации за понесенные убытки в иске предлагается взыскать с Шульгина немалую сумму в 100.000 рублей. Интересно, а какие зарплаты у доцента в РГУ им. И.Канта?! Сколько времени В.Н.Шульгину нужно ни есть, ни пить, чтобы расплатиться с родным университетом, или, может быть, ректорат предложит ученому продать квартиру? Эта скаредность и отсутствие благородства со стороны ректората просто поразительны! Потребовали бы взыскать символический рубль, показав, что интересует не материальная сторона дела, а именно защита деловой репутации. А тут - 100 тыс.! Не иначе решили за счет Шульгина выписать премию юристам вуза, так сказать за "успешную работу по искоренению разномыслия". Впрочем, подоплеку происходящих событий сам В.Шульгин раскрыл в своем последнем материале, опубликованном на днях РЛ "Зомбирование по-калининградски или наш растущий сепаратизм".
В приложении к исковому заявлению в числе прочих "зловредных" публикаций В.Н.Шульгина упомянуты и публикации нашего агентства. Сегодня мы хотим внести еще дополнительную лепту в это дело и опубликовать шедевр юристов РГУ им. И.Канта - исковое заявление в Ленинградский районный суд (в сокращении).
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
12 мая 2005 года в газете "Независимая", рубрике "Янтарный край" была опубликована статья Владимира Николаевича Шульгина .Может ли "Иммануил Кант" быть нашим знаменем". В указанной статье автор в форме, порочащей деловую репутацию университета, затрагивает вопросы переименования Калининградского государственного университета в Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет имени Иммануила Канта". В частности, в статье содержатся следующие порочащие деловую репутацию университета и несоответствующие действительности сведения:
1. В первом абзаце автор пишет о "единогласном" решении коллектива Калининградского государственного университета обратиться с просьбой присвоить вузу имя И.Канта, указывая далее, что "эти сведения неточны: никакого общего собрания коллектива не было". Данная информация не соответствует действительности, поскольку:
- согласно ст. 89 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный университет" принятие Устава Университета, изменений и дополнений к нему относятся к исключительной компетенции Конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся.
Ввиду того, что изменение наименования университета требует внесения соответствующих изменений в Устав, одним из вопросов, рассматриваемых на Конференции 10 марта 2005 года, был вопрос об изменении наименования вуза.
Вопрос о присвоении Калининградскому государственному университету имени И.Канта не рассматривался на конференции, речь шла об изменении названия университета с Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный университет" на Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет имени Иммануила Канта". В соответствии с действующим порядком переименования решение об изменении наименования вуза принимает его учредитель, университет может только выйти к учредителю с соответствующей инициативой. В случае с переименованием Калининградского государственного университета решение было принято Правительством Российской Федерации и оформлено Распоряжением 630-р от 23 мая 2005 года. На основании указанного распоряжения был издан Приказ Федерального агентства по образованию N 433 от 30 мая 2005 года "О Калининградском государственном университете".
Положение об общем собрании (Конференции) Калининградского государственного университета в пункте 4 предусматривает порядок избрания делегатов на Конференцию. В частности, указывается, что все члены Ученого совета КГУ являются делегатами конференции, а остальные избираются на общих собраниях своих подразделений. Исходя из действующих квот, на Конференции 10 марта 2005 года должно было принять участие 148 делегатов - представителей профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного персонала и обучающихся. Согласно протоколу мандатной комиссии на конференцию прибыло 132 делегата из 148 избранных.
По вопросу о переименовании КГУ делегаты Конференции слушали доклад ректора А.П.Клемешева, в поддержку выступили декан факультета биоэкологии В.П.Дедков, декан исторического факультета В.И.Гальцов, зав. кафедрой истории русского языка факультета филологии и журналистики С.С.Ваулина, профессор кафедры теории государства и права юридического факультета В.П.Прокопьев, другие делегаты. Решение обратиться в Федеральные органы исполнительной власти с предложением об изменении названия государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Калининградский государственный университет" на "Федеральное государственное учреждение высшего профессионального образования "Российский государственный университет имени Иммануила Канта" было принято единогласно всеми делегатами.
Таким образом, и собрание коллектива и единогласие в принятии решения об изменении наименования университета имели место в действительности.
[Отметим, что В.Н.Шульгин писал о том, что противники переименования были под разными предлогами не допущены на это собрание, но не ставил под сомнение общий "одобрямс" участников - РЛ.]
2. Далее автор указывает: "Заседавшие преподаватели представляли только ректорат и ему сочувствующих", что также не соответствует действительности. В Конференции принимало участие 40 членов Ученого совета КГУ (в том числе представители ректората - 7 человек) и 92 представителя иных категорий работников, а также обучающиеся, каждый делегат был выдвинут на конференцию на общем собрании структурного подразделения, членом которого он является. Кроме того, и члены Ученого время избирались коллегиально, на Конференции путем тайного голосования в соответствии с Уставом КГУ.
3. Автор статьи утверждает, имели место "замалчивание мнений противников этого решения" и "келейность процедуры" принятия решения. Однако это не соответствует действительности. До принятия окончательного решения об обращении в Федеральные органы государственной власти по вопросу переименования, Калининградским государственным университетом была проделана большая работа по изучению мнения общественности, проводились дискуссии, социологические опросы, в которых каждый желающий имел возможность высказать свое мнение. Так, 21 декабря 2004 года в газете "Комсомольская правда" была опубликована статья "Имя Канта присвоят к юбилею?", в которой были сообщены телефоны для голосования по вопросу переименования (за один час опроса поступило 68 откликов за переименование и 2 против). Газета "Дворник" проводила голосование посредством SMS на тему: "Быть или не быть крупнейшему вузу региона имени И.Канта", более 40% респондентов ответили утвердительно, против высказалось 34,4%, воздержалось 3,5%. Кроме того, 28 февраля 2005 года на официальном сайте 750-летия г. Калининграда были опубликованы результаты недельного опроса калининградцев на предмет их отношения к переименованию университета, "за" высказались 71% опрошенных. В региональной прессе и в многотиражной газете "Калининградский университет" публиковались материалы с отрицательными мнениями по вопросу присвоения нового имени вузу, в том числе и мнения сотрудников университета (профессора С.В.Корнилова, профессора А.Д.Дмитровского). Приведенные данные позволяют сделать вывод, что, во-первых, процедура обсуждения была более чем открытой, а не "келейной", и, во-вторых, большинство населения Калининградской области положительно отнеслось к идее переименования университета, без восприятия данного факта в качестве унижающего достоинство, выступив с инициативой изменения названия КГУ, по сути, реализовал желание большинства населения.
[Как умилительны эти ссылки на псевдосоциологические исследования! За час, видите ли, в редакцию "Комсомолки" позвонили 68 сторонников переименования. А сколько часов продолжался опрос? Сколько вообще человек позвонили? А не звонили ли одни и те же люди, скажем по заказу ректората? Ну а SMS-сообщения газеты "Дворник", несомненно, заслуживают абсолютного доверия. Надо вообще порекомендовать социологам проводить такими методами свои исследования, глядишь улучшится результативность работы социологов, а авторитет социологических служб поднимется до небес. Не больше доверия вызывает и ссылка на результаты опроса, опубликованные на сайте 750-летия Калининграда, поскольку не сообщается 71% "за" - это сколько человек (может быть 7 человек из 10). Видимо, составители иска судей за дураков держат, коль приводят такие с позволения сказать факты - РЛ.]
4. Далее говоря об изменении названия, автор сравнивает его с "рептильным сигналом в немецком направлении" со стороны руководства университета. Приведенное сравнение является унижающим честь и достоинство руководства университета, кроме того, оно также не соответствует действительности. Ректор университета неоднократно в своих интервью указывал на то, что имя Иммануила Канта должно отразить преемственность мировой культуры, кроме того, обращалось внимание на полное изменение "наименования Университета, придание ему более высокого статуса посредством включения в название слов "Российский", "Федеральное". Подчеркивалось также, что в свое время И.Кант был российским подданным и является ученым мировой величины, а не сугубо немецким.
5. В статье В.Н.Шульгина приводятся и другие, порочащие деловую репутацию, категории и сравнения, в частности, действия по переименованию университета сравниваются с "постыдным обменом первородства на западную "чечевичную похлебку", называются "смердяковщиной". Очевидно, что данные характеристики имеют ярко негативную окраску и способны сформировать отрицательное представление о Российском государственном университете имени Иммануила Канта.
6. Членов Конференции, принимавших участие в решении вопроса об изменении названия Вуза, автор называет "нашими доморощенными германофилами и русофобами", "всечеловеками, которые, не зная богатств отечественной мысли, силятся нас поучать". Университет не может согласиться с данными некорректными и оскорбительными высказываниями. Исходя из толкования, данного в Большом толковом словаре русского языка (ред. Кузнецов С.А.) под "русофобией" понимается нелюбовь, неприязнь к русскому народу, России. Очевидно, что включение в название вуза слово "Российский" никак не может свидетельствовать о "русофобии". То обстоятельство, что многие ученые, невзирая на национальную принадлежность И.Канта, расценивают его в качестве мирового философа, "человека планеты", признают его роль и влияние на развитие философской мысли, вовсе не делает их германофилами и русофобами. Более того, необходимо отметить, что все без исключения представители Конференции являются высокообразованными лицами, многие являются докторами и кандидатами наук, профессорами, имеют множество научных трудов, а потому ссылка на незнание ими "богатств отечественной мысли" также не соответствует действительности. Для высказываний такого содержания необходимы более веские и обоснованные аргументы.
[А разве сам по себе факт именования русского университета именем иностранного ученого не является свидетельством германофильства и русофобии?! - РЛ.]
Приведенные выше данные в полной мере доказывают ложность многих высказываний В.Н.Шульгина. Университет признает право каждого гражданина на свободное выражение своего мнения, однако не может согласиться с тем, что выражение мнения носит явно выраженный оскорбительный характер и основано на фактах, несоответствующих действительности. Статья, автором которой является Ответчик, негативно отражается на мнении населения области об университете и его руководстве, затрагивает репутацию многих представителей научно-педагогических работников университета".
[Напрасно беспокоитесь, господа. Ваш судебный иск против В.Н.Шульгина куда более негативно отразится на мнении не только населения области, но всей русской общественности о вашем духовно-нравственном облике и вашем отношении к русской культуре. И эту репутацию ни одним судебным решением не исправить! - РЛ.]
Напоминаем, что рассмотрение гражданского дела по иску РГУ им. И.Канта о компенсации морального вреда состоится 25 августа в 11.00 часов. Думаем, что все русские патриотические организации должны поддержать мужественного борца за русское дело на далекой окраине России.
Сообщаем координаты Ленинградского районного суда г. Калининграда на случай необходимости отправки телеграмм в поддержку В.Н.Шульгина: 236016, Калининград, ул. А.Невского, д. 29; тел: (0112) 43-27-75.
Электронный адрес Владимира Николаевича Шульгина: shulgin_vladimir@mail.ru.