itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Схоластика, как признак церковного застоя

0
292
Время на чтение 6 минут
Дорогие друзья!
Недавно на сайте "Русской линии" появилась статья Людмилы Ильюниной "Кто и как пишет жития святых". Следует заметить, что статьи этого автора появляются в православной периодике довольно часто, так что ее вполне уже можно узнавать и по стилю, и по уровню рассматриваемых проблем. Но, при всем уважении, надо признать, что на многие поднятые вопросы существуют и альтернативные взгляды, что вполне согласуется со словами апостола Павла: "да явится среди вас искуснейший". Поэтому я предлагаю свой ответ на статью Л.Ильюниной, сохраняя при этом самые уважительное к ней отношение.


Много раз в самых разных источниках справедливо замечалось, что истинный "царский" путь, это путь между крайностями. В поднятой проблематике написания житийной литературы такие крайности тоже существуют, и одну из них автор статьи справедливо критикует. Имеются в виду самочинные сочинения на тему святости и жизни святых, которые можно найти в немалом количестве на тех же церковных прилавках. Авторы некоторых из них идут от мирского понимания литературы, и занимательность и даже сенсационность ставят во главу угла, не слишком задумываясь о духовном смысле описываемых событий.

Однако есть и другая крайность, которая, на мой взгляд, не менее опасна, чем первая. С древних времен отмечалось, что рутинное школьное образование иногда дает обратный эффект, отвращая учеников от преподаваемых истин. От латинского слова "схола" (школа) это явление получило название "схоластика", или, как его называли еще в XIX веке, "школьное богословие". Так, к примеру, в своей статье автор справедливо замечает, что многие жития, опубликованные свт. Дмитрием Ростовским, так похожи одно на другое, что будто бы написаны под копирку. В этом даже обнаруживается некий высший смысл, имеющий свои корни в христианском смирении и иконописной сдержанности. Автор даже настоятельно рекомендует православным читателям почаще читать житийную литературу такого рода, находя в этом едва ли не аскетические нормы. Что-то вроде древнего монашеского послушания толочь воду в ступе, - пользы никакой, зато смирение растет просто на дрожжах. Однако и в первом, и во втором случае к подобному подвигу готовы единицы из тысяч, так что рекомендовать подобные воспитательные методы в массовом порядке я бы не стал. Не надо путать вопросы послушания, и вопросы воспитания. В современных монастырях нынче иногда можно заметить сущую <дедовщину>, которая обосновывается пафосными рассуждениями о смирении и послушании, а по сути только разжигает страсти. А где же любовь?

Будучи мирским и страстным человеком я не претендую на учительские заключения, но должен признаться, что наиболее ясные и чистые впечатления о христианском подвиге я почерпнул из египетских патериков, из "Луга духовного" Иоанна Мосха, из "Отечника" свт. Игнатия Брянчанинова, где все это собрано в избранном порядке. Именно краткие, но яркие истории из жизни насельников древней Фиваиды убеждают наиболее продуктивно, а не выверенные и цензурированные жития. Именно проявления ярких индивидуальностей среди святых убеждает в их правоте, тогда как схоластические Четьи-Минеи навевают тоску. Поэтому я не могу согласиться с тем, что однотипные жития с непременными проявлениями святости еще в младенческом возрасте (буквально все младенцы отказываются от молока в постные дни!) могут дать кому-то нравственный пример. Тогда как небольшой рассказ (я бы употребил слово "анекдот" в его старом смысле) из жизни Макария Великого способен пронзить высоким духом самого неверующего человека. И мне непонятно, почему автор считает, что противостояния святых с современной им духовной иерархией являются запретной темой. Без такого противостояния порой невозможно понять суть подвига. В Церкви всегда существовали в разной степени антагонизма лидеры формальные и неформальные, иерархи и пророки, владыки и старцы. Идеальным можно считать сочетание свт. Алексия Московского и прп. Сергия Радонежского, но чаще было по-другому. Почему же тогда так сопротивлялась иерархия прославлению Серафима Саровского? Не объяснив этого, нельзя понять революции. А разве необходимо умалчивать о том, что некоторые прославленные ныне мученики приветствовали февральский переворот, и пафосно возвещали об избавлении от <печати кесаря>. Как они же разогнали прежний Синод, и изгнали с кафедр вполне уважаемых архиереев за их монархические взгляды. Конечно же, последующие муки искупили эти досадные и торопливые слова и поступки, но как без них понять последующее? Можно считать, конечно, всех святых идеально чистыми, но как же мы повторяем на каждой исповеди: "никтоже без греха". Мне ближе полулегендарная история про некий монастырь, который печально славился до революции пьянством и распутством монахов, и где во время революции на предложение под угрозой немедленной смерти отречься от Бога, настоятель произнес: "Что же братья, жили, как свиньи, так умрем, как христиане", после чего все без исключения монахи пошли на смерть. Было бы поучительно считать их идеальными святыми с постническими устремлениями от сосцов матери?

Надо признать, что схоластика, т. е. формализация воспитательной и духовной жизни Церкви, это процесс апостасийный. Одним из печальных примеров является само существование Катехизиса, как отдельного предмета духовного образования. Катехизис с его вопросами и ответами, есть порождение латинской схоластики. Киевский митрополит Петр Могила, который много и успешно противостоял католичеству и униатству на Украине, в порыве ответного хода написал свой православный катехизис, который и вошел в церковную жизнь, одобренный православными патриархами, как удобное средство для преподавания. Удобное для преподавателей, но бесполезное для учеников. Автор статьи замечает, что старцы подчас давали разным людям разные ответы на одни и те же вопросы, но в катехизисе все однозначно. Евангелие трактуется разными читателями по-разному, что является основой возникновения сект, но не таков Катехизис. По сути это таблица умножения от православного христианства, и на экзаменах в семинарии требуется выучить наизусть готовые ответы на предполагаемые вопросы, всего около трех сотен. Головная боль для семинаристов, которая никак не становится основой духовного становления, но становится замечательным инструментом карьерного роста.

Старцы никогда не произносят заготовленных ответов. Нет в мире двух одинаковых людей, значит и пути к Богу у них разные. И монашество по большому счету является не единственным путем к святости, хотя существование монастырей необходимо для здорового общества. Однако не будем забывать, что дивная Фиваида, где так пышно расцветала самая высокая духовность, в конце концов воспылала гордынею, впала в монофизитство, и легко была покорена молодым и энергичным исламом, где много однозначных установок и нет места для любви. А православное христианство, не мной отмечено, поразительно антиномично, то есть полно внутренних противоречий, что является признаком его жизненности. И в этом оно противоположно схоластике.

Конечно, духовная цензура необходима, но не запрещайте литературе придти в Церковь. Все искусство изначально было богослужебным инструментом, и литература с своего зарождения несла в себе элемент проповеди, и чем талантливее была эта проповедь, тем лучше было для Церкви. Сам Господь проповедовал притчами, яркими и содержательными рассказами, что было и осталось литературой самого высокого жанра. Проповеди Иоанна Златоуста являются примером высокого творческого вдохновения. В романах Достоевского, по словам прп. Иустина Поповича, богословия больше, чем во всей западной философии. Лучшие явления в русской литературе непременно вращаются вокруг вопросов веры, и довольно странно, что Церковь не пользуется этим богатством в своей миссионерской деятельности.

По большому счету надо вернуть в церковь творчество! Ведь было время, когда весь пласт творческой активности был посвящен церковной жизни, и архитектура, и живопись, и поэзия. Нынешние церковные стихиры и тропари представляют собой формы античного стихосложения. И хотя мне трудно представить место в современной Церкви наших деятелей культуры, я уверен, что в этом доме обителей много. Конечно, кому-то может показаться, что полное посвящение искусства Церкви попахивает тоталитаризмом, но ведь нормальный человек, по сути, вне Церкви и не живет. А искусство вне Церкви, если оно не посвящено Богу, то очень быстро находит другие объекты посвящения, и служит им всем устремлением своим.

В настоящее время Церковь ничего не может предложить молодежи, кроме как смиренное участие в богослужении. Согласен, это само по себе не мало, но молодые люди, горящие энтузиазмом, не могут найти здесь выхода своей энергии. Так дайте им послушание, в котором должны проявиться их творческие способности, их энергия и задор. Посмотрите вокруг, мы просто окружены, мы оккупированы языческой культурой, и не надо прятать голову в песок в ложном смирении. Противостояние общественному беснованию может стать мощным стимулом для творчества, и на этих духовных баррикадах могут найти свое место все желающие. Конечно, такому движению необходимо духовное наставничество, и это потребует титанической работы, но это работа в евангельском направлении.

Противостоять схоластике можно только живой и глубокой верой, в которой нельзя спрятаться за готовую формулу, а надо отвечать по существу. И только в этом направлении возможно подлинное возрождение нашей Церкви.
Игорь Винниченко, писатель, кинодраматург
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Винниченко
Совет да любовь
Литературный сценарий о благоверных Петре и Февронии
16.11.2012
Благодать
Киносценарий
09.12.2011
Все статьи Игорь Винниченко
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59