О языковой проблеме на Украине

Информация о прохождении в Верховной Раде Украины проектов законов о языках в Украине за период работы 3-4 созывов Верховной Рады Украины (май 1994 - январь 2005 г.г.)

0
210
Время на чтение 9 минут

Правовая неурегулированность многих вопросов, связанных с функционированием языков в украинском обществе, связанных с функционированием языков в украинском обществе, приводит к периодическому обострению этой проблемы. Это проявляется в том, что время от времени областные, городские и местные советы принимают решения, которыми пытаются разрешить возникшие жизненные коллизии, связанные с функционированием языков. Следует вспомнить референдумы, проведенные в Луганской и Донецкой областях, решения Донецкого областного, Харьковского городского советов по функционированию языков, обсуждение этих проблем в Днепропетровском и Одесском городских и областных советах. В 2000 году Железнодорожный районный совет Симферополя принял обращение к органам местного самоуправления, верховному Совету Украины и Верховному Совету Автономной Республики Крым с предложением об инициировании проведения всеукраинского референдума по вопросу придания русскому языку статуса государственного наравне с украинским.

При проведении президентских и парламентских выборов положения программ кандидатов в президенты, политических партий неизменно содержат программные положения о статусе русского языка. Достаточно вспомнить, что Л.Кучма и в 1994 году, и в 1999 году претендуя на пост Президента Украины, спекулировал именно на разрешении языковых проблем. Вспомним хотя бы его поручение Министерству образования и науки Украины в ходе предвыборной кампании 1999 года о разрешении сдачи вступительных экзаменов на русском языке, его фразу: "В Украине русский язык не должен чувствовать себя иностранным" (газета "Факты" от 18.09.1999 г.).

В ходе выборной компании 2004 года "основные претенденты" на пост Президента В.Янукович и В.Ющенко также не обошли темы статуса русского языка. Так В.Ющенко в одном из своих первых указах в случае избрания его Президентом Украины обещает "захист прав громадян на використання росiйськоi та iнших мов нацiональних меншин Украiни при наданнi державних послуг", "гарантуе вiльне використання росiйськоi мови и та мов iнших нацiональностей..., буде встановлено перелiк населених пунктiв, на територii яких поряд з державною мовою буде застосовуватися росiйська або мови iнших нацiональностей, громадянам Украiни буде гарантоване право звертатися до органiв влади та органiв мiсцевого самоврядування, спiлкуватися з посадовими особами та одержувати вiдповiдь росiйською або мовами iнших нацiональностей, Кабiнету Мiнiстрiв Украiни, Мiнiстерству працi та соцiальноi полiтики Украiни, Головному управлiнню державноi служби Украiни, Мiнiстерству освiти i науки Украiни, iншим центральним та мiсцевим органам виконавчоi влади до 1 сiчня 2005 року буде наказано внести до професiйно-квалiфiкацiйних характеристик державних службовцiв положення про обов`язкове володiння ними, крiм державноi, росiйською мовою або мовами iнших нацiональностей в мiсцях iх компактного проживання" (газета "Голос Украiни" N215 вiд 16.11.2004 р.).

Приближение парламентских выборов 2006 года заставляет политические партии вновь и вновь поднимать на щит проблему русского языка. Так, А.Мороз внес в Верховный Совет Украины законопроект "О внесении изменений в Закон Украины "О языках в Украине". Следует отметить, что законопроект А.Мороза по многим положениям повторяет законопроект, внесенный фракцией коммунистов (законопроект N 2235-5 Краснякова Е.В. и других).

Хронология подачи, рассмотрения в Верховном Совете Украины законопроектов о языках в Украине

На сегодняшний день действует Закон Украинской Советской Социалистической Республики "О языках в Украинской ССР" от 28 октября 1989 N8312-IХ. Настоящий закон в достаточной мере защищает интересы русскоязычного населения, права национальных меньшинств на использования родного языка во всех сферах общественно-политической жизни страны, способствует развитию украинского языка. Он не противоречит статье 10 Конституции Украины, которая была принята позже (28 июня 1996 года). Проблемой остаЈтся выполнение закона. Основные положения закона игнорируются властью. В первую очередь статья 11 - язык работы, делопроизводства и документации, статья 25 - язык воспитания и получения образования, статья 26 - язык воспитания в детских дошкольных учреждениях, статья 27 - язык обучения и воспитания в общеобразовательных школах, статья 28 - язык обучения, а профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, статья 29 - вступительные экзамены по языку и другие.

Вместе с тем вышеназванный закон требует внесение изменений (название закона, уточнение терминологии, включение в закон положений статьи 10 Конституции Украины и др.).

Исходя из этого, фракция КПУ в Верховном Совете 3 созыва внесла законопроект "О внесении изменений в Закон Украинской ССР "О языках в Украинской ССР" (N2235-5 от 13.09.2000 г., авторы Красняков Е.В. и др.).

В 3-4 созывах Верховного Совета Украины было внесено 19 законопроектов, которые направлены на разрешение языковых проблем (8 законопроектов в III созыве, 11 законопроектов в IV).

24 декабря 1999 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины "О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, 1992 г.", который вступил в силу как внутригосударственный документ с момента опубликования, то есть с 30 декабря того же года.

Настоящим Законом в основном были решены проблемы использования русского языка, языков национальных меньшинств, прежде всего, в местах компактного проживания тех или иных этнических групп. Но 12 июля 2000 года Конституционный Суд Украины принял решение о неконституционности этого Закона в связи с его несоответствием новым конституционно установленным правилам подписания и официального опубликования законов Украины. В соответствии с решением Конституционного Суда "использование русского и языков других национальных меньшинств используется в объЈме и порядке, которые определяются законами Украины", а в соответствии с частью третьей статьи 22 Конституции при принятии новых законов, а также изменений к существующему, не допускается сокращение содержания и объЈма существующих прав и свобод. Это положение даЈт возможность опираться на действующий Закон Украинской ССР "О языках в Украинской ССР".

Трете скликання

1. Проект Закону Украiни "Про розвиток i застосування мов в Украiнi" (реестр. N1240 вiд 02.1997 р., поданий Кабiнетом Мiнiстрiв Украiни).

2. Проект Закону Украiни "Про мови в Украiнi" (реестр. N1167 вiд 17.02.1999 р., поданий н/д Алексеевим).

3. Проект Закону Украiни "Про мови в Украiнi" (реестр. N2235 вiд 13.11.1998 р., поданий н/д Кiяшком С.М.).

27.05.1999 року за N2235/П н/д Танюком Л.С. (фракцiя НРУ) внесено постанову Верховноi Ради Украiни Про проекти законiв Украiни, внесенi народними депутатами Украiни О.Кучеренком (реестр. N2235-1), О.Костусевим (реестр. N2235-2), та "Про мови в Украiнi", внесений народним депутатом Украiни С.Кiяшко (реестр. N2235).

04.12.2001 року за N2235-П н/д Кириленком В.А. (фракцiя НРУ) внесено проект постанови Верховноi Ради Украiни "Про неприйнятнiсть проекту Закону Украiни "Про мови в Украiнi", N2235, автор Кiяшко С.М.).

12.12.2001 року за N2235-3П н/д Мовчаном П.М., Сахном Ю.М., Тараном (Тереном) В.В. внесено проект постанови Верховноi Ради Украiни "Про проекти Законiв Украiни "Про розвиток та застосування мов в Украiни, внесенi народними депутатами О.Кучеренко (реестр. N2235-1), О.Костусевим (реестр.N2235-2), та "Про мови в Украiни, внесений народним депутатом С.Кiяшком (реестр. N2235).

4. Проект Закону Украiни "Про розвиток i застосування мов в Украiнi" (реестр.N2235-1 вiд 25.01.1999 р., поданий н/д Кучеренком О.).

27.05.1999 року за N2235/П н/д Танюком Л.С. (фракцiя НРУ) внесено постанову Верховноi Ради Украiни Про проекти законiв Украiни, внесенi народними депутатами Украiни О.Кучеренком (реестр. N2235-1), О.Костусевим (реестр. N2235-2), та "Про мови в Украiнi", внесений народним депутатом Украiни С.Кiяшком (реестр. N2235).

04.12.2001 року за N2235-1П н/д Кириленком В.А. (фракцiя НРУ) внесено проект постанови Верховноi Ради Украiни "Про неприйнятнiсть проекту Закону Украiни "Про розвиток i застосування мов в Украiнi", N2235-1, автор Кучеренко О.).

12.12.2001 року за N2235-3П н/д Мовчаном П.М., Сахном Ю.М., Тараном (Тереном) В.В. внесено проект постанови Верховноi Ради Украiни "Про проекти Законiв Украiни "Про розвиток та застосування мов в Украiни, внесенi народними депутатами О.Кучеренко (реестр. N2235-1), О.Костусевим (реестр.N2235-2), та "Про мови в Украiни, внесений народним депутатом С.Кiяшком (реестр. N2235).

5. Проект Закону Украiни "Про розвиток та застосування мов в Украiнi" (реестр. N2235-2 вiд 07.04.1999 р., поданий н/д Костусевим).

27.05.1999 року за N2235/П н/д Танюком Л.С. (фракцiя НРУ) внесено постанову Верховноi Ради Украiни Про проекти законiв Украiни, внесенi народними депутатами Украiни О.Кучеренком (реестр. N2235-1), О.Костусевим (реестр. N2235-2), та "Про мови в Украiнi", внесений народним депутатом Украiни С.Кiяшком (реестр. N2235).

04.12.2001 року за N2235-2П н/д Кириленком В.А. (фракцiя НРУ) внесено постанову Верховноi Ради Украiни "Про неприйнятнiсть проекту Закону Украiни "Про розвиток i застосування мов в Украiнi" (реестр N2235-2, поданий н/д Костусевим О.О.

12.12.2001 року за N2235-3П н/д Мовчаном П.М., Сахном Ю.М., Тараном (Тереном) В.В. внесено проект постанови Верховноi Ради Украiни "Про проекти Законiв Украiни "Про розвиток та застосування мов в Украiни, внесенi народними депутатами О.Кучеренко (реестр. N2235-1), О.Костусевим (реестр.N2235-2), та "Про мови в Украiни, внесений народним депутатом С.Кiяшком (реестр. N2235).

6. Проект Закону Украiни "Про мови в Украiнi" (реестр. N2235-3 вiд 08.09.1999 р., поданий н/д Коновалюком В.I (фракцiя "Трудова Украiна").

04.12.2001 року за N2235-3П н/д Кириленком В.А. (фракцiя НРУ) внесено постанову Верховноi Ради Украiни "Про неприйнятнiсть проекту Закону Украiни "Про розвиток мови в Украiнi" (реестр. N2235-3, поданий н/д Коновалюком В.I.).

7. Проект Закону Украiни "Про розвиток i застосування мов в Украiнi" (реестр. N2235-4 вiд 30.06.2000 р., поданий Кабiнетом Мiнiстрiв Украiни).

19.01.2001 року за N2235-П2 н/д Танюком Л.С. (фракцiя НРУ) внесено постанову Верховноi Ради Украiни "Про проекти Законiв Украiни "Про мови в Украiнi (реестр. N2235, автор н/д Кiяшко С.М.), "Про розвиток i застосування мов в Украiнi (реестр. N2235-1, автор н/д Кучеренко О.Ю.), "Про розвиток i застосування мов в Украiнi" (реестр. N2235-2, автор н/д Костусев О.О.), "Про мови в Украiнi" (реестр. N2235-3, автор н/д Коновалюк В.I.), "Про розвиток i застосування мов в Украiнi" (реестр. N2235-4, автор Кабiнет Мiнiстрiв Украiни), "Про внесення змiн до Закону Украiнськоi РСР "Про мови в Украiнськiй РСР" (реестр N2235-5, автор н/д Красняков ґ.В. та iншi). Автор проекту постанови вносить пропозицiю прийняти за основу законопроект за 32235-4 Кабiнету Мiнiстрiв Украiни, який в пресi назвали "законопроектом Жулинського".

8. Проект Закону Украiни "Про внесення змiн до Закону Украiнськоi РСР "Про мови в Украiнськiй РСР" (реестр. N2235-5 вiд 13.09.2000 р., поданий н/д Красняковим ґ.В. та iншими).

04.12.2001 року за N2235-2П н/д Кириленком В.А. (фракцiя НРУ) внесено проект постанову Верховноi Ради Украiни "Про неприйнятнiсть проекту Закону Украiни "Про внесення змiн до Закону Украiнськоi РСР "Про мови в Украiнськiй РСР (реестр N2235-5, автор н/д Красняков ґ.В. та iншi).

30 листопада 2001 року законопроекти, авторами яких були н/д С.М.Кiяшко (реестр.N2235), Кабiнет Мiнiстрiв Украiни (реестр. N2235-4), н/д Красняков ґ.В. та iншi (реестр. N2235-5) були обговоренi на сесii Верховноi Ради Украiни. Але рiшення по них так i не було прийнято. 13 грудня 2001 року голосування по вищезазначеним законопроектам було перенесено.

Для бiльш детального вивчення законопроектiв, якi стосуються мовних проблем слiд використовувати матерiали круглого столу "Проекти законiв про мови - експертний аналiз" ( в книзi "Проекты законов о языках - экспертный анализ: Материалы круглого стола. Издание второе, дополненное / Фонд поддержки русской культуры в Украине (русский фонд); Науч. ред.:Н.А.Шульга. - К., 2001. - 332 с.).

Четверте скликання

1. Проект Закону Украiни "Про застосування росiйськоi мови в Украiнi" (реестр N2457 вiд 17.06.2003 р., поданий н/д Мироненком В.А, Колонiарi О.П., Раханським А.В.).

2. Проект Закону про внесення змiн до Закону Украiни "Про мови в Украiнськiй РСР (нова редакцiя) (реестр N3410-1 вiд 1102.2004 р., внесений н/д Н.Шуфричем, М.Шульгою, I.Гайдошом).

3. Проект Закону Украiни "Про мови в Украiнi" (реестр. N3410-2 вiд 11.07.2003 р., поданий н/д Матвiенковим С.А. Iвановим С.А, Цушко В.П., Гiнзбург О.П., Мазуренко В.I, Самойлик К.С.).

4. Проект Закону Украiни "Про розвиток i застосування мов в Украiнi" (реестр. 3410-3, поданий н/д Юхновським I.Р.).

5. Проект Закону краiни "Про розвиток i застосування мов в Украiнi" (реестр. N3410-4 вiд 14.07.2004 р., внесений Кабiнетом Мiнiстрiв Украiни", серпнi 2004 р. вiдкликаний суб`ектом законодавчоi iнiцiативи).

6. Проект Закону про внесення змiн до Закону Украiнськоi РСР "Про мови в Украiнськiй РСР" (нова редакцiя) (реестр.N3410-5 вiд 13.09.2004 р., внесений н/д О.Царьовим).

14.10.2004 р. за N3410-5П н/д Шкiлем А.В. (фракцiя БЮТ) внесено проект постанови Верховноi Ради Украiни "Про неприйнятнiсть Закону Украiни "Про внесення змiн до Закону Украiнськоi РСР "Про мови в Украiнськiй РСР" (реестр. N3410-5, автор О.Царьов).

7. Проект Закону Украiни "Про мови в Украiнi" (реестр N3410-6 вiд 05.10.2004 р, поданий н/д Я.Сухим, Г.Дашутiним, Ю.Iоффе).

8. Проект Закону Украiни "Про мови в Украiнi" (реестр. N3410-7 вiд 05.10.2004 р., поданий н/д Черновецьким Л.М.).

11.10. 2004 року за N3410-7П н/д Шкiлем А.В. (фракцiя БЮТ) внесено проект постанову Верховноi Ради Украiни "Про неприйнятнiсть проекту Закону Украiни "Про мови в Украiнi" (реестр N3410-7, автор Черновецький Л.М.).

9. Проект Закону про забезпечення вiльного розвитку, використання i захисту росiйськоi, iнших мов нацiональних меншин (реестр. N6254 вiд 13.10.2004 р., внесений н/д П.Порошенком, В.Королем).

10. Проект Закону про надання в Украiнi росiйськоi мови статусу офiцiйноi (реестр. N6325 вiд 10.11.2004 р., внесений н/д М.Кругловим, В.Наконечним).

11. Проект Закону Украiни "Про внесення змiн до Закону Украiни "Про мови в Украiнськiй РСР (реестр. N3410-8, поданий н/д Морозом О.О. вiд 12.01.2005 року).

17.01.2005 року за N3410-8П н/д Шкiлем А.В. (фракцiя БЮТ) внесено проект постанови Верховноi Ради Украiни "Про неприйнятнiсть проекту Закону Украiни "Про внесення змiн до Закону Украiни "Про мови в Украiнськiй РСР" (реестр. N 3410-8, автор н/д Мороз О.О.).



Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Соломатин
Все статьи Юрий Соломатин
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:52
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 19:49
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06