"Большинство людей (причём в том числе весьма хорошо образованных и успешных) живёт в виртуальной реальности. В иллюзорном мире, искусственно созданном СМИ.
Люди в упор отказываются понимать тяжесть сложившейся ситуации — мир и, прежде всего, Россия, не будут такими, как прежде", - считает экономист Владислав Жуковский.
Как и летом 1991 г. или 1998 г., осенью 2008 г. и 2014 г. обыватели наотрез отказываются снимать розовые очки. Они с ними срослись. В них приятно смотреть на окружающий мир. И потому они постоянно, с редким упорством и предсказуемым результатом наступают на одни и те же грабли. Паники и суеты быть не должно (это верная дорога к банкротству), но понимание сути происходящего — обязательно. По общению с коллегами, друзьями, знакомыми, родственниками и клиентами вижу, что народ растерян и дезориентирован — картинка, которую они видят на ТВ, чудовищным образом отличается от того, что происходит вокруг них.
Еще раз повторюсь: как неоднократно говорилось раньше, всё только начинается — мы находимся в начальной точке падения, начальной фазе кризисного сжатия… Ничто не закончилось и радикально не изменилось в лучшую сторону. Последние полгода мы наблюдаем репетицию идеального шторма… Пока что накатывают только первые волны. Серьёзные потрясения ещё впереди. Наступила временная передышка — очередное затишье перед бурей. Никакой актив практически никогда не падает вертикально вниз, в пол или растёт вертикально вверх, в небо (исключение — периоды ажиотажа или паники, как это происходило в 2014—2015 гг. на фондовом рынке Китая или осенью и зимой 2014 г. в ценах на нефть.) — импульсы могут быть сильными, но всегда волнообразными, по синусоиде. Именно такое временное затишье мы видим сегодня — после пяти дней непрерывного удешевления к доллару, за которые рубль ослаб на 7% и сжался на 4 рубля, впервые произошло коррекционное движение и «деревянный» несколько укрепился.
Очевидно, что у ЦБ РФ сдали нервы, регулятор «поплыл» и снова теряет контроль над ситуацией. Всё это мы наблюдали не раз и не два — 2008 и 2014гг. многие запомнили надолго. Политика свободного плавания рубля на деле превратилась в политику свободного падения российской валюты, рубль плавает исключительно одним стилем — «топориком». А отрастает либо за счёт административных мер и поднятия до небес процентных ставок, которые пинками загоняют на российский рынок спекулянтов ценой удушения остатков реального сектора и подавления инвестиций, либо когда сильно дорожает нефть и дешевеет доллар на глобальном рынке Форекс. Поведение ЦБ РФ вполне предсказуемо — он пытается хоть как-то напомнить о себе, обосновать свою значимость и необходимость (не зря там самые высокие зарплаты и самый «дорогой» соцпакет на госслужбе). Центробанк не стал дожидаться пятничного заседания совета директоров и пустил один из своих последних патронов — демонстративно приостановил скупку валюты для пополнения международных резервов на фоне 22% обвала рубля за последние два месяца. До этого в несколько этапов ЦБ РФ поднял процентные ставки по операциям рефинансирования банков в иностранной валюте.
Это ясный сигнал спекулянтам, в ЦБ пытаются сбить ажиота — сломать среднесрочный и долгосрочный тренд на обесценение рубля они не в силах (на это способен только ФРС США, поведение доллара к остальным резервным валютам и динамика нефти). Однако повлиять на краткосрочную ситуацию и текущую диспозицию регулятор, безусловно, в силах. Общий тренд — вниз, на понижение курса рубля, но локальный, краткосрочный — на временное укрепление. ЦБ РФ играет мускулами, делая вид, что контролируют ситуацию. Реально не отдавая себе отчет в окончательном и бесповоротном сломе сырьевого супер-цикла. Всерьёз повлиять на курс рубля в рамках существующей модели сырьевой, экспортноориентированной, деиндустриализированной «экономики трубы» ЦБ РФ не в силах: экономика низких переделов, 90% стоимостного экспорта приходится на минеральное сырьё и низкие переделы, 52% поступлений в федеральный бюджет обеспечивают нефтегазовые доходы (реально с учётом мультипликатора все 75–80%), напрочь отсутствуют валютное регулирование и контроль, тарифные и нетарифные методы поддержки экономики и реального сектора демонтированы в рамках соглашений по присоединению к ВТО, избыточно и однобоко открытая мировой экономике (экспортная квота свыше 33–35% при 4% в 1991 г. и 20% в 1998 г.). Без структурной перестройки экономики, отказа от «кудринизма» и смены, а точнее люстрации высших должностных лиц во власти российская экономика и рубль будут продолжать оставаться в критической зависимости от системы нефтедоллара. Они обречены на постоянное падение под действием внешних шоков.
Видимо, 60 рублей за доллар в настоящий момент — крайне важный рубеж для ЦБ РФ. Своего рода красная линия, Рубикон — пока за него уходить рублю запретили. Как и укрепляться ниже 49,5–50 рублей за доллар. Однако дальнейшее падение рубля предрешено… Вопрос не вектора движения, а всего лишь сроков… Если нефть в ближайшие дни и недели продолжит дешеветь и уйдет ниже 52 долл. за бочку, то рубеж в 60 рублей не устоит… А нефть должна сходить до 48, а потом и на 40 долл. за баррель, где находится нижняя граница падающего ценового диапазона. В таком случае рубль должен будет укатиться до 80–85, а затем 90–95 рублей. При таком сценарии Банк России будет административно удерживать планку в 75–80 рублей за доллар, впустую сжигая валютные резервы, размер коих реально составляет не 360 млрд. долл., а всего лишь 150 млрд. долл.
Из суммы всех ЗВР порядка 152 млрд. долл. составляют средства Минфина и налогоплательщиков (Резервный фонд (76,8 млрд.) и ФНБ (75,6 млрд.)), 48,2 млрд. — монетарное золото, 8 млрд. — счёт в СДР, 2,6 млрд. — резервная позиция в МВФ. Итого реально свободных и ликвидных активов, которые можно потратить на балансировку платёжного баланса и поддержку рубля — не более 150 млрд. долл. По меркам сегодняшней России с учётом накопленных перекосов и слабости регулятора (плюс демонтированное валютное регулирование и контроль) это статистическая погрешность, капля в море — в 2014 г.резервы упали c 510 до 385 млрд. долл., т. е. на 135 млрд. долл. В 2008—2009 гг. валютные резервы сжались без малого на 210 млрд. долл. за 9 месяцев кризисного обвала. В случае серьёзных финансовых потрясений и обвала цен на товарно-сырьевых рынках (а в этом сомневаться не приходится) этих средств хватит на 7–9 месяцев поддержания штанов. Потом всё рухнет — пока российский рынок остаётся проходным двором для «горячего» спекулятивного капитала, а из России, как в решето или дырявый таз, ежегодно утекают десятки и сотни миллиардов доллар (свыше 560 млрд. долл. с 2008 г. по июнь 2015 г.), затыкать дыры путём продажи валютных резервов равносильно тушению костра керосином. Всерьёз на эти международные резервы не стоит — ЦБ РФ будут держать их до упора.
Наблюдаемое укрепление рубля временно — долго поддерживать этот курс при падающих ценах на нефть ЦБ РФ Правительство не смогут. Уже сейчас при нефти в 52 долл. за баррель за один доллар должны давать не менее 70 рублей, чтоб не рассыпался бюджет (бюджет свёрстан при рублёвой цене на нефть в 3060 рублей, по итогам первого полугодия она менее 3260 рублей, что не позволило остановить обвал экономики и кризис в реальном секторе) и деньги были хотя бы у сырьевых гигантов. Для активизации инвестиций и производства при сегодняшних ценах на нефть в 53 долл. за баррель рубль должен уйти до 77–80 рублей, чтоб отыграть инфляцию и снижение покупательной способности поступающих в бюджет нефтедолларов. По итогам первого полугодия 2015 г. рублёвая цена на нефть с учётом накопленной инфляции оказалось минимальной с 2004 г. и на 32% ниже отметок 2014 г.! Сопоставимый и даже чуть более высокий уровень цен фиксировался в далёком 2000 г. Бочка нефти стоит критчисеки мало и Правительство будет вынуждено снижать курс рубля, т. к. в долларах нефть дорожать не хочет.
Ждем краткосрочную коррекцию — деревянного могут свозить и на 58 рублей за доллар — там психологически значимые уровни поддержки… А вот оттуда можно уходить в доллар с целью движения в 62, а затем и 65 рублей за американца. 75 рублей за бакс — среднесрочный ценовой ориентир… Экономика трубы рушится, двойные дефициты бюджета и платежного баланса (отток капитала превышает приток по текущему счёту второй год подряд — дефицит более 3 млрд. долл.), близкий к рекордному отток капитала (52,5 млрд. долл. в первом полугодии, хуже было только в январе—июне 2014 г.), упадок реального сектора и инвестиций, перекупленность и недооценка инвесторами российского валютного риска (разница в доходности долгосрочных российских и американских гособлигаций в валюте упала до минимумов за 3 года) при низкой волатильности — все говорит о предстоящем мощнейшем девальвационном движении рубля…
Это только начало… Временное затишье перед бурей. Спасти российские власти может только дорогая нефть, а также отказ США от повышения базовой процентной ставки в сентябре—октябре текущего года и ослабление доллара на глобальном рынке Форекс. Это бы могло помочь выиграть время, оттянуть открытую фазу системного кризиса и дефолт «экономики трубы». Однако, судя по всему, нефть, как и прочее сырьё, будет дешеветь. 35-летний период понижения процентных ставок в базовой для мировой валюте фондирования (т. е. американском долларе) завершён, а доллар только-только начал своё движение наверх. Первыми лягут страны с развивающейся экономикой и сырьевые рынки. А так как Россия не просто сырьевая экономика, зависящая от экспорта сырья, а низкопередельная, деиндустриализированная и дезинтегрированная экономика типа «сырьевая колония», создающая в 4–7 раз меньше добавленной стоимости на один доллар добытой нефти, то и падать российская экономика, российский рубль и уровень жизни подавляющей части россиян будет самыми высокими темпами. Впереди планеты всей. Быстрее большинства стран БРИК, стран-членов ОПЕК и тем более ОЭСР. Идеальный шторм ещё не наступил. Он только приближается.