В связи с войной против памятников Ленину на Украине, которую, по сути, благословили псевдоправославные священники Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ-КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), следующей жертвой, по идее, должны стать храмы Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ-МП).
Сейчас на Востоке Украины активно циркулируют слухи насчет захватов церквей псевдоправославными «филаретовцами» и «автокефалами». Официальные представители этих конфессий отрицают существование подобных планов, сбрасывая все на «гнев народный» против УПЦ МП запятнавшей себя связью с «бандитским режимом». Из уст Филарета вообще звучат призывы к воссоединении всех православных на Украине в «единую поместную православную церковь».
На фоне политического и экономического коллапса в стране, обострения болезни предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира эти лозунги могут стать очень привлекательными для части украинского священства даже в юго-восточных епархиях. Рецепт уже опробован в начале 1990-х гг. на Западной Украине, когда небольшие группы боевиков захватывали православные храмы, а священство, поддавшись давлению, переходило в раскол или покидало место служения.
Ныне местные власти, ставшие в спешном порядке отрекаться от «преступного режима» Януковича, идут тем же путем предательства, что и сбежавший президент. Ради сохранения власти и своих капиталов они сейчас готовы пойти на многое и закрыть глаза на что угодно. Последние месяцы правления «регионалов» показали, что в погоне за призрачным электоратом на Западной Украине они пошли на активное заигрывание с греко-католиками и раскольниками-«филаретовцами». События на Майдане ноября-декабря 2013 г. и января-февраля 2014 г. четко продемонстрировали пагубность этого шага. Именно экс-глава «униатов» Любомир Гузар и нынешний руководитель УГКЦ Святослав Шевчук, а также лжепатриарх Денисенко («Филарет») с первых дней поддержали протестующих, фактически благословив их на государственный переворот.
В нынешней ситуации «революционной» эйфории, когда политическая воля чиновников юго-восточных областей парализована, есть шанс создать прецедент якобы объединения, а на самом деле еще большего разъединения и хаоса в церковной среде. Во всяком случае, в епархиях на Юго-Востоке Украины подавляющее большинство священства и прихожан настроены весьма решительно на недопущение захвата православных святынь и храмов. Причем такие настроения характерны не только для священников и воцерковленных людей, но и для простых граждан.
Показательным является тот факт, что в городах и райцентрах Донбасса стихийно собираются группы молодежи, которые дежурят возле памятников Ленину, тем самым препятствуя их сносу. Поразительно, но 90% из них понятия не имеют, кто такой Владимир Ильич, но будут его защищать, потому что в действиях вандалов они видят попытку забрать что-то свое, родное, к чему уже привыкли. Поэтому эти же молодые люди готовы не дать в обиду и свои православные храмы.
Олег Тарасов, политолог, Украина
1. Re: Сначала «ленинопад», а потом захват православных храмов