Работы, прошедшие конкурсный отбор оставили очень неплохое впечатление –многие из них, представляли собой различные варианты традиционного православного зодчества и радовали глаз. Правда были и такие проекты, как например «Четырехстолпный храм», который имел явные черты католической архитектуры, но тем не менее находился среди работ, победивших в конкурсе, что вызывало некоторое недоумение.
Вызвали недоумение и некоторые другие работы из числа призеров и дипломантов конкурса.
У меня была возможность ознакомиться и с работами, не прошедшими по конкурсу.
Они отличаются большой оригинальностью и разнообразием, но к сожалению в своем подавляющем большинстве имеют мало общего с православной традицией. По своему стилю они ближе к протестантским храмам, а некоторые – так и вовсе похожи на современные торговые или зрелищные центры. Должно быть авторы этих работ - люди не православные и вообще не слишком уважающие русское храмовое зодчество. Возможно, они могли бы быть прекрасными архитекторами в области гражданского, но только не церковно-православного проектирования. Тот факт, что эти проекты не прошли строгий отбор, не мог не вызвать удовлетворения. Ничего не поделаешь, но при всем уважении к конкурсантам должна признаться, что мне не хотелось бы увидеть эти проекты реализованными. Практически в каждой работе просматривается желание автора выделиться среди других, его творческое «Я» выставлено на первый план. А ведь в православной традиции все должно быть наоборот - там автор смиряет себя почти до самоуничижения, потому что собственная индивидуальность – это отнюдь не главное в его работе. Иконописцы и вовсе не подписывают свои работы, так как не себя считают их настоящими авторами.
Чтобы работать над проектом православного храма, нужно для начала понять – что такое храм. Храм объединяет все виды творчества в единое живое целое. Сначала рождается образ храма, а потом, внутри него получают свое участие и все остальные творческие образы. Храм представляет собой синтез различных искусств, таких как зодчество, живопись, пение и другие, а основой и камертоном для них служит образ, созданный архитектором. Это накладывает большую ответственность на архитектора и поэтому он не должен в своем творчестве отрываться от традиции, ведь в нетрадиционное сооружение просто не смогут гармонично вписаться ни иконопись, ни богослужение. Создателю храма необходимо учитывать и тот факт, что Православная Церковь едина, несмотря на великое множество ее храмов и церквей. В какую бы церковь ни пришел верующий человек, он везде должен ощущать себя в своей, православной церкви. Это у протестантов любая церковь может представлять собой некое уникальное сооружение, главное, чтобы нравилось ее общине. Но Русская Православная Церковь дорожит своим единством и традициями, которые объединяют верующих не только на огромном пространстве, но также и во времени связывают нас с нашими благочестивыми предками. Поэтому в храмовом зодчестве необходимо руководствоваться церковными канонами, а архитекторам не следует надеяться лишь на свой талант и профессиональную подготовку, но нужно опираться на помощь священников. Без нее им не избежать ошибок и не построить храмов для православных верующих. Зодчие прошлых эпох все это знали и понимали, именно это позволяло им возводить строения, которые во все времена остаются современными. А в наши дни большинство архитекторов полагаются лишь на образование, считая, что для строительства храма этого вполне достаточно. Иллюстрацией тому стали многие проекты конкурса.
Особенно меня смутил уже упомянутый здесь проект «Четырехстолпного храма», уж больно он странный – соединяет в себе откровенно католические черты с православными. Как могло случиться, что на православном конкурсе такая работа попала в число призеров? И кто является автором этого архитектурного гибрида? Оказалось, что совсем молодой еще человек, по имени Даниил Марков. В интернете нашлась информацию о нем: - Даниил Марков с Иваном Земляковым создали творческое объединение «Квадратура Круга», ведущее поиски архитектурно-художественных решений современной православной архитектуры. Вот они – слева Даниил, справа – Иван.
А вот работы Даниила.
Просто удивительно - как удалось столь молодому архитектору создать и даже реализовать так много проектов для РПЦ, особенно если учесть, что все его проекты являются абсолютно модернистскими? Как такие работы могут побеждать на православном конкурсе? Неужели Русская Православная Церковь меняет свою ориентацию в сторону протестантизма и обновленчества? Взгляните сами на архитектурное творчество Даниила Маркова:
Оказалось, что эту ересь лоббирует один из самых известных на сегодняшний день архитекторов, работающих для РПЦ - Андрей Альбертович Анисимов (есть "Мастерские Анисимова" с командой проектировщиков храмов, а "Квадратура Круга" создана на базе "Мастерских Анисимова").
Вот и получается, что собрал авторитетный человек под своим крылом молодых и способных, но несведущих в вопросах веры архитекторов и художников, да и поощряет их к созданию для РПЦ откровенно модернистских проектов. Интересно – зачем? Разве это то, что нужно Православной Церкви? Но еще интереснее, что сам-то Андрей Альбертович проектирует безобидные и даже вполне традиционные православные храмы! Так зачем же других он толкает на разрушение православной архитектурной традиции? Возможно, что надеется руками молодых и амбициозных людей расчистить себе дорогу, разрушить защитную стену традиции и порушить основы православия? Кажется невероятным, но вполне даже может быть. Опасность обновленчества из Церкви никуда не делась. Мы помним, как совсем еще недавно обновленцы пытались разрушить традиционное богослужение под предлогом необходимости замены церковно-славянского языка на современный. Якобы старое да ветхое отталкивает людей от Церкви. Но на деле оказалось, что люди были готовы в бой идти за старый, да намоленный церковный язык. Так же будет и с архитектурой – верующие не примут модернистских «церквей» и стоять им пустыми, кто бы не пытался протащить в жизнь антиправославные проекты.
Конкурс показал, что современное храмовое зодчество подвергается опасности отхода от церковного канона, проекты религиозных сооружений начинают пугать своей чужеродностью, неправославностью и поэтому необходимо срочно поставить их создание под строжайший экспертный контроль. Только так удастся сохранить православные архитектурные традиции. Создание храмов можно доверять только верующим и воцерковленным людям, потому что одной профессиональной подготовки в этом деле недостаточно даже и при наличии таланта. Здесь нужна любовь к Богу и умение своей работой служить Ему. Создание храма это - соборное творчество, это соработничество многих специалистов. Для такого творчества необходимо иметь особые, поистине христианские качества, такие, как личное смирение, отсутствие амбиций, умение подчиняться необходимым требованиям. Но современные молодые специалисты редко обладают подобными качествами, а зачастую и презирают их. Большинство из них воспитаны в духе либеральной идеологии и стремятся к самоутверждению, а каждый их проект буквально пропитан духом индивидуализма. Их так научили, им внушили, что они должны создать нечто уникальное, в чем проявилась бы их единственное и неповторимое «Я». В результате появляются революционные, абсолютно ни на что не похожие произведения, которые являются данью современной моде, но ведь мода меняется, а все оригинальное быстро приедается, скоро надоест и это. А старые, намоленные церкви всегда радовали как взор, так и душу, в них люди как ходили, так и будут ходить всегда.
В утешение хотелось бы отметить, что в жури конкурса, помимо архитекторов, поддержавших анти православную ересь, были и сторонники традиционных ценностей. Это были два православных священника, а также традиционалисты из числа архитекторов. Не смотря на то, что они были в меньшинстве, им, по всей видимости, удалось отстоять несколько достойных работ. Так, например - вполне традиционный шатровый храм Архангела Михаила на 570 человек, прообразом которого выступил разрушенный в годы безбожия храм архитектора Покровского, выполненный в неорусском стиле. Кстати, у «модернистов» он вызвал очень большое недовольство.
Интересными оказались также, собор апостолов Петра и Павла, выполненный также в неорусском стиле, церковь во имя преподобного Амвросия Оптинского, шатровый храм в честь Святой Троицы и еще один храм в честь Михаила Архангела.
Среди прочих были представлены и вполне достойные работы, да и в целом конкурс можно считать удачным, т.к. в нем приняло участие 113 участников. Были также конкурсанты из зарубежных стран, представившие свое видение православного храма через призму католической веры.
Однако, если бы в жюри не присутствовали представители духовенства, то мы скорее всего не увидели бы в работах призеров ни одного традиционного образа православного храма. Конкурс выявил отсутствие механизмов контроля за соблюдением церковных канонов в современном храмовом зодчестве, а это может привести к разрушению и утрате традиционного образа русского православного Храма. Отсутствие такого механизма чревато тем, что победы на конкурсах неканоничных и чуждых русской культуре проектов начнут восприниматься обществом как должное, а это может способствовать их воплощению. Далее последует распространение по всей русской земле сооружений, которые будут сильно не похожи на православные храмы, хотя и будут ими считаться… Очень не хотелось бы этого… Известно, куда подобный путь привёл католиков – а именно к тому, что у людей хранящих в своих душах традиционную веру, неузнаваемые образы храмов вызвали шок и полное отторжение, спроецировавшееся как на Церковь, так и на собственную веру. Результат - пустые модернистские храмы, многие из которых давно проданы и перепрофилированы в жильё, склады или офисы… Не будет излишним напомнить, что любая революция, в отличии от эволюции, разъединяет людей на белых и красных, правых и левых, старообрядцев и новообрядцев. Но мы ведь не хотим, чтобы у нас опять возникла та же проблема, которая раздирала наш русский православный мир до революции, правда?
Из всего вышесказанного следует вопрос - не пора ли РПЦ, взять под свой контроль подобные конкурсы и нельзя ли привлечь к этой работе уже существующие экспертные советы по контролю за храмоздательством? В их составе присутствуют достойные архитекторы-практики, они имеют многолетний опыт работы и уж наверное сумеют защитить русскую православную традицию в храмовом зодчестве.
Выставка конкурсных работ будет проходить 23 и 24 декабря в Выставочном Комплексе «Гостиный двор», по адресу: Москва, ул. Ильинка, дом 4. Приглашаем всех, кто не равнодушен к русской храмовой традиции.
Галина Борсуковская, художник, специально для «Русской народной линии»
2. Re: О конкурсе «Современное архитектурное решение образа православного Храма» в московском Доме Архитектора
1. Re: О конкурсе «Современное архитектурное решение образа православного Храма» в московском Доме Архитектора