Евангелие от Луки сообщает нам: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 1-7).
Таким образом, Святое Семейство, Иосиф и Мария, жившие в Назарете, оказались в Вифлееме, подчиняясь указу императора Августа о переписи населения всей Римской империи, причем перепись происходила по городам и весям рождения людей. Вифлеем был родным городом Иосифа и потому, согласно пророчествам, Господь Иисус Христос родился в Вифлееме. Евангельский сюжет еще раз подтверждает и усиливает тезис о божественном происхождении Римской империи, пространства которой стали первоначальными пространствами христианской проповеди и царство римлян в силу этого стало священным.
Важно и то, что Империя совпадает по времени с приходом Спасителя на землю. Общепризнанно, 27 год до Р.Х. считается годом основания Римской Империи, со времени императора Октавиана Августа. И в это государство, являющееся идеалом своего времени, в этот мир явился Спаситель для того, чтобы свет христианства проник не только в каждую частную душу, но и переродил само общество.
Две сущности, которые с того времени и до наших дней будут наполнять собой всю мировую историю без исключения, эти две сущности рождаются одновременно. К тому же, Церковь подчеркивает связь этих двух эпохальных событий – Рождества Спасителя в Вифлееме и рождения Империи в Риме - в самом рождественском богослужении. В знаменитой стихире в Навечерие Рождества Христова поется: «Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста. И Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися. Под единем царством мирским гради быша и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся верни Именем Божества, Тебе вочеловечшагоса Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе».
Все города мира оказались подчиненными одному царству – Римской империи и подобно этому все народы получили возможность верить и познавать Единого Бога – открывшего Себя людям через Воплощение. Рождество Христово как бы санкционирует, сообщает сакральный смысл сформировавшейся к тому же времени Империи. И наоборот, Рим от самого основания, от Ромула, для того лишь и нужен был Божественному промыслу, чтобы обняв собой мир («Рим – весь мир»), сделать всемирным рождение Богочеловека. Состояние мира в тот момент хорошо выражено Гарнаком: «Одна империя, один мировой язык, одна культура, одно общее развитие в сторону монотеизма и одна общая тоска по Спасителю».
С самого начала христианской истории Церковь предчувствовала значение Империи для своей спасительной миссии. Святой Климент Римский молился, чтобы языческие императоры «в мире и кротости, благочестиво осуществляя данную им Тобою власть, обрели Тебя милостивым». Святой Мелитон Сардийский говорит об Империи как о «молочной сестре» Церкви: «К благу наше учение расцвело вместе со счастливо начавшейся царской властью». Святой Ириней Лионский, как бы предсказывая симбиоз Церкви и Царства, говорит, что «всякий праведный Царь имеет священнический чин». Для Тертуллиана Императоры «находились под властью одного только Бога, помещенные на второе место, первые после Бога».
Сегодня в Европе пытаются запретить рождественские украшения в общественных местах. Власти опасаются волны судебных исков от граждан другого вероисповедания и атеистов. Однако гей-парады, пивные фестивали, карнавалы культур и пр. вполне могут проходить на улицах. Администрации многих школ США вынудили ввести запрет на упоминание слов «Всевышний», «Бог», «Рождество», «рождественская елка» и других религиозных терминов. Эти слова нельзя использовать как учителям, так и ученикам. Педагоги вынуждены пересматривать учебную программу и исключать из текстов различных произведений отрывки религиозного характера. На Рождество запрещено всякое упоминание о самом Рождестве Христовом, равно как и выставлять христианские символы. Власти многих городов убрали надпись «С Рождеством Христовым!» с уличных плакатов. Принятые в историографии и означающие «before Christ» («до Рождества Христова») и «anno Domini» (лат. «в год от Господа нашего»), ряд историков из США и Австралии предложили поменять на «B.C.E.» («до нашей эры») и «C.E.» («нашей эры»). Складывается такое впечатление, что христианство просто хотят стереть из памяти человечества. Словно и не было никогда такого исторического события как приход Сына Божия на землю ради спасения человека.
Однако совершенно другая ситуация в России. У глубинного русского самосознания лежит понимание своего всемирно-исторического и религиозного предназначения - быть продолжателем великой миссии Удерживающего в форме Христианской империи, Третьего Рима - законного наследника Римской империи, на территории которой промыслительно воплотился Сын Божий. День 7 января в России воспринимается не только как Рождество Спасителя, но и как воспоминание о нашей исторической государственности и нашем высоком предназначении быть силой, удерживающей мировое зло от его окончательного утверждения в мире.
Семен Дробот, юрист, публицист, Новосибирск