Великий швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг в 1916 году сделал открытие, признанное современной наукой, о наличии у людей так называемого «коллективного бессознательного». Это открытие стало основным понятием его учения - аналитической психологии. Понятием «коллективное бессознательное» К.Г.Юнг назвал глубинную память людей, в которой закодированы основные нормы поведения (нравственный закон), миропонимание и мировоззрение, свойственные конкретной культурной традиции, в которой жил и живет народ.
Коллективное бессознательное - это особый вид памяти всего народа, передаваемый из поколения в поколение как некая ментальная ценность. Каждый народ - особенный, поэтому его коллективная память отличается от памяти других народов. Коллективное бессознательное основывается на опыте целого народа, а не отдельного человека. Каждый человек рождается в конкретном социуме, в конкретной культуре, поэтому коллективное бессознательное является базой для каждого человека, формирующей его индивидуальное бессознательное и его индивидуальность.
Коллективное бессознательное состоит из так называемых архетипов - общенародных первообразов. Архетипы - это некое образование, которое является общим для всех людей. Архетипы передаются с древних времен и влияют на поведение современников. Истоком архетипов считаются особенности психических явлений очень далёкого и недавнего прошлого. Например, древний архетип матери даёт общие представления о ней, как давшей жизнь, любовь и заботу. Иначе говоря, дети наследуют архетипические знания о матери и отношение к ней. Аналогичным является и более поздний архетип Родины-матери как Отечества, имеющего некую абсолютную вневременную ценность.
Коллективное бессознательное - это внутренняя психическая составляющая человека, но ему самому не подвластная. Она помогает ориентироваться человеку в мире, на подсознании «подсказывая» образы понятий (любовь и ненависть, жизнь и смерть, духовное и материальное, личное и общественное, пространство и время, и т.п.). Можно утверждать, что у русских представление о милосердной любви сложилось в некий архетип коллективного бессознательного, в закон человеческой жизни, выступающий как идеальное начало духовного и общественного единения. Любовь - это ещё и высший вид отношений между мужчиной и женщиной, это возвышенное сердечное чувство (а не просто плотское вожделение), чувство, ищущее не только физической близости, но и душевного единения, чувство - в идеале стремящееся к законному браку.
Коллективное бессознательное русских (как народа) включает также и свой архетип Отечества. Так, согласно старинной казачьей мудрости, «Отечество - это все то, что подарено нам отцами. Это земля наша, страна наша, Родина наша. Это все, что накоплено отцами с самых стародавних времён до сего дня. Это всё Бытие (история) наше, культура наша, речь наша, обычаи наши, устои наши, мораль наша, Вера наша!». Русские готовы сражаться и умирать за своё Отечество, поскольку ими от предков унаследован патриотизм. Так сложилось исторически, что у русских Отечество может быть только имперское, поэтому под воздействием этого архетипа царская империя переросла естественным образом в империю советскую. И поэтому же сейчас наблюдаются явные признаки (например, Крым и Донбасс) восстановления русскими отеческой империи как государства-семьи всех входящих в неё народов. На Донбассе многие именно так понимают происходящее. Именно архетип Родины-матери как русского имперского Отечества пугает Запад больше всего.
Коллективное бессознательное русских (как народа) помимо общечеловеческих содержит тысячелетний архетип православных нравственных норм (включающих сострадание, милосердие, терпение, прощение и другие). В реальной жизни этот нравственный архетип настолько силён, что воинствующий атеистический марксизм не смог сломать его даже за 70 лет и, наоборот, сам к нему приспособился (пример кодекса строителя коммунизма). Уникальное качество терпения позволяет русским стоически выносить не только лишения, но и оголтелую нынешнюю русофобию, проявляемую народами дальнего и ближнего зарубежья, а также элитами некоторых малых народов, проживающих в самой России. Русское архетипическое терпение - это сложившееся имперское качество, хладнокровная выдержка большого, достойного, умного и сильного народа - титульного этноса, ответственного за все народы империи. Однако история свидетельствует: терпение русских не безгранично. Объединённый Запад не раз был сокрушен русскими, когда у них иссякало терпение. Вот и сейчас именно терпение удерживает русских, но удерживает уже на пределе своих возможностей. А когда эта чаша терпения переполнится - случится очередной повтор исторического «просмотра»: всё чужеродное, русофобское будет отторгнуто, затем последует полное поражение объединённого Запада с признанием (в который раз!) законных прав и интересов русской политической нации. История хранит свидетельства самонадеянной, высокомерной русофобии немцев 1941 года и их жалкий вид через четыре года. Тут можно вспомнить и французов, и шведов, и поляков, и много кого ещё. Предсказуемым видится и будущее русофобов Украины: его просто нет. Украинским нацистам бесноваться осталось недолго: только лишь геополитическая необходимость пока удерживает Русский Донбасс (терпение которого иссякло) от справедливого возмездия...
Коллективное бессознательное отражает природу человека. Когда в обществе разрушаются архетипы коллективного бессознательного, психика людей, особенно детей, может нарушаться. И наоборот, когда общество придерживается своей культурной традиции, психика нации, согласно К.Г.Юнгу, нормализуется. Поэтому ломать (искажать) архетипы - значит губить психическое здоровье нации.
Опасное это дело - ломать родные архетипы русских. Идеология и политика Запада десятилетиями (если не сказать, - столетиями) осознанно направлены на эту ломку. Но тщетно: «коллективное бессознательное» русских - это непреодолимая сила. С ней лучше считаться «коллективному сознательному» американцев и их европейских лакеев. И ведь придётся считаться. Русские в который раз заставят.
Фёдор Папаяни, г. Донецк, ДНР