«Машина времени» и Христос

Бывший СССР 
0
1885
Время на чтение 8 минут

Церковь не лишена футурологического и эсхатологического преставления будущего, она  живет им и действительно обладает внеземными технологиями - «машиной времени»,  владея опытом пользования ею. И дело не только в скудных, но все же существующих описанных в сказаниях, преданиях, житиях святых моментах, когда происходило мгновенное перемещение во времени и пространстве, которые были реально как в прошлом созерцателями земного рая-эдема, подробно описывая своим современникам биохимические процессы биосферы и даже принося оттуда предметы. Так были и в будущем, в котором как состоявшийся факт уже совершено спасение человечества, в котором были как рожденные, так еще и не рожденные люди, и они с  ними общались. Но дело намного глубже, чем возможность «машины времени».

В чем заключена потребность в фантастике? Почему «машина времени», особо в последнее время, так глубоко волнует современного человека как некая панацея в решении проблем (пишутся фантастические романы, снимаются потрясающие кинофильмы)? В независимости от религии, культуры, страны, социального положения, возраста и развития что-то объединяет людей и таинственно по-эдемски манит к себе человека. А получив новое изобретение, знание, достижение, которое было раньше недосягаемой и мечтательной фантастикой, вдруг это перестает быть ценностью, этим человек не насытился, счастлив так и не стал ... и вот разворачивается новый виток фантастических преставлений, из которых что-то также станет вчерашним днем. Вы не чувствуете тут некую ущербность? «Возьми человечество все, что можно только изобрести, в том числе и машину времени». Ну а дальше что? Тебя машина сделает счастливым?

В потребности в фантастике можно увидеть глубоко психологические моменты, попытку компенсировать утраченное - Рай как природу человека в могуществе, так и совершенное место пребывания человека.

Всегда, сквозь всю историю человечества, известных и не известных нам исчезнувших цивилизаций, когда найденные артефакты, от микроскопичности до гигантского монументализма, поражают непознанным превосходством, всех нас с современниками  объединяет одна пронизывающая общая нить - трагизм человечества, который оканчивается смертью.  Все существующие праздники человечества - от личных (например: день рожденья), до всевозможных общественных, государственных  (извращения не учитываю), религиозных - это попытка воссоздать или приблизиться к блаженству потерянного Рая. А желание иметь «машину времени» вне Бога - это опять попытка духа человека все же возвыситься над материей временем и пространством, и тем самым этот внутренний и глубоко природный настрой, даже для закоренелого атеиста-фантаста говорит подсознательно и внутренне о необходимости вечности бытия человека.

Но Бог не оставляет человечество в одиночной борьбе с этим трагизмом смерти, человек сразу после изгнания из Рая слышит пророчество и живет надеждой Тем, Кто «вчера, сегодня и в будущем Тот же». Тайна этой вечности бытия человека открыта еще до воплощения Христом из будущего! Который «Альфа и Омега, Начало и Конец», Он побеждает смерть, дарую человечеству вечность! Этим спасительным ковчегом для человечества и одновременно богочеловеческим организмом является Церковь Христова. Она названа «Старицей» ибо создана прежде веков! Так мы читаем в вероучительской   книге с мистическими видениями и откровениями от Ангела-пастыря пророку Ерме. В книге, данной христианам Римской общины 2-3го века под названием «Пастырь» Ермы. (Хотя эта книга и была довольно распространенна в древней Церкви, но так и не вошла в канонический состав Евангельских книг).

Зачем пишутся фантастические книги и снимаются фантастические кинофильмы? Чтобы убежать от реальности, украсить реальность, найти себя, раскрыть творчество, метод прогресса и самопознания? На все вопросы можно ответить - «да». Но ответ лежит намного глубже, в самой онтологии (природности, состоянии) человека. В христианском космогоническом и антропологическом мировоззрении, желания фантастики, грезы о могущественном человеке, как уже было сказано, - это попытка человечества компенсировать свою потерянную природу и вновь обрести место, с которого было изгнано человечество - Рай.

Наш русский соотечественник и великий проповедник будущего - будущего Воскресения человечества - преподобный Серафим Саровский не только на Пасху, как установлено традицией, но на протяжении всего года встречал своих посетителей и собеседников торжествующим и победоносным приветствием: «Христос воскрес, радость моя!». И это было не просто добродушное пожелание, на которое по-кураевски возможно ответить, известное -  «и тебе того же», но намного глубже и пространнее вперяясь в вечность, где в будущем воскресении прозорливец возревал чад и соучастников Христовых, с невыразимой и неподдельной духовной радостью воспевал: «Христос Воскресе, радость моя»! Этот живой пример нашей истории говорит о том, что мы со Христом созидаем будущее - вечность уже и сейчас.

Знание будущего и бегство в другое время (при гипотетической возможности), с каких бы благих намерений это ни предпринималось (что-то улучшить), обесценивает ответственность и ценность нравственного выбора. А в этом-то ценность самого человека в вечности, и все наши наивные и романтичные мечтания «если бы я родился тогда-то, или туда попал...» - хоть и красивая мечта, которая призывает не нести свой крест. Предательство, дезертирство от реальности, в которой здесь и прямо сейчас возможно и нужно совершать подвиги духа (как известно, на войне дезертиров расстреливали, и это считалось нравственно оправданным).

К нравственной ответственности с чистой душой должен быть готов обладатель откровения о будущем. И это может глубоко переплетаться в личности: трагизм событий и внутреннее переживание, как это наглядно и очевидно явленно в библейском пророке Ионе. Ведь попытка дезертирства ему не удалась. Для того чтобы изменить злое будущее и трагичную участь, на то время жителям мегаполиса -  Ниневии, понадобилось совсем не «машина времени», а то, что реально меняет будущее - покаяние! Ведь все в руках Божиих.

Даже если допустить возможность техническими «машинами» мгновенное перемещение во времени и пространстве, то это будет сопряжено в первую очередь с высоконравственным состоянием и организацией души человека, где преобладает ответственность за судьбы человечества, осознание промысла Божьего и целостного неразрывного хода человеческой истории. Такие примеры соприкосновения, как к прошлому, так и к будущему, явленны в духовном феномене благодатных даров Духа Святого - прозорливость старцев. Только чистому сердцу дано соприкосновение к книгам судеб человеческих и хода истории, где нежное прикасание к их страницам опытным духовником (не магом, не шаманом, не экстрасенсом-ясновидцем), лечит как духовно, так и телесно, меняя ход истории как частной судьбы, так и человечества, и приводит человека к главному смыслу вечного его бытия - спасению! А где вечность, там отпадает необходимость в «машине времени». Ибо тогда само человечество (как целостный и божественный организм) вне времени пронизывает все существования времени.

Время  не самобытно и не отдельно от пространства и материи. Но время имеет начало и конец, исторически целостное, и парадоксально, что при своей не самобытности и конечности время бесконечно ценно для Человека вечности, (в этом смысле слово «Человек» можно писать с большой буквы), в котором (во времени) в силу нравственного выбора и труда «Христос с будущего» дарует свое будущее - вечность, а в ней ныне мечтательную внеземную «машину времени».

Нравственное состояние человека и рисует представление будущего. В призме христианской антропологии  и эсхатологии футурологические представления о человеке,  после воскресения,  - это обладатель полноты божественной благодати, где тело обладает сверхвозможностями, чем состояние Адама в Эдеме.  И в силу обожествования владычество над пространством времени и материей. Мир без Бога и вне христианства в фантастике представлен в тленной форме и проникнут трагизмом человечества. Для христиан понятно, что это следствие грехопадения.

Близка идеологическим представлениям христианства об обществе будущего, как ни странно, старая и добрая, чем-то по-романтически наивная фантастика СССР. Таким классическим и ярким примером, как мне кажется, является роман «Туманность Андромеды» Ивана Антоновича Ефремова. О, как это будоражило миллионы умов, люди выстраивались в библиотеки за этим романом, который был популярен до начала 90-х.  Мир и социальный уклад общества там выстроен в идеях светлого и справедливого коммунизма, с развитым, высоконравственным и высокотехнологическим обществом (рай на земле), где моралью является нравственный кодекс коммуниста, идеология развития общества - коммунистическая диалектика, этим живет все человечество, это культивируется вместо Бога. Самое большое зло в сюжете - это техногенные катастрофы, с которыми человек, в конечном счете, все же справляется. Четко выражены позитивные и негативные герои. Я не хочу принизить достоинство и других произведений наших фантастов, где затронуты глубоко-философские темы, но цель моей статьи есть не их анализ, а общее преставление. Взять для сравнения западную фантастику, в частности США, то будущий мир там представлен в ярком разнообразии, где идет постоянная война миров за ресурсы, власть и славу. Идеи, сюжеты, персонажи коммерциализированы, культивируется разврат и насилие, цинизм, размывается грань добра и зла. Если рассматривать сами фантастические технологии и приемы, то это жалкий плагиат на фантастику СССР, откуда даже своровали имена. Например: в «Туманности...» есть главный позитивный русский герой Дар Ветра. Вам это ничего не напоминает? Вспомните «Звездные войны». Да, да, это тот же Дарт Вейдер, который должен олицетворять идеологически русского как абсолютное зло. Или взять фильм «Звездные врата», где центральным фантастическим предметом перемещения по вселенной и времени является кольцо перемещений - это плагиат с той же «Туманности...». Кольцо общения и т.д. Но есть во всех этих фантастиках общее, то, что еще с древних времен воспевалось в человеке: храбрость, благородство, жертвенность, любовь. В этих фантастиках, как и в современных фантастических компьютерных играх есть место для дьявола и всевозможных его модификаций, но нет места для христианского Бога, Бога - Любовь.

Всем возможным грезам будущего почти всегда присуща ностальгия о добром прошлом. А ведь онтологическое чувство души - ностальгия, внутренняя тяга и скорбь о потерянном рае и единстве человеческого рода. И этот вечный запрос души о прекрасном будущем, ностальгический настрой о добром и прошедшем, единении рода человеческого одновременно происходит и взыскивается в лоне вечной «Старицы», созданной прежде всех времен - Церкви Христовой! 

И если представить себе, пофантазировать такую сцену, вдруг так посчастливилось, современнику рассказать фантастические и космические грезы о светлом будущем, например, моему любимому святому преподобному Серафиму Саровскому, то безоговорочно, я уверен, в его ответе о вечном и о будущем человечества прозвучит: «Христос Воскрес, радость моя».

Протоиерей Олег Трофимов, доктор богословия, магистр религиоведения и философских наук

Автор статьи, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Трофимов
Печать Апокалипсиса уже открыта!
На фоне мировой пандемии коронавируса актуализируется тема различных пророчеств
30.03.2020
Вселенская миссия Русской Церкви
Итоги 2019 года, перспективы и предложения
04.01.2020
Мир без войн и «кафиров»
Правящая династия Саудовской Аравии разорвала союз с ваххабитами
10.10.2019
Открытое обращение к старообрядцам
Неужели разделением мы будем дальше радовать дьявола?
09.10.2019
«Фашизм – прямое порождение дикого капитализма»
О V Международном съезде антифашистов «Будущее без нацизма и терроризма» в Севастополе
06.08.2019
Все статьи Протоиерей Олег Трофимов
Бывший СССР
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Он спал на берегу моря...
Об Абхазии и её народном поэте Мушни Ласуриа
21.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
О здравом смысле бытия
Всячески поддержим нашего Президента, армию, оборонную промышленность, волонтёрское движение страны, всех, кто не жалеет сил и жизни для Победы
21.12.2024
День памяти священномученика Михаила Алабовского
Сегодня мы также вспоминаем пушечных дел мастера Андрея Чохова, генералов графа П.А.Румянцева-Задунайского и графа Ф.А.Келлера, а также русского философа И.А.Ильина
21.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Павел Тихомиров
21.12.2024 14:07
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 13:40
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Владимир Петрович
21.12.2024 13:20
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
21.12.2024 13:06
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 13:05
Прямота и честность на фоне острых вопросов
Новый комментарий от Алексей Ощепков
21.12.2024 12:59
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Русский Иван
21.12.2024 12:52