Несмотря на то, что консерватизм как идеология сформировался только в XVIII в., его истоки уходят в далекое прошлое и имеют разнообразные формы проявления. Об этом убедительно свидетельствуют только что вышедшие два фундаментальных в прямом и переносном смысле слова тома антологии русского консерватизма под названием «Хранители России». Они выпущены фондом Института социально-экономических и политических исследований.
Первый том - «Истоки русской консервативной мысли» охватывает XI - XVII вв. и раскрывает глубинные, укорененные в русской культуре основания консервативного взгляда на мир человека. Даже беглое перечисление текстов, вошедших в первый том, дает основание говорить о том, что авторы-составители сделали акцент на традиционализме, который рассматривается как одно из оснований консервативной идеологии. Эти тексты демонстрируют, что консерватизм - не чуждая для России идеология, невзирая на то, что концептуальное оформление она получает в Англии в эпоху Просвещения. Русской мысли в самом широком смысле этого слова на протяжении многих веков было присуще образно-символическое понимание мира, определявшееся его религиозной картиной, которую задавало Православие. Именно образность и символизм, а не рациональный дискурс, отличают консервативные идеи, развивавшиеся в России на протяжении многих веков. Представленные в томе тексты начинаются, конечно же, «Законом о Слове и Благодати» и завершаются фрагментами из «Политики» Ю.Крижанича. Здесь можно найти как хорошо известные и много раз публиковавшиеся тексты, так и те, что доступны лишь узкому кругу специалистов. Но всех их объединяет наличие охранительных мотивов, нацеленных на поддержание русского человека, его мира, созданного Всевышним.
Второй том носит название «В поисках нового... консерватизма». Он содержит разнообразные тексты, созданные в XVIII столетии, когда на основе традиционализма кристаллизуются основные идеи русского политического консерватизма. Они возникают не только под влиянием западных идей, но имеют свое национальное происхождение. Западные веяния «разбудили» многое из того, что дремало в национальном сознании, что расцвело и дало зримые плоды в виде комплекса идей, благодаря которым Россия сумела сохранить свою цивилизационную идентичность и перейти в XIX век с богатым набором идей, противостоявших проникавшему в наше Отечество либерализму и социализму. Размещенные во втором томе тексты наглядно подтверждают это. Там можно найти как светских, так и религиозных авторов, которых объединяют идеи, если так можно выразиться, просвещенного консерватизма, политически ангажированного и в то же время обращенного ко всей полноте русской жизни. К сказанному стоит добавить, что каждый том снабжен обширным предисловием, предваряющим знакомство с богатством русской консервативной мысли, а также списком литературы.
Авторы-составители сделали большое дело, они издали важнейшие источники, знакомство с которыми позволит дать импульс как для изучения, так и для развития консервативной мысли в России.
Вадим Борисович Колмаков, доцент Воронежского государственного университета