Уже несколько человек спросили, как я отношусь к идеям о том, что «сейчас
грядет восьмой вселенский собор, который будет антихристовым и еретическим, и потому надо очень бояться и громко
кричать про то, что скоро в храмы нельзя будет ходить». Это все связывается с
намеченным на июнь Всеправославным собором. Якобы он «тот самый, предсказанный
старцами». Что могу на этот счет сказать.
1. Вселенский собор по определению не может быть ни
еретическим, ни тем более антихристовым. Если какой-то собор еретический, то
это автоматически означает, что он для нас НЕ вселенский. Если же мы называем
какой-либо собор вселенским, то это означает, что он для нас НЕ еретический.
Поэтому фразы типа «Восьмой вселенский собор будет еретическим» являют собой
либо запредельное невежество, либо сознательное глумление над понятием «Вселенский
собор».
2. Всеправославный собор, который предполагается
созвать в этом году, не претендует на звание Вселенского собора. Сами
организаторы не называют его таковым. Странно, что именно противники этого
собора неоправданно повышают его статус, упорно именуя его Вселенским.
3. Это вообще-то не первая официальная встреча
представителей всех Православных Церквей после Вселенских соборов. Можно
вспомнить Всеправославное совещание 1948 г., Всеправославные соборы 1998 и 2005
годов. Почему они не стали «тем самым восьмым вселенским», а Всеправославный
собор 2016 г. им непременно станет?
4. По поводу цитат, которые в связи с этим
распространяются. Единственная цитата, которая в точности излагает и
подтверждает всю эту истерию, - та, которая приписывается прп. Кукше Одесскому:
«Скоро будет экуменический Собор под названием «святой». Но это будет тот самый
«восьмой собор, который будет сборищем безбожных». На нем все веры соединятся в
одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено,
епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской
Церкви. Будьте бдительны. Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши.
Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится. Только избранные увидят это.
Людей будут заставлять ходить в церковь, но мы не должны будем ходить туда ни в
коем случае». Проверив ссылки, предлагаемые в интернете, я нигде не смог
обнаружить чтобы был указан источник данной цитаты. Что неудивительно, потому
что на самом деле перед нами фейк. Не так уж редко в последние годы
тиражираются выдуманные цитаты, ложно приписываемые святым. Нередко их
фабрикуют в раскольничьих кругах, и от этой псевдоцитаты пахнет теми же
кругами. Этот текст мало того, что богословски безграмотный (например, его
автор одновременно и признает Церковь Вселенской и говорит, что в ее храмы
нельзя будет ходить), так еще и выставляет прп. Кукшу лжепророком. поскольку
приписывает ему пророчество: «Скоро будет... тот самый восьмой собор... Скоро
нельзя будет ходить в храмы». Однако прп. Кукша умер более пятидесяти лет
назад. А более чем пятидесятилетнее ожидание - это никак не «скоро».
5. В этих сборниках цитат намешаны прямо противоположные
высказывания. Например, в цитате из прп. Нектария Оптинского говорится, что «Вселенского
Собора больше не будет». Но в цитате из Мотовилова, который будто бы приводит
слова прп. Серафима Саровского, и в цитате из текста, приписываемого прп. Нилу
Мироточивому, описывается, что Восьмой Вселенский собор будет, и это подается
как положительное событие, как настоящий собор. Вот первая цитата, из
Мотовилова: «До явления Антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор
всех Церквей под Единую Главу Христа Жизнодавца и под единый Покров Божией
Матери... с оставлением за первым патриархом его царственной власти... также
для объединения и воссоединения всех святых Христовых Церквей против
назревающего антихристианского направления под Единую Главу Христа-Жизнодавца...
и для окончательного проклятия всего масонства и всех подобных партий».
Мотовилов подает это как настоящий собор, позитивное явление. То же в «Посмертных
вещаниях»: «Потом соберется восьмой собор, чтобы разобрать спор и сотворит
благое благим и злое злым... будут отлучены, отделены добрые от злых, т.е. -
правоверующие от еретиков, и на некоторое малое время мирствовать будут люди».
То есть, нам приводят прямо противоречащие друг другу цитаты: одна говорит, что
восьмого собора не будет в принципе, другая - что будет, но еретический, еще
две - что восьмой собор будет благочестивый.
6. В традиции греческих Церквей еще с Византийских
времен распространено мнение о том, что Вселенских соборов было восемь,
последним из них считают собор 879 г. при свт. Фотии Константинопольском.
Восьмым вселенским собором его называли, например, св. Николай Кавасила (PG 149, col. 679), св. Симеон Фессалоникийский (PG 155, col. 97), поднее свт. Досифей Иерусалимский (в своем томосе 1705 г.) и др. То
есть, по мнению целого ряда святых восьмой вселенский собор не только возможен,
но УЖЕ был.
7. В распространяемых в интернете подборках типа «ПРОРОЧЕСТВА
СВЯТЫХ О ВОСЬМОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ» к цитатам, подписанных именами святых,
непременно добавляют цитаты из церковных деятелей, которые никогда не были
прославлены (архиеп. Феофан Полтавский), а некоторые и ныне здравствуют (иером.
Рафаил (Берестов)). Открою секрет: так поступают в тех случаях, когда цитат из
настоящих святых найти не могут. Что уже само по себе свидетельствует, что
перед нами - не то учение Церкви, в которое верили «все, всегда и всюду».
Итого - мы имеем какой-то дикий винегрет из цитат 1) ложных 2) противоречащих друг другу 3) из не канонизированных лиц. Все это сдобрено совершенно абсурдными идеями (типа вселенский собор может быть еретическим). А все ради того, чтобы поднять панику среди православных, и подтолкнуть их к расколам. Как говорили отцы Двукратного собора, «вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, что они мечом Духа подсекаются под корень, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников рассекать тело Христово». И на примере истерии про «восьмой собор» мы хорошо видим, как именно диавол это делает. Желаю всем православным хранить трезвомыслие и не поддаваться на бесовские провокации.
«.... ибо такова есть воля Божия,
чтобы мы, делая добро, заграждали
уста невежеству безумных людей»
1Пет.2:15
«Были и лжепророки в народе, так
и у вас; будут лжеучители, которые
введут пагубные ереси и, отвергаясь
искупившего их Господа, навлекут
сами на себя скорую погибель»
2Пет. 2:1
«Я гоню не делом, а преследую словом,
не еретика, а ересь, не человека,
но заблуждение ненавижу» (святитель Иоанн Златоуст)
Oб исторической встрече
Комментарий к подписанному
совместному документу с папой.
Для начала напомню для тех, кто уже по самому факту встречи причитает: «все
пропало, все пропало». Ничего не пропало. Каноны запрещают служить с еретиками,
молиться с ними, брать их благословение. Просто встречаться каноны не запрещают.
От встречи с папой патриарх католиком не стал.
Теперь про встречу. Поскольку наш патриарх не был направлен на нее ни Синодом,
ни Архиерейским собором (насколько мне известно), то это по факту является его
личной встречей. Хорошо, что она прошла без каких-либо совместных литургических или молитвенных
действий. Возникает впечатление, что папа римский принял патриарха как равного
- нигде по фото не видно, чтобы патриарх согласился бы на какую-либо
второстепенную или подчеркнуто приниженную по отношению к папе позицию.
И, наконец, по документу.
С одной стороны, в документе немало слов, с которыми можно согласиться.
Например, слова в защиту гонимых и притесняемых на Ближнем Востоке (п. 8-10),
критика ислама (п. 13), слова против дискриминации христиан на Западе (п. 15)
призыв к богатым странам поделиться с бедными (п. 17), осуждение насаждения
гомосексуализма (п. 20) и абортов (п. 21), слова о том, что раскол на Украине
должен быть решен «на основе канонических норм» (п. 27).
Но при всем этом есть там и выражения, которые отнюдь не бесспорны, а порой и
ошибочны.
Например: «надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело
достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос... и
вдохновит христиан всего мира... призывать Господа, молясь о полном единстве всех
Его учеников» (п. 6). В Церкви Христовой единство уже достигнуто и оно является
полным. Потому в символе веры мы исповедуем веру в «единую Церковь». Другое
дело, что вышли из этого единства с Церковью различные еретические и
схизматические сообщества. Но их членов нельзя назвать учениками Христа. Они -
ученики тех, кто превратно учит о Христе и кто вывел их из единства с Церковью.
«Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни
свидетельствуют об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа.
Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но
объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан» (п. 12). Они
могли бы быть залогом единства христиан только в том случае, если мы объявим
все догматические различия в вере Церквей, к которым принадлежали убитые,
совершенно не имеющими значения. Но поступить так мы не можем. В
действительности залогом единства христиан может быть только единство в истине,
которое достигается не замалчиванием догматических расхождений, а исследованием
их и отбрасыванием тех догматов, которые являются ложными ради тех, которые
истинны.
Настораживает утверждение, что миссия «исключает любые формы прозелитизма» (п.
24). Не поясняется, что имеется в виду. Например, в миссионерской концепции
есть пояснение, что прозелитизм - это ведение миссии недолжными средствами
(насилие, подкуп, обман). В этом смысле можно согласиться. Но полагаю, что в
этом документе, особенно при словосочетании «любые формы», можно понять так,
что вообще католиков нельзя переводить в Православие, что, разумеется,
абсурдно. То же и в следующем пункте: «метод «униатизма» прежних веков,
предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от
своей Церкви, не является путем к восстановлению единства» (п. 25). Но если бы
мы могли некую общину католической Церкви привести в Православие, это как раз и
будет для данной общины восстановлением единства с Церковью Христовой, а если
этого не произойдет, то эта община останется в состоянии отделения от Церкви.
«От того, сможем ли мы в переломную эпоху вместе нести свидетельство Духа истины, во многом зависит будущее человечества» (п. 27). Для того чтобы нам вместе с Римской Церковью «вместе нести свидетельство Духа истины», необходимо, чтобы она исповедовала истину, для чего ей нужно отказаться от ложных догматов.