Мертвое пространство, или Что ставят в Александринском театре

0
796
Время на чтение 4 минуты

Уже несколько лет в петербургском театре Валерия Фокина идет проект «Новая жизнь классики». Однако по-новому можно жить по-разному. Это выразительно подтверждает современная Александринка. Окреп и сложился новый художественный метод постановки русского текста. Почти как в подлиннике, только с подвохом.

Вот фокинский «Маскарад». Это творение - застывший музей, скульптура и одновременно - фрагментарная реконструкция спектакля 1917 года В.Э.Мейерхольда. Антикварный и дорогой исторический перформанс разработан до деталей. Однако, что мы имеем в результате? Что зритель увидел и чем остался потрясенным, кроме роскошно-мертвенной эстетики декораций по мотивам Головина? Возникает порою мысль, что они, декорации, и без актеров смогли бы достичь искомого эффекта - бальный зал сам по себе пространство для Воспоминаний. Вальс-фантазия Глинки, романс на музыку Глазунова -- также беспроигрышные, козырные номера для ностальгии по старинной жизни. Здесь любая душа дрогнет и уплывет в романтические дали. А что же спектакль? Торжественно, гибельно и прохладно. Склеп безукоризненной красоты. Утонченно данная во втором действии атмосфера похорон Нины наводит на некорректное размышление - отчего так хорошо играют на сцене смерть и так плохо жизнь?

Кстати, нельзя не отметить набивший оскомину фокинский прием - спектакль не спектакль, если хор артистов не устроит какой-нибудь комизм с христианской тематикой. В «Маскараде» читают по Нине заупокойную Псалтирь. Но Псалтирь здесь явно усиливает неотвратимость Рока, выступает в смысловом поле отчаяния, а не света. Итак, перед нами «постмодернистская» пьеса, где характеры заменены функциями, знаками и масками, этакий символизм с криминальным элементом. Что стоит, например, монолог современного мужчины об убийстве своей жены и сокрытии ее тела на балконе. С какой целью монолог включен в спектакль? Чтоб Лермонтова осовременить?

С самого начала спектакля Арбенин (актер Петр Семак) должен олицетворять разочарованного в божественной справедливости человека. Он символ возмездия, он родственник Каину, Манфреду и Чайльд-Гарольду, но только в русских одеждах. Однако даже стилизованно патетическое, заунывное чтение текста не может избавить зрителя от навязчивой мысли, что нынешний Арбенин - душевнобольной, начитавшийся старинных книг. Он как-то физиологически неприятен, в нем нет центра, стержня, а если и существует в его личности какая-нибудь диалектика добра и зла, то она в значительной мере замешана на неврологическом диагнозе. Может быть, настоящая история Арбенина и могла бы нас тронуть - узнай мы, что этот человек пережил, что говорят о нем люди. Но Лермонтов поставлен вне социума, вне русской темы. То, что явлено на сцене, может произойти в любом  обществе, в любой стране - нашлись бы роскошные палаццо да ревнивые мужья.

А вот, например, «Литургия зеро». Для русского уха само название звучит вызывающе: на Руси уже тысячу лет литургию служат в храме, это общая молитва Богу, а тут - кому? Пустоте, или, может, кукольному «идолу рулетки», который крутится почти весь спектакль на высоком пьедестале в зелёной жилетке, и время от времени выпевает цвет поля, на которое попал шарик? Конечно, спектакль - это зрелище, тут должно быть действие, нужна «картинка», но вот во имя чего?

Иной зритель может подумать, что всё сделано преимущественно для его, зрителя, развлечения - и ошибется. Хотя «развлечений» в спектакле Фокина, как говорится, навалом. Актеры и танцуют, и бегают по сцене, и извиваются в судороге (это когда главный герой празднует свой выигрыш). А уж когда начинают штаны снимать... Сначала это делает сам центральный персонаж Алексей Иванович, показывая задницу немецкому барону (в романе Достоевского он всего лишь берет его за нос), потом  свои снятые трусы демонстрирует мамзель Бланш: так ей удобней прыгать на мужчин. В заключение освободиться от «лицемерных штанов» пытается  Полина - предмет страсти героя, но неожиданно останавливается...

Роман Достоевского «Игрок» - это повествование о страсти, тяжелой, болезненной и сильной как смерть: страсти к женщине и одновременно к игре. Это двойной манией и болен русский учитель Алексей Иванович, погрязший в рулетке в немецком городе Рулетенбурге. Болеют игроманией и другие участники драмы, особенно русские. Даже богатая московская бабушка просаживает за крутящимся столом почти всё состояние. «Таковы все русские, все...» - кричит главный герой. Эту мысль вполне разделяет холодный истукан англичанин Астлей: «Страшно подумать, что дальше с этими русскими будет» - высказывается он в финале спектакля, и фотографирует незадачливого Алексея на мобильник «в двух проекциях», как какое-нибудь диковинное животное...

Мораль сей постановки вполне проста: русские дикари опасны для себя и для других, и цивилизованным людям/нациям следует держаться от них подальше. Разве это хотел сказать Достоевский своим романом? Нет, разумеется, он хотел сказать иное,  и несравненно более глубокое, но режиссер выделил, подчеркнул именно этот, «англоманский» и отчасти русофобский аспект своей постановки. И дела не меняет летающий по сцене в конце действия символический ангелочек в белой рубашонке - всё уже сказано громким сценическим голосом. Зеро - это пустота, а литургия зеро - тем более.

Бедный, бедный Александринский театр...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Мертвое пространство, или Что ставят в Александринском театре

Просто - мерзость запустения.
Лебядкин / 25.01.2016, 13:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12