Богословское прочтение американского кинофильма «Выживший»

Анатолий Вельмякин 
0
29.01.2016 1216

Фильм «Выживший» называют одним из самых многострадальных голливудских проектов начала века. Экранизация романа Майкла Панке об одиноком охотнике была задумана еще в 2001 году. В силу разных причин производство картины затягивалось более 10 лет. Даже когда в 2011 году к фильму были прикреплены Алехандро Гонсалес Иньярриту, Леонардо Ди Каприо и Шон Пенн, из-за недостаточного финансирования, съемки фильма продолжали откладываться.

В итоге, получившаяся картина впечатляет целой палитрой философии и глубины, а также удивительной красотой съемки оператора Эммануэль Любецки, в фильме сама природа повествует очень многое, как это было в Сталкере.

И так, первооткрыватели Америки, так называемые, носители мировой цивилизации, показаны в фильме чуть ли не отъявленными варварами, вторгшимися в чужой мир, который в последствии и уничтожат. Не для кого не секрет чудовищные цифры поголовно вырезанных индейскихэтносов, и, как дань традиции своим предкам, беспринципные совершения локальных апокалипсисов на чужой земле и в наше время. Перед нами практически немое кино, но брошенная, одним из героев первооткрывателей, ироничная реплика о том, как его отец охотник обрел бога в лесу и, по его словам, пристрелил его, говорит, что на место богов пионеры Америки уже согласны поставить себя. Поразительно то, что, изначально задуманный как вестерн, фильм делает попытку переосмысления сложившихся западных стереотипов: что же значит цивилизация, культура, что из себя представляет человек. Главный герой, которого не сыграл, а по-настоящему прожил Леонардо Ди Каприо, находится на стыке двух миров - свой среди чужих, чужой среди своих.

Трагичная предыстория о том, как он из захватчика превратился в аборигена показана в серии коротких флешбэков из его тревожных снов. Освободившись от этнических и цивилизационных оболочек, он свободно действует по закону совести, объективно определяя и наказывая зло. Поразительная сцена у разрушенной Церкви с русской росписью, на которую режиссёра вдохновил фильм «Андрей Рублев» Тарковского, своего рода символ опустошённого протестантизмом христианства. Удалив дух подвижничества, лютеране по сути выхолащивали из западного человека христианина, оставив от него полуразрушенный остов. Здесь мы вспоминаем метаисторический сюжет книги Бытия, повествование о большой вавилонской стройке.

Некто «они», говорит Писание, какие-то люди, до того далеко зашедшие от горы Арарат на Восток, в местность долины Синаар, нашли себе землю и поселились на ней.Эти эмигранты тоже стали богоборцами не сразу, вначале был энтузиазм.

Надо знать, что это были за люди? С каким прошлым? Откуда пришли? Пионеры Вавилона были причастны религиозному энтузиазму. Нет с ними священника, нет над ними царя, и уже в этой их стройке нет с ними Бога.

Но они принесли с собой сильный корпоративный дух, перенаправив неудовлетворенную духовную энергию на коллективный энтузиазм грандиозной постройки нового мира, царства небесного на земле.

В настоящей же картине на фоне тех же апостасийных событий показан отдельный человек, герой, вожделенный нитшевский сверхчеловек, создать которого философ и пытался в пику формальному, западному христианству без георизма. По своему ремеслу он следопыт по диким лесам девственной Америки, спасительный проводник, что является прямым христианским символом священства. Это также придает герою образАдама, пытающегося вновь приручить, озлобившуюся когда-то на него природу, но все же жалеющую своего падшего хозяина, что видно даже в сцене, где Ди Каприо драл медведь. Вся съемка посвящена испытаниям этого героя одиночки.

Потрясающим скрытым символом его одиночества является сошедшая,практически на него, огромная снежная лавина. Процесс запущен, один человек, даже герой, уже не остановит этот маховик. Чему подтверждение сон с огромной горой черепов бизонов, как символ уничтожения коренных культур Америки и шире - гибели природы подавлением человека.

Не знаю, есть ли в сюжете фильма надежда. Надежда сталкера Тарковского была в том, что он давал ее другим, и поэтому для него самого все было наполнено смыслом. Но, невзирая на сюжетную линию фильма «Выживший», лежащую на поверхности, посмотрев эту историю, обретаешь необъяснимую энергию жить, творить, действовать даже в условиях, когда, как будто, погибающий мир несется со скоростью снежной лавины в пропасть, но твоя душа стоит на Камне, Отверженном строителями нового мира на песке.

Анатолий Вельмякин, студент 3-го курса бакалавриата Московской Духовной Академии
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Хороший фильм

Спаси Бог автора за отличную рецензию! Она хороша и по форме и по содержанию. "В настоящей же картине на фоне тех же апостасийных событий показан отдельный человек, герой, вожделенный нитшевский сверхчеловек, создать которого философ и пытался в пику формальному, западному христианству без георизма." Надо отметить, что практически все американские фильмы выводят образ мессии - крутого парня-одиночки, спасающего человечество. 5й элемент, всякие человеки-пауки и люди Х - это массовая культура, где образ всесильного супермена, желательно выходца из простого люда, очень востребован. Это - самая кассовая тема. Но здесь не так - герой Ди Каприо силен и, одновременно, смирен. Очевидно, что он - не супермен. Любой индеец может застрелить его, ледяная вода - заморозить. Он надеется на Бога и не сдается. И - приходит к своему. Этим очень христианским и даже православным посылом отличается обсуждаемый фильм от множества американских "героических" новелл. Кто-то возразит мне, что героем двигала месть, которая, без сомнения, есть страсть и болезнь. Думаю, в чрезвычайных обстоятельствах Господь может посылать нам силы через навязчивые идеи, чтобы мы сконцентрировались, не расслаблялись, дошли до конца. В этом фильме очевидно, что борьба за жизнь сама по себе отодвинула страсть на второе место и вовсе не она привела героя к развяке. Символично, что и в конце вовсе не страсть руководит персонажем Ди Каприо, так как он отпускает противника на волю Господа (впрочем в данном случае достаточно хорошо предсказуемую). Честно говоря, я не ожидал. Благодарю режиссера и весь коллектив картины за прекрасную работу, которую хочется обсуждать!

1. Re: Богословское прочтение американского кинофильма «Выживший»

Можно сказать в двух словах: русская воля.

Бондарев Игорь / 29.01.2016 16:41
Анатолий Вельмякин
Все статьи Анатолий Вельмякин
Последние комментарии
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.04.2021 21:35
Единственный гарант суверенности Родины
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 21:31
Фотографии и время
Новый комментарий от Наталия 2016
12.04.2021 20:52
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Андрей Карпов
12.04.2021 20:35
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от учитель
12.04.2021 19:25
«Я бесконечно счастлив…»
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.04.2021 19:00