Член Совета Федерации, экс-депутат Антон Беляков внес в Госдуму законопроект о запрете продажи и потребления табака лицам до 21 года. Ранее этот же персонаж пытался «провернуть» через нижнюю палату парламента аналогичную меру в сфере продажи алкогольной продукции. И в том и другом случае законотворец сетовал на высокую смертность россиян и необходимость отгородить молодежь от пагубных пристрастий.
«Закон 21» - это мера, которая законодательно закреплена в Соединенных Штатах. Излишняя строгость закона за океаном, как и у нас в стране, компенсируется не обязательностью исполнения. Молодежь в Штатах находит лазейки: предлагает взятки сотрудникам увеселительных заведений или добывает выпивку через старших товарищей.
Запретный плод сладок вдвойне. Дорываясь до бутылки во время вечеринок в кампусе,американские первокурсники порой погибают от токсикации. Молодым людям, живущим в условиях тотального запрета, не знакомо чувство меры. При этом те, кто постарше, вместо попытки привить адекватное отношение к спиртному, наоборот, рассказывают, какой это кайф - напиваться до свинского состояния.
Другим бичом американской молодежи из-за «сухого закона» стало повальное увлечение «травкой» и легкими наркотиками. Марихуану курил даже выпускник Гарварда, 44-й президент США Барак Обама. Пример Соединенных Штатов свидетельствует, что отсутствие официального доступа к алкоголю порождает либо его потребление в неимоверных количествах, либо тягу к другим, более пагубным пристрастиям.
Как говорят наркологи, регулярное покуривание марихуаны нередко способствует переходу на «синтетику», а с нее уже, как правило, не «слезают». К тому же наркотики стоят значительно дороже алкоголя. Зависимость от «дури» - прямая дорога на панель или в тюрьму. В публичной среде непринято сравнивать вред от наркотиков, алкоголя и табака, нокласть все в одну корзину - тоже неправильно. К тому же российское законодательство четко устанавливает границу порока и вполне адекватно регламентирует, что и в каком возрасте можно, а что категорически запрещается.
Право на спирт
Принятые за последние годы ограничения,учитывая креативность российского парламента, можно осторожно поприветствовать, хотя ситуация коренным образом не поменялась. Некурящим и непьющим стало легче, а у тех, кто злоупотребляет, появился повод задуматься. Однако нельзя перегибать палку в стране, где закон не обладает должным авторитетом и в случае необходимости - относительно легко обходится. Теневой сектор составляет примерно 20-25% экономики РФ. Стоит ли говорить, что с введением новых запретительных мер он неизбежно увеличиться.
На антиалкогольные и антитабачные инициативы Белякова важно взглянуть не только с обывательской, но и с юридической точки зрения. Фактически сенатор пытается ограничить суверенитет взрослых граждан, обладающих полным спектром свобод и обязанностей. Согласно Конституции, совершеннолетние отвечают не только за свои поступки, но и могут брать ответственность за других людей (например, создать семью).
Как бы нелепо это ни звучало, но покупать спиртное и пить его в любых количествах после 18 лет - это тоже право. В рамках закона каждый волен расслабляться, как хочет, и у каждого - своя мера. К тому же в русском народе никогда не возбранялось потребление алкоголя молодым парнями, которые в прежние времена раньше современников познавали все тягости трудовой жизни.
Поборники «закона 21» идут против сложившихся в российском обществе традиций и обычаев. А учитывая, что сейчас все совершеннолетние обладают правом голоса, законотворцам следовало бы сначала добиться одобрения молодежи на запретительные по отношению к ней меры.
Опыт «сухого закона» и безграмотной борьбы с пьянством наша страна уже проходила. Топорность действий властей и откровенное ханжество в сложный для страны период вызвало справедливый и понятный протест общества. Вместо развития культуры потребления алкоголя и работы над повышением качества спиртного, советские власти пытались бороться с потреблением и производством в принципе.
Мир запрета
В наше время на фоне обострения политической обстановки в Госдуме и Совете Федерации звучат много запретительных инициатив, которые якобы могут мобилизовать общество. В большинстве своем - это, конечно, пиар парламентариев, который не достоин серьезного обсуждения и упоминания в СМИ.
Но радикальные и ханжеские настроения в нашей стране постепенно растут и люди начинают вверить, что пороки общества нужно выжигать каленнымжелезом. Запрет, ужесточение и смертная казнь - однозначно воспринимаются как благо, а любые вольности и послабления - непременно рассматриваются какугроза безопасности. Отсюда складывается впечатление, что люди в России могут понимать только язык кнута.
Власти пытаются приучить россиян к мысли, что жить в условиях запрета, а не права - это абсолютно нормально и даже необходимо для некоего «общего блага». И здесь становится не важным, что наши законотворцы предлагают гонять 20-летнего дембеля за бутылку пива и выкуренную сигарету. Лицемерие политической элиты РФ безгранично. Она в один голос поносит все американское, а потом пытается привить в России заокеанский опыт работы с молодежью, который крайне сложно назвать успешным.
Волну антиалкогольной истерии поймали общественники и часть ученого сообщества, которые с упорством доказывают, что даже один грамм алкоголя убивает миллиард клеток головного мозга, а, значит, выпитая раз в неделю рюмка или бокал спиртного ведет к деградации личности. Выход - тотальная трезвость... и точка. Как будто 100-процентная трезвость - это высшая благодетель человека! Но ведь даже Христос пил вино...
Ханжеством и безрассудством не обделены и некоторые российские психологи, которые уверяют, что именно родители приучают ребенка к алкоголю: дескать, бокал вина на семейном застолье - это первый шаг к алкоголизму. При этом «эксперты» ничего не говорят на неудобную для них тему о том, что чаще всего молодежь пьет в подъездах и на лавочках, и качество потребляемого вне родительского дома спиртного оставляет желать лучшего.
Ребенку не нужно запрещать пить, ему нужно прививать культуру потребления алкоголя, показывать на своем примере важность соблюдения меры и объяснять, что в уличных попойках нет ничего достойного. В противном случае подростку-бунтарю надоест родительская опека и бесконечные запреты, и он обязательно вкусит плод запретного яблока. Только оно будет отравленным...
Тупиковый путь
Россию часто рисуют пьющей страной и распространяют подобный образ в основном сами россияне. Истина познается в сравнении. В Европе потребляется больше вина и пива. Французы и немцы не стесняются «закладывать» в обеденное время и устраивать алкофесты. В России выпить тоже любят, но все-таки переносят потребление спиртного на вечер и в больше степени сторонятся публичных застолий.
Вопреки сложившимся в народе обычаям и печальному опыту СССР, российское государство продолжает бессмысленную борьбу с фактом потребления алкоголя, фактически приравнивая его к алкоголизму. Это примитивный и тупиковый путь, который автоматически снимает с властей обязанность следить за качеством спиртного, способствовать развитию культуры ипропагандироватьздоровый образ жизни.
Желания у политической элиты менять запретительную политику на нечто более адекватное и креативное не просматривается. «Закон 21» - это не только лицемерный пиар, но и попытка отобрать у личности закрепленный в Конституции суверенитет, право на альтернативу и выбор.
5. Re: Алкогольно-табачный тупик
4. Ответ на 3., Андрей Карпов:
3. Ответ на 2., рудовский:
2. Re: Алкогольно-табачный тупик
1. Re: Алкогольно-табачный тупик