Островки трезвости, искорки трезвения…

Владислав Юферов 
0
01.10.2015 537
Такие добрые семена уже пять лет на территории Татарстана сеет Казанское епархиальное общество «Трезвение». Пять лет, вроде и недавно, но сколько интересных событий произошло за это время! Самое главное – епархиальное общество «Трезвение» фактически возродило дореволюционные традиции, когда на территории Казанской губернии существовало сильное Казанское общество трезвости, в которое входили правящие архиереи, губернаторы, священники, градоначальники, представители медицины и просто жители губернии. Общество тогда имело 60 отделов (филиалов) на территории современного Татарстана, республик Марий Эл и Чувашии, Ульяновской области, в Томске, в Красноярске и других регионах. Почетным членом общества являлся святой праведный Иоанн Кронштадтский, который много раз бывал в Казани. Он и сейчас молится за всех православных трезвенников. Именно этим можно объяснить, что за небольшой период с Божией помощью Казанское епархиальное общество «Трезвение» создало 17 приходских обществ трезвости в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Бугульме, Алексеевском и других населенных пунктах Татарстана, а также установило контакты с другими общественными организациями на трезвенном поле: СБНТ («Союз борьбы за народную трезвость»), МАТР («Международная академия трезвости»), «Оптималист», «Выбор» и другими, имеющими официальную регистрацию в Российской Федерации.

Казанское епархиальное общество «Трезвение» работает в прямом взаимодействии с отделом по противодействию наркомании и алкоголизму Казанской епархии, а руководитель этого отдела иеромонах Вячеслав (Шапоров), бессменно возглавляющий отдел с 2007 года, является духовником общества. В составе епархиального отдела Казанской епархии имеется реабилитационный центр во имя святителя Варсонофия, Казанского чудотворца, кроме того – информационно-просветительский центр во имя этого святого.

Реабилитационный центр выполняет главную задачу – лечение страждущих недугом наркомании и алкоголизма в стационарных условиях, а у Казанского епархиального общества «Трезвение» основной задачей является профилактическая работа на приходах с зависимыми (страждущими), созависимыми (родственниками страждущих) и психотерапевтическое направление через проведение совместных собраний, молебнов, подготовка и принятие обетов трезвости, информационно-методические мероприятия по утверждению трезвости и трезвения. Каждое приходское общество трезвости имеет духовника – священнослужителя, который координирует работу прихожан в соответствии с каноническим служением.

Совместная деятельность всех трезвенных подразделений Татарстанской митрополии строится в соответствии со следующими стратегическими документами Священного Синода: «Концепцией Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» и «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых».

Святейший Патриарх Кирилл по случаю празднования возрожденного всероссийского дня трезвости 11 сентября в своем обращении сказал:
«Иоанн Креститель, память которого мы совершаем ныне, удостоился свидетельства от Господа, как о большем среди всех рожденных на земле (Мф. 11:11). Этот величайший святой муж был убит в результате необдуманной клятвы царя Ирода, данной на пиру под звуки хмельного веселья. Потеря трезвости, как телесной, так и душевной, очень часто приводит к печальному результату. Разрушаются семьи, гибнут люди и целые сообщества. Поэтому не случайно именно в нынешний праздник отмечается День трезвости. Созерцая духовным взором подвиг Иоанна Предтечи, мы воспринимаем его воздержанную жизнь как добрый образец для всякого христианина. Сегодня очень важно, чтобы православные верующие подавали пример трезвости и благоразумия во всех сферах жизни, дабы имя Божие не было в поругании у людей внешних по отношению к Церкви (Рим. 2:24). Для борьбы с алкогольной угрозой Церковью создаются реабилитационные центры и общества трезвости, ведется профилактическая работа. И это приносит свои добрые плоды. Однако для решающего перелома нужно объединить усилия всех социальных групп, органов власти, религиозных организаций. Убежден, что, Богу содействующу, нам удастся изменить ситуацию в обществе...».

Об этом также наставляет и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в своем архиерейском обращении к пастве в честь празднования Дня трезвости:
«Кроме усиленной молитвы за страждущих и побуждения их к возвращению к нормальной жизни, мы сами должны вспомнить о том, что слово "трезвость" очень похоже на слово "трезвение".

Это такое понятие в духовной жизни. Обладание им позволяет оградить себя от других пороков, в том числе и пьянства. И обладать им нужно всякому верующему, крещеному человеку.

Что означает слово "трезвение"? Это абсолютно чистый, честный, не замутненный ничем взгляд на самого себя. Осознание того, что я не идеален, что и у меня тоже есть недостатки. И самое главное, осознание своей немощи, что без помощи Бога, без участия в жизни Церкви я не могу искоренить эти недостатки. А искоренять их надо, так как отказ от борьбы с малым злом может привести к большему злу…».

Основное ядро трезвенной работы в Татарстанской митрополии сосредотачивается на приходах, поскольку именно там ведется работа с людьми. У каждого прихода своя специфика, разные люди, но главное, на чем основано противодействие страстям пьянства, наркомании, табакокурения – это любовь, любовь к Богу, к людям, к себе. И Главный Целитель от всех греховных страстей – Сам Господь Бог. Методики могут быть различными, но именно православное трезвенное направление через призыв о помощи ко Господу, через духовное возрождение, через соработничество с медициной, органами Госнаркоконтроля, местными властями добивается ощутимых результатов.

Из обращения Казанского епархиального общества «Трезвение»:

«История России свидетельствует, что здравомыслие и трезвение для нашего многонационального народа всегда являлись непреложными нравственными ценностями, к которым нам ныне жизненно необходимо вернуться. У Татарстана имеется опыт успешного решения этой задачи, который заключался в трезвенном просвещении и духовно-нравственном воспитании населения, результатом чего явилось снижение потребления алкоголя до минимума. Люди с радостью и воодушевлением избрали трезвость на сходах по противодействию пьянству. Следует отметить, что в начале 20 века Россия была на первом месте в Европе по минимальному употреблению алкоголя. Возрождение трезвенных традиций, которые были поддержаны Президентом и Правительством Российской Федерации, руководителями субъектов, Русской Православной Церковью, общественными организациями, уже дает определенные положительные результаты. Но масштабы распространения пагубных страстей, которые охватили все слои населения, в том числе детей и молодежь — наше будущее, по-прежнему велики. Противодействие пьянству, наркомании, алкоголизму, табакокурению через установление трезвого и здорового образа жизни становится в этих условиях единственной альтернативой. Именно поэтому возрожденное Казанское епархиальное общество "Трезвение" ставит своей главной задачей утверждение и сохранение трезвости и трезвения в качестве духовно-нравственной ценности и нормы жизни.

Обращаемся к вам с просьбой объединить усилия по защите от алкогольной и наркотической угрозы, по трезвенному просвещению и воспитанию нашего народа, по возрождению опыта трезвеннической деятельности, наполнению её современным, новым, действенным содержанием!

Каждый из нас может внести свою посильную лепту в утверждение трезвости личным примером, организацией и поддержкой обществ трезвости, новыми проектами, идеями, практическими советами и предложениями.

Присоединяйтесь к движению за трезвость! Защита от алкогольной и наркотической угрозы, утверждение трезвости и трезвения - наша общая забота и общее дело! Мы должны осознать, что только трезвая Россия станет великой!».

Примечательно, что Казанское епархиальное общество «Трезвение», через неделю после официального возрождения Дня трезвости, 18 сентября 2014 г. создало приходское общество «Трезвение» при храме св. пр. Иоанна Кронштадтского в Казанской духовной семинарии, где отдельные студенты – будущие пастыри, начали принимать обеты трезвости и осваивать трезвенную работу.

Из дореволюционных писем С.А.Рачинского, «апостола трезвости» и одного из основателей приходских школ к духовному юношеству, к студентам дореволюционной Казанской духовной академии:
«И это зло – позорное, чудовищное растет и множится в тот момент, когда от нашего духовенства потребуется напряжения всех сил духовных и нравственных, чтобы стать на высоту настоятельных требований времени. И положить предел этому злу, искоренить его, можете только вы, будущие наставники духовного юношества… Конечно, не искорените Вы его никакими поучениями, никакой организацией призора. Искоренить можете и должны Вы его делом, победой над собой, которая одна может дать Вам силу победить это зло в других. Вы ли уклонитесь от этого дела, Вы, вооруженный высшим духовным образованием, которое обратится в тлен и прах без соответствующего подъема нравственного? Посмотрите! безграмотные крестьяне, движимые любовью к ближнему, отрекаются от водки, ограждают от нее детей своих односельцев. Трезвость еще не есть нравственность. Но она необходимое условие всякого нравственного преуспеяния. Алкоголь отравляет и, наконец, убивает волю – источник всякого нравственного делания. Много доброго и светлого сохранилось, многое нарождается вновь в нашем духовенстве; но сохраненное погибнет, но нарождающееся не дозреет, если оно не избавится от зияющей язвы, поглощающей все его жизненные соки, отвращающей от него все сердца. Предлагаемое мною дело для людей зрелых и старых тягостно. Для юношей же Ваших лет, для Вас лично – оно легко. Поэтому обращаюсь к Вам. Пьянство каждого отдельного священника – тяжелый крест для его прихода. Пьянство же пастыреучителя, – а таковым будет почти каждый из вас – ужасно, ибо последствия его в жизни целых поколений будущих пастырей – неисчислимы. Итак, не отвращайте Вашего внимания от доброго дела, но – помогите!»

Многие прихожане и священнослужители ждут на приходах новых, молодых, образованных батюшек, с чистым и светлым разумом, способных повести за собой людей к Богу, чтобы противостоять греху пьянства и наркомании.

В конце 2014 года было открыто общество трезвости в исправительной колонии ИК-2 Главного управления ФСИН России по Республике Татарстан. Открытие этого общества состоялось на базе действующего православного прихода при исправительном учреждении по согласованию с руководством колонии. Отдельные заключенные в предварительных беседах так и говорили: «Попал сюда по пьянке, помогите освободиться от этой страсти, иначе выйду на свободу – опять за стакан и снова на зону!». С Божией помощью, люди стали включаться в трезвенную работу, готовиться к принятию обетов трезвости. Была великая радость, когда первые пять человек приняли обеты трезвости! И радость вдвойне - когда первые освободившиеся из заключения ребята-обетчики оставались трезвыми, вновь продляли обеты трезвости на свободе и становились активными прихожанами.

Многие жены ходили на собрания и молились за своих мужей, и Господь вновь показывает свои чудеса, когда мужья бросали пить и начинали трезвый и здоровый образ жизни. В первом обществе трезвости при храме Рождества Христова г. Казани вместе ходили на собрания муж с женой. У них были определенные проблемы с потреблением ПАВ. И, слава Богу, через некоторое время бросили пить, курить, приняли обеты трезвости, повенчались. Сейчас у них растет прекрасный мальчуган, они усыновили еще одного мальчика, создали крепкую семью, приобрели и обустроили свое жилье. А глава семейства поступил учиться на заочное отделение в Казанскую духовную семинарию, чтобы получить второе образование. И таких примеров много.

Прихожане из общества трезвости при храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в г. Казани через год после создания общества начали выпускать прекрасный журнал «Трезвый взгляд», который издается тысячным тиражом и расходится по приходам митрополии. Отличное оформление, тексты пишутся самими прихожанами, очень доступный, живой язык и важные темы.

Активно развиваются общества трезвости в Набережных Челнах, там действуют уже пять приходских обществ. Ведется православная работа на приходе в пос. Алексеевский, в Бугульме, в Альметьевске, в Нижнекамске. Готовятся к открытию и начинается работа новых обществ трезвости в Елабуге, в селе Чепчуги Высокогорского района Татарстана.

Православное трезвенное направление поддерживает митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, который призывает расширять и совершенствовать работу по преодолению пагубных страстей.

Пьянство и наркомания – это грех и зло, которое сеет лукавый. Но зла в чистом виде нет, поскольку зло есть оскудевшее добро. Каждый человек, пусть даже глубоко затянутый в греховный омут, имеет от Бога искорки добра и трезвения. И они живы всегда, они обязательно помогут увидеть свет! Надо их только найти, помочь человеку увидеть свое новое рождение во Христе и тогда любовь сможет победить зло. Богу возможно все!

Трезвость и трезвение – это созидание, это познание себя, это дорога жизни, это путь к Богу!

С пятилетием всех православных трезвенников Татарстана!

Мира, благоденствия, трезвения, любви!

Владислав Аркадьевич Юферов, председатель Казанского епархиального общества «Трезвение», член рабочей группы по противодействию ПАВ Общественной палаты Республики Татарстан
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Владислав Юферов
«Нас учили Победители…»
Об участнике Великой Отечественной войны Михаиле Николаевиче Сапове и труженике тыла Геннадии Борисовиче Белкине
08.05.2021
10 лет на пути трезвости и трезвения!
К юбилею Казанского епархиального общества «Трезвение»
04.11.2020
Трезвение – это радость бытия!
А пьянство – начало безбожия…
10.09.2020
«Наркомания – это не только трагедия отдельной личности или семьи»
Сегодня отмечается Международный день борьбы с наркозависимостью и незаконным оборотом наркотиков
26.06.2020
«Страждущие возвращаются к Жизни!»
О благодатной помощи Божией Матери по молитвам перед её иконой «Неупиваемая Чаша»
18.05.2020
Все статьи Владислав Юферов
Последние комментарии
Не будем ждать создания прививки от глупости
Новый комментарий от Константин В.
27.10.2021 00:23
Каждый третий – Стенька Разин, каждый пятый – Пугачёв!
Новый комментарий от Валерий
26.10.2021 19:05
Валдайская шкатулка: приглашение к идеологии
Новый комментарий от В.Р.
26.10.2021 17:26
Православные антидержавники активизировались
Новый комментарий от С. Югов
26.10.2021 17:13
«Агата Кристи» против «Ельцин-центра»
Новый комментарий от Тюменец
26.10.2021 16:58