itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Шаги Железного Командора

0
1030
Время на чтение 8 минут

В острой полемике, развернувшейся в связи с решением Мосгордумы о проведении референдума в столице по вопросу возвращения на Лубянскую площадь памятника Ф.Дзержинскому, наше внимание привлекла неожиданная позиция православных патриотов,[1] оказавшихся не против не только проведения референдума, но и - заранее - его «положительных» итогов (то есть уже начавших агитацию «за»). Надеемся, целью дискуссии (как и референдума) является выяснение если не истины, то, по крайней мере, мнения народа, и предложенная ниже точка зрения тоже имеет право быть озвученной на РНЛ, хотя и расходится с редакционной.

Хотя сторонники возвращения Железного Феликса на прежнее место и клеймят своих оппонентов-единоверцев (противников самой идеи такого референдума) либералами (по бинарной «классовой» логике: если против советского - значит за буржуев), их собственная аргументация, исходящая из политической конъюнктуры (противостояние глобализму, потребность в символе борьбы с коррупцией и олигархией, угождение президенту, выходцу из спецслужб, и даже социалистическому Китаю как новому стратегическому партнеру), аргументация эта сразу напомнила логику отнюдь не традиционалистов, или попросту благоверных христиан, но как раз типичной либеральной оппозиции. Христианин всегда руководствуется, прежде всего, вероучением, заповедями Христовыми и церковными канонами, и только потом уже политическими и национальными интересами. Исполнительная и законодательная власть (профессиональные политики) - это другое дело: здесь, наоборот, без компромиссов, дипломатического маневрирования и хозяйственного расчета не выжить. Именно эта изменчивость позиции и в этом смысле «ненадежность партнера» по синергии, то есть сугубая секулярность государства, живущего текущими интересами, опасна для излишней корреляции с ним непреходящих целей Церкви (яркий пример - внешняя политика Хрущева, увлекшая РПЦ в экуменизм). Поэтому если «правые» общественные силы хотят принципиально отличаться от «левых» (либеральной демократии различных оттенков), они не должны ставить государственно-национальные мотивы выше истин веры, «думать о том, что человеческое» больше, чем «о том, что Божие» (Мф 16:23). Во-первых, потому, что именно это и превратило в свое время другое мессианское племя из богоизбранного народа в богоборческий. А во-вторых, потому, что таким подходом традиционные устои российского общества расшатывали, опять же, либералы накануне выборов в первую Думу. «...журналисты старались обойти вопрос конфессиональной принадлежности кандидатов. В частности, один из журналистов «Нашей нивы» призывает крестьян выбирать без учета конфессиональной принадлежности, «лишь бы человек был справедливый» ...автор в конце опять призывает их не смотреть «кто какой веры придерживается, лишь бы только был человек справедливый, смелый, чтобы крепко стоял за трудовой народ...». «Не смотрите на то, кто какой веры, - призывал другой автор, - Выбирайте католика, или православного, или кого, лишь бы он стоял искренне и твердо за трудящийся народ».[2]

Разве теперь не то же самое: ради твердого стояния верховного чекиста против буржуазии и «заслуженного наказания» его ведомством прочих разрядов грешников православному электорату предлагается закрыть глаза на духовный портрет этого «кандидата» на постамент? Но христианин в первую очередь должен ориентироваться по духу, по тому, в каком отношении объект (субъект) его оценочного суждения находится ко Христу-Богу и к Церкви как Христу явленному, потому что «кто любит отца или мать» (в данном случае - отечество или президента) «более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37). В стоящей же перед нами дилемме с этим все более чем очевидно: Дзержинский - это (в продолжение аналогии с первыми думскими выборами) как раз католик, де-юре (или по крещению), и безбожник, де-факто, который, не пройдя во власть законным путем, узурпировал ее с прочими политическими преступниками и «столь твердо встал за трудящийся народ», что развернул настоящие гонения на Православную Церковь. Слова же о том, что это «фигура сложная и противоречивая», всегда говорят только о внутренних противоречиях позиции самого говорящего, пытающегося совместить несовместимое (совсем недавно доводилось слышать эту идиому со стороны адвокатов другого губителя христиан - Степана Разина). С самим же Дзержинским все предельно однозначно: этот «крепкий государственник» был типичным антихристом, палачом православного народа, открытым богоборцем. Все таковые из числа крещенных в Православии находятся под анафемой святителя Тихона;[3] прочие же нечестивцы, хочется верить, вдвойне отмечены «каиновой печать».

Смешением понятий, на наш взгляд, является и другой довод христианских социалистов, а именно, то, что репрессивно-разведывательный аппарат большевиков вообще и Дзержинский, в частности, явился орудием Промысла Божия, бичом возмездия для «белогвардейских» предателей трона, выполнил позитивную функцию контрреволюции сначала в отношении буржуазно-либерального Февраля, а затем (в стадии сталинизма) в отношении интернационалистов троцкизма-ленинизма... Безусловно, Божественное всемогущество использует в Своих благих целях и самые деструктивные произволения падших тварей, отдавая грешников для их наказания и вразумления во власть еще больших грешников. «Когда же отцы наши прогневали Бога небесного, Он предал их в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, Халдеянина; и дом сей он разрушил, и народ переселил в Вавилон» (Езд 5:12). Однако последние, будучи орудием Промысла, от этого ни коим образом и ни в какой степени не перестают быть тем, кто они есть, их индивидуальная природа не претерпевают от этого ни малейшего изменения, которое происходит только одним способом: покаянием, участием в церковных Таинствах, исполнением заповедей. «...и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» (Иер 25:11-12).

Также само по себе созидание сильной державы, национальной или многонациональной империи, не имеет харизматическо-сотериологического измерения (иначе «высокоодухотворенными» и «не далекими от Царства Небесного» должны быть признаны и Рамзес с Навуходоносором, и Македонский с Траяном, и Наполеон с Бушем). Это опять говорит об идеологическом примате политического над церковным, тогда как у христиан должно быть наоборот, «ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12:50). Господь дает этим разуметь, что духовное родство, которое Он пришел насадить и возрастить на земле, не то, что родство плотское, хотя по форме отношений, оно одинаково с плотским. <...> [но оно] место имеет в другой области - высшей, важнейшей. Потому-то и преобладает над плотским, и когда требует нужда, приносит его в жертву своим духовным интересам, без жаления, в полной уверенности, что это жертва Богу угодная и Им требуемая"».[4] Так что аргумент беззаветного служения халдейской по типу великодержавности этого советского Олоферна (см. кн. Иудифи) тоже нисколько не должен колебать в православном сознании чашу весов, оценивающих роль Дзержинского в русской истории, на которых неприподъемной глыбой лежит сатанинская вражда против Церкви.

Причины такой парадоксальной позиции православных патриотов, конечно, находятся на концептуальном уровне. И тут снова напрашивается параллель с другой формой «розового христианства» - либерально-протестантской теологией: как там церковь остается внутренне единой во всех внешних разделениях (учение о «незримой церкви»), так здесь исторический раскол Церкви и государства, не лишает последнее благодатных даров Духа, в результате чего советское государство, как наследник Российской империи, даже со всей своей атеистической (богоборческой) идеологией оказывается продолжающей сорабничество Церкви и Промыслу в деле человеческого спасения, охранения («удержания») от разрушительных сил мира. Но, как уже было сказано, последнее (православно-социалистическое) представление не менее ошибочно, чем первое (протестантско-либеральное). Выражением чего и становятся такие двусмысленные позиции по конкретным вопросам.

Судя по всему, пути Церкви и государства в России в 1917 году разошлись окончательно, как бы нам ни хотелось ренессанса «симфонии властей» (церковной и государственной). Кратковременные же периоды сближения, как в 40-х годах прошлого столетия и теперь, носят сугубо прагматический, а не органический характер, и создают не более чем иллюзии на этот счет. Однако, как показывает время, может быть, лучше им и в дальнейшем только расходиться, потому что это еще не самый плохой вариант. Об этом говорит история западно-христианского мира, где такой разрыв произошел гораздо раньше и где теперь наблюдается уже следующую стадию этого процесса, когда «симфония» снова становится реальностью, но уже в перевернутом виде, когда дирижирует государственно-социальное начало, навязывающее свои фальшивые мотивы церкви, в результате чего христианство вообще меняет заряд на противоположный. В таких апокалипсических условиях (если государственная и общественная жизнь в России продолжит встраиваться в общемировую систему, что сейчас выглядит неизбежным) эффективность сотериологической функции Церкви становится в обратную пропорциональную зависимость от степени ее вовлеченности в эту антихристианскую жизнь. И наоборот, чем глубже будет диффузия Церкви и уже обреченного на духовную гибель безбожного социума, тем труднее будет спастись уже в самой Церкви. И в таком государстве и обществе, вышедших из под духовного окормления Церкви и из под власти Бога, «безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо истукан его есть ложь, и нет в нем духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут. Не такова, как их, доля Иакова, ибо [Бог его] есть Творец всего, и [Израиль]» (то есть Церковь) «есть жезл наследия Его...» (Иер 51:17-19).


[1] Бидолах. В. О бедном Дзержинском замолвлю я слово / http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/29/o_bednom_dzerzhinskom_zamolvlyu_ya_slovo/

[2] Гронский А. Православная Церковь и выборы в Государственную думу (по материалам газеты «Наша нива» за 1907 г.) / Наша ніва. 1907. № 1. С. 4-6 / http://zapadrus.su/zaprus/istbl/1269-pravoslavnaya-tserkov-i-vybory-v-gosudarstvennuyu-dumu-po-materialam-gazety-nasha-niva-za-1907-g.html.

[3] «Святейший Патриарх Тихон дважды анафематствовал "творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной": в 1918 г. в связи с начавшимися гонениями и в 1922 г. в связи с изъятием из церквей священных предметов под предлогом помощи голодающим (Акты свт. Тихона. С. 82-85, 188-190)» (Православная энциклопедия. Анафема. Изд.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. Т.2. С.274-279 / http://www.pravenc.ru/text/115026.html).

[4] свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. День 168. М., Правило веры, 1995.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. И снова о &quot;сырых&quot; протестах против &quot;сырой&quot; инициативы референдума.

В своём комментарии 108. ""Сырые" протесты против "сырой" инициативы" к посту А. Д. Степанова я уже имел возможность представить ситуацию конструктивно-критически. Тот мой комментарий уже давно забыт, так что позвольте мне ещё раз о нём напомнить с призывом ознакомиться с ним, кто не знаком. РНЛ уже давно имеет возможность выступить с соответствующей инициативой коррекции памятника на Лубянской площади в ключе гражданского примирения.
Сергей Абачиев / 07.07.2015, 13:14

6. Re: Шаги Железного Командора

Но возможно, дело обстоит даже так - излишне замордованные своими же взглядами-иллюзиями (как позитивными, так и негативными), противники и сторонники возвращения не желают - для себя хотя бы! - понять разнику - кем был Феликс, и чем был памятник. Неужели же это так трудно, и легче держаться за собственные заблуждения о огрехи исторического восприятия?
Лебядкин / 07.07.2015, 07:16

5. Re: Шаги Железного Командора

Самое гадкое - это то, что из отсутствия или невозвращения памятника хотят сделать принцип и символ. Бедные - победа символами не берётся!
Лебядкин / 07.07.2015, 07:03

4. Re: Шаги Железного Командора

Спасибо за статью. Вся эта история с Феликсом - циничная провокация. Но и проверка для всех. Кто устоИт. И если некоторые православные так легко начинают называть черное белым из-за человекоугодничества, выдаваемого за патриотизм, то беда уже близко.
Натали / 06.07.2015, 19:52

3. Ответ на 2., Владимир Петрович:

он нужен многим честным, справедливым людям

Ой ли? Политиканам он нужен, политическим игрокам. А народу нужны, например, магазинчики рядом с метро, которые сегодня повсеместно сносятся... КПРФ нужен даже не сам памятник, а референдум на его счет - это такая предвыборная кампания.
Андрей Карпов / 06.07.2015, 12:19

2. Re: Шаги Железного Командора

Уважаемый автор, большинство стоящих в мире памятников установлены далеко не ангелам. Сплошь и рядом площади и улицы больших городов украшены фигурами злодеев, кровопийц и прочее и прочее. Это цари,короли, военачальники, вельможи, не ангельские артисты и художники и т.п. Рискну сказать, что установка памятника (крутому человеку) производилась не потому, что он злодей и преуспел в этом деле, а потому, что при всем этом сумел сделать и что-то важное или доброе для людей. И Вот это-то ВАЖНОЕ ИЛИ ДОБРОЕ в памяти людей перевешивает весь тот негатив который имел место и за который душа злодея ответит перед Богом. Происходит это еще и потому, что на свете было много злодеев и мерзавцев, злодейство и мерзость которых вообще нечем оправдать, ВОТ ИМ ПАМЯТНИК И НЕ СТАВЯТ. Это скажем общее либретто для всех установщиков памятников, это тот подход с которым согласен рядовой обыватель. Если бы речь шла об установке НОВОГО памятнику Дзержинскому я думаю люди бы не поддержали, православные не православные. Но этот памятник стоял много лет и служил символом НЕ СВОЕГО злодейства, а рабочего долга, профессиональной честности и был снесен как раз с целью растоптать эту честность и стереть понятие об этом долге, ВОТ ТАКАЯ ЗАГОГУЛИНА, как говорил один знакомый президент. Я Православный человек и мне памятник Дзержинскому не нужен, но он нужен многим честным, справедливым людям, а помешать его установке пытаются люди, которым не нужна не наша честь, не наша справедливость. Так на чей стороне быть?! А Автор?

1. Великое покаяние РПЦ за окаянный февраль 1917 года НА ПРАКТИКЕ давно состоялось. Его осталось ТЕОРЕТИЧЕСКИ адекватно подытожить.

Хочу обратить внимание на то, что комментаторы на православных порталах, например, «Радонежа» или «Русской народной линии» – не просто приёмники информации, но активные участники их функционирования. И на этих порталах на наших глазах развивается чрезвычайно важный процесс. Для разъяснения его сущности приведу сильное понятие русского православного философа Г. П. Федотова: ХИЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПЕРЕСУДЫ ПО ПОВОДУ СВЕРШИВШЕГОСЯ БОЖИЕГО СУДА. Федотов имел в виду Божий суд над Российской Империей, обрушенной в феврале 1917 г. и возрождённой большевиками в недолговечной форме Советского Союза. Но эта формула применима и к истории РПЦ 20-го века. Её великое падение произошло в окаянном феврале 1917 г., когда она предала Божиего Помазанника не то что молчанием, но и с энтузиазмом. И Господь отсудил РПЦ искупление не столько анафемами большевикам-богоборцам, сколько кровью Новомучеников и Исповедников Российских. Это – не какая-то моя горделивая интерпретация воли Божией, но простая констатация факта из истории РПЦ 20-го столетия. НА ПРАКТИКЕ искупление РПЦ своего великого падения ДАВНО СОСТОЯЛОСЬ. А теперь требуется его АДЕКВАТНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, ПРАВОСЛАВНО-ИСТОРИОСОФСКОЕ ПОДЫТОЖИВАНИЕ – безукоризненное в плане православной догматики и эклезиологии. И вот его-то первостепенно важно не превратить в «хилые человеческие пересуды по поводу свершившегося Божиего суда»! Соответствующие посты и комментарии «Радонежа» и «Русской народной линии» по поводу духовного смысла со-ветской эпохи истории Отечества являют образец совместного творческого поиска авторитетных пастырей и чад РПЦ, возрождённой на крови Новомучеников и Исповедников Российских. И ему подобает отменный демократизм в обмене мнениями на пути к Истине.
Сергей Абачиев / 06.07.2015, 09:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Буздалов
«Парадокс китайского мандарина»
Будучи искренно убеждённым, что он изжил все «законные заблуждения юности» и «вернулся к почве», гностический сверхчеловек Нового времени остаётся в демонических сетях всё того же Отступления
21.07.2023
Вторая Крымская
Глава из книги «Вера и война»
19.07.2023
Пиар войны́, или Новая Атлантида против народов мира
О войне за гегемонию Атлантов
11.07.2023
Пугачевский бунт Пригожина
Глава ЧВК «Вагнер» захотел сам «делать историю»
26.06.2023
Когда начнется Постмодерн?
Или от Леонардо Да Винчи к Леонардо Ди Каприо
19.06.2023
Все статьи Александр Буздалов
Последние комментарии
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Vladislav
05.03.2024 05:47
Несвятые – святые?!
Новый комментарий от Бретонец
04.03.2024 22:27
Mysl Polska: США хотят втянуть Украину в конфликт на Украине в качестве участника
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.03.2024 22:22
Славянофильство и «Третий Рим»
Новый комментарий от Бретонец
04.03.2024 22:04
Пандемия лжи и страха - заказчики и исполнители
Новый комментарий от kudesnik
04.03.2024 19:16
К 155-летию Н.К.Крупской
Новый комментарий от Русский Иван
04.03.2024 18:22