Донбасс вышел из состава Украины, и украинские экономисты все чаще стали рассуждать о том, что же дальше. Некоторые пишут, что давно пора было избавиться от Луганской и Донецкой областей. Некоторые радуются разрушенным в Донбассе предприятиям и страдающим местным жителям. Некоторые считают, мол, вот теперь мы заживем, а Донбасс был обузой.
Я опровергну мнение украинских экономистов, и расскажу о реальных перспективах Украины и Донбасса, но сперва немного статистики.
Вклад Донецкой области в ВВП Украины составлял почти 20%, Луганской - 8,5%. Донецкая область давала более 20% экспорта Украины и занимала первое место среди регионов страны. Луганская область давала более 6% экспорта.
Говоря простыми словами, четвертую часть всей валюты для Украины зарабатывали рабочие Донбасса. Для сравнения, семь областей Западной Украины дали суммарно всего лишь 7% экспорта. Украинские экономисты не могут не знать и тот факт, что для страны крайне важно положительное сальдо внешней торговли.
Приведу цифры по итогам 2012 года:
Экспорт-Импорт:
Донецкая:141127 млн. долларов - 4168 млн. долларов.
Луганская:4192 млн. долларов - 1989 млн. долларов.
Киев:12270 млн. долларов - 26116 млн. долларов.
Донецкая область с её 10 млрд. долларов занимала первое место с огромным отрывом от других регионов. Занимающая по этим показателям второе место, Днепропетровская область заработала 3,5 млрд. долларов.
Суммируя показатели, мы можем констатировать, что Донбасс накормил Украину на 12 млрд. долларов за год, а Киев нанес Украине убытки почти на 14 млрд. долларов! Вот кто обуза!
Теперь о дотациях.
Донецкая область перечисляла в бюджет почти 5 млрд. гривен, а получала от украинского государства в 5 раз меньше, всего 1 млрд. гривен! Луганская область перечисляла более 1 млрд. гривен, а получала около 900 млн. гривен.
А теперь цифры по Галичине, жители которой более часто, чем кто-либо говорят о дотационном Донбассе. Львовская область перечисляла в бюджет около 800 млн. гривен, а получала 1,2 млрд. гривен. Ивано-Франковская область перечисляла в бюджет около 300 млн. гривен, а получала почти 700 млн. гривен. Тернопольская перечислила всего-то 200 млн. гривен, а получила более 600 млн. гривен!
Это к вопросу о том, кто кого кормит, содержит и так далее.
О перспективах Украины.
После выхода Донбасса, Украина гарантированно теряет как минимум 20% ВВП, а нагрузка на оставшиеся регионы возрастет на те же 15-20%. Гривну ждут летальные последствия. Дефолт уничтожит Украину на долгие годы. Мне сложно представить, какими категориями товаров собирается торговать Украина после потери Донбасса и куда будут поставлять железную руду украинские олигархи.
А теперь о Донбасском крае.
На территории Донбасса насчитывается более 800 месторождений полезных ископаемых, десятки миллиардов запасов высококачественного каменного угля, сотни млрд. кубов метана, несколько миллионов гектаров плодородных чернозёмов, более сорока видов грунта, месторождения газа и нефти, огромные залежи известняка, песчаника, мела, мергеля, глины, а также каменная соль, известняки, калийная соль, ртуть, асбест, графит. Большие запасы целебных минеральных вод, богатых бромом и йодом, позволят обеспечить питьевой водой не только жителей Донбасса, но и жителей соседних областей России.
И не стоит забывать о том, что в Донбассе есть единственное в мире месторождение мариуполита. Этот полудрагоценный камень пользуется высоким спросом у арабских шейхов на Ближнем Востоке в качестве отделки для их апартаментов.
По поводу промышленного потенциала Донбасса.
Да, экономика сильно подорвана. Да, разрушена инфраструктура. Да, разрушены сотни предприятий. Но, вспомните Донбасс послевоенный. За первые 10 лет, с 1945 по 1955 год все было восстановлено!
И мы восстановим! Пусть не такими темпами, но восстановим!
В Донбассе живет не только самый бесстрашный, но и самый трудолюбивый народ. Донбасс кровью заслужил достойную жизнь.
И я верю, что в скором времени, исторический Юг Российской империи вернется домой, а Россия пополнится двумя федеральными субъектами - Донецкой и Луганской областью.
Владимир Карасёв, экономист, политолог, полномочный представитель Сергея Миронова в Донбассе