Заслуженный художник России, скульптор С.М.Исаков - человек, имеющий международное признание. Памятники его работы установлены не только в России, но и в Германии, Испании, Казахстане, Белоруссии. Действительный член Академии художеств, кавалер двух орденов Русской Православной Церкви и ордена Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца. Простое перечисление всех его регалий и свидетельств признания самыми разными структурами заняло бы несколько страниц...
По предложению иеромонаха Михаила (Чепеля), при поддержке которого Сергей Михайлович сумел реализовать многие из задуманных им проектов, я встретился со скульптором в Ростове-на-Дону, где он живет, а потом мы съездили в Батайск, где находится его мастерская. Результатом наших бесед, осмотра мастерской и установленных в этих городах памятников, автором которых является С.М.Исаков, стал этот небольшой очерк.
Памятник Святителю Николаю в г. Батайске
Святитель Николай Чудотворец
Скульптуры Святителя Николая Чудотворца занимают особое место в творчестве С.М.Исакова: из 54 памятников его работы 20 посвящены именно этому столь почитаемому в России святому.
Сказалось здесь без сомнения сотрудничество скульптора с Благотворительным Фондом Святителя Николая Чудотворца и его учредителями - Михаилом Ивановичем Чепелем (в настоящее время иеромонахом Михаилом, проходящим свое пастырское служение в представительстве Русской Православной Церкви в Королевстве Таиланд) и Андреем Юрьевичем Быковым. Об этих людях С.М. Исаков говорит очень тепло; рассказывает, что особенно его впечатлило даже не то, что они установили столько памятников Святителю Николаю и другим православным святым.
Отец Михаил и Андрей Юрьевич умеют видеть таланты, многим молодым дарованиям они помогли раскрыться, получить признание. Сергей Михайлович приводит два примера. Слепой мальчик, при поддержке Фонда получивший прекрасное музыкальное образование и в 20 лет ставший лауреатом многих престижных международных конкурсов, игравший гимн на закрытии параолимпийских игр в Сочи в 2014 году. Почти голодавшая талантливая девочка из бедной семьи из сибирской деревеньки, мечтавшая стать художницей, которой Фонд помог в оплате обучения в московском институте и проживания в Москве. А ведь кроме таких локальных, но от этого не менее важных примеров, Фондом был реализован и масштабный проект по поддержке хоровой капеллы мальчиков под управлением заслуженного работника культуры России А.М. Жуковского.
Особенно подкупает скромность отца Михаила, человека блестящего ума и больших духовных дарований, который всем, кто пытается его благодарить, отвечает: «Это не я, это все Святитель Николай».
Памятник Святителю Николаю в г. Алтея (Испания)
Ряд памятников работы С.М. Исакова стоят по периметру границ России, где установить их оказалось возможным. Если посмотреть на карту, на которой отмечены места их установки, то мы увидим, что памятники Святителю Николая создают конфигурацию креста. Внизу мощный «постамент» - Сахалин-Анадырь, это восток. На западе находится памятник в Калининграде. Памятник Николаю Чудотворцу на севере, на Земле Франца Иосифа, соединяется, словно перекладина креста, с памятником Николаю Чудотворцу в городе Майкопе. Своими молитвами Святитель охраняет всю территорию нашей страны, и это больше, чем просто символ. Кстати, памятник на Земле Франца Иосифа является самым северным памятником в мире. Он находится в шестистах километрах от Северного полюса. Так, что согласитесь, что установка памятников не такая уж легкая вещь, как некоторым может показаться. Таких северных памятников два, второй на Новой Земле.
Православная скульптура
А насколько вообще скульптура, как форма прославления Бога, традиционна для Православия? Обычно многие считают, что это что-то католическое. С.М. Исаков с этим утверждением не согласен. В качестве примера приводит сохранившиеся деревянные скульптуры православных святых 18-19 веков, которые есть на Севере (Архангельск), на Урале (Алопаевск) и в других местах. Памятник святому равноапостольному князю Владимиру был установлен в Киеве в 1853 году.
Но главное ведь не в наличии прецедентов, а в том, что Седьмой Вселенский Собор, обосновавший возможность иконопочитания Боговоплощением, тем самым говорит и о возможности православной скульптуры. Ведь какая, в сущности, разница объемное изображение или нет, если в принципе оно возможно? Скульптура та же икона, только объемная. Установленная на открытом пространстве, она доступна верующему круглосуточно.
Памятник Великомученику и Победоносцу Георгию в г. Иваново
Религиозной безграмотностью можно объяснить то, что из-за памятников С.М. Исакова, а особенно Михаила Ивановича Чепеля критиковали за приверженность к католицизму. На самом же деле, у католиков нет традиции установки памятников святым на улицах, их ставят внутри храмов. Самое смешное в этой ситуации, что почему-то памятники других религий, устанавливаемые на площадях, критиками игнорировались, что еще раз показывает их поверхностность. Ведь с большим успехом скульптора и Фонд можно было бы обвинить в следовании традициям, например, буддизма. В восточных странах вообще установка памятников религиозной тематике на площадях, является частью культуры народа.
Совсем иное мнение у тех, кто имеет о религии не поверхностное представление. Установку памятников святым на площадях активно поддерживал Патриарх Алексий ІІ. В личной беседе с Михаилом Ивановичем Чепелем он сказал: «Какое счастье, что я дожил до этого времени, когда Россия украшается куполами храмов и памятниками святым». Не менее активно идею православной скульптуры поддерживает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Меньшее же распространение в Православии скульптурных изображений по сравнению с иконописными, объясняется большей трудоемкостью и затратностью их изготовления. Даже не все страны могут себе позволить широко их устанавливать. И сейчас, когда наука и техника многого достигли, установка памятников в некоторых регионах остается весьма проблематичной. Достаточно вспомнить установку памятника Святителю Николаю высотой двенадцать метров на Чукотке. Чтобы его установить пришлось обращаться в НИИ, для расчета технических характеристик необходимого для памятника постамента и расчета внутренних конструкций скульптуры. Это было связано с тем, что памятник стоит на возвышенном месте, у самого моря и испытывает огромные ветровые нагрузки. Если бы не специальные конструкции, его просто бы снесло, как спичку.
Да и само появление скульптуры представляет собой очень трудоемкий и длительный процесс. Сначала она лепится из пластилина, затем с помощью гипса вокруг фигуры делается форма, в которую потом заливается воск. И лишь после воскового варианта, на котором видны все дефекты, делается бронзовый, при подготовки к литью которого они устраняются. Если статуя большая, то она собирается по частям. Все это кропотливое и сложное действо, занимающее несколько месяцев.
И не всегда все получается так, как хочет автор. А настоящий художник стремится к совершенству даже в ущерб самому себе. Сергей Михайлович показал мне несколько скульптур, которые ему не понравились, и он их переделал, хотя получилось, что из-за этого работал себе в убыток. Но его это не расстраивает: деньги, конечно, важная вещь, но дар творчества, данный Богом - важнее.
Апостолы Петр и Павел на Камчатке
С.М.Исаков рассказывает, сколько сложностей было с установкой памятника святым Апостолам Петру и Павлу в Петропавловске-Камчатском. Местное сообщество архитекторов пыталось навязать для его установки совершенно не подходящее место.
Как раз в это время Камчатку посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх. Сергей Михайлович поделился с ним своими мыслями о том, что место, которое предлагают выделить под памятник, совсем не подходит. «А вы бы что предложили?» - поинтересовался Владыка. Скульптор сказал, что вот где-то в этом месте памятник хорошо было бы поставить, но точнее он не видит... И митрополит Кирилл вдруг подошел туда, ударил посохом о землю и сказал: «Здесь будет памятник и Богу нашему cлава!»
Закладка камня на месте будущего памятника.
г. Петропавловск-Камчатский
Через некоторое время была встреча с губернатором, убежденным коммунистом. Владыка рассказал ему, как по линии Отдела внешних церковных связей посещал Кубу, где встречался с Фиделем Кастро. Встреча, на которую по протоколу отводилось пять минут, продлилась несколько часов. Кубинский лидер отпустил переводчика, и переводили им хорошо знавшие русский язык племянники руководителя кубинского государства. Темой, изначально заявленной как повод для встречи, было строительство на Кубе православного храма. В ее результате Фидель Кастро заявил, что Куба построит за счет своих средств не маленький храмик, а собор.
Все это очень впечатлило губернатора, который спросил, а как обстоят дела с памятником. Митрополит дипломатично ответил ему, что предлагают хорошее место, но есть лучший вариант... И предложил сходить посмотреть.
Памятник Апостолам Петру и Павлу на Камчатке
Губернатор, когда увидел место, изначально обозначенное Владыкой Кириллом, решил внести свои коррективы: да, можно, но нужно сдвинуть на пять метров влево. А с ним были все руководители коммунальных служб. И оказалось, что влево нельзя, так как там идут коммуникации водоканала. «Тогда на пять метров вправо!» - заявил губернатор. Но и это было невозможно - там шли коммуникации электросети...
Так митрополит Кирилл, ничего об этих сетях не знавший, по какому-то наитию свыше, сразу определил место памятника, которое и было губернатором утверждено. И что интересно: после того как решение главы региона было принято, все архитекторы, раньше выступавшие против установки на этом месте, стали говорить, что всегда были за, только С.М.Исаков неправильно их понял...
Дар творчества
Сергей Михайлович считает, что полученные от Бога таланты нельзя не только зарывать, но и использовать не по назначению. Он категорический противник так называемого модернизма и постмодернизма в изобразительном искусстве. Окончивший в 1985 году с отличием Бельгийскую академию изящных искусств в Антверпене, он рад тому, что учился у традиционных мастеров живописи и скульптуры. В своем взгляде на искусство он совпадает с отцом Михаилом (Чепелем), которого считает для себя большим духовным авторитетом.
Иеромонах Михаил (Чепель)
Отец Михаил удивительно точно умеет видеть многие вещи, его данные как бы вскользь оценки поражают своей глубиной. Сказывается большой жизненный и духовный опыт.
«Бывает, он скажет что-то между делом, и лишь потом приходит осознание того, насколько же это точно подмечено, что делать нужно именно так, а не иначе, - говорит С.М. Исаков. - Одна из его способностей - видеть в других таланты, и помогать им раскрыться. Другое дело, что не все это правильно используют». Сам же скульптор, полученный от Бога талант, посвятил прославлению святых и воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма.
Бюст Спасителя
Одним из шедевров в творчестве Исакова, можно назвать бюст Спасителя. Великолепно удалась передача двух противоположных эмоций, с одной стороны это страдание, скорбь; с другой - всепрощающая любовь к заблудшему и погрязшему в грехах человечеству. Музеи страны с удовольствием приобретают его. Что согласитесь, достаточно редкое явление. О мироточении икон широко известно. А вот чтобы мироточили бюсты, такого еще не было. Бюст Спасителя, работы С.М. Исаков, который находился в епархиальном управлении на Камчатке, при управлявшем тогда епархией архиепископе Игнатии замироточил, что было засвидетельствовано архиереем.
Памятник графу М.С. Воронцову в г. Ейске
Уникальный памятник Сергей Михайлович поставил в городе Ейске, основателю города, графу Воронцову на коне, стоящем на двух ногах. Идея такой конструкции скульптуры хотя и не нова, но ввиду сложности установки и расчетов, таких памятников по всему миру наберется едва ли более двадцати. В динамике он похож на памятник императору Петру І в Петербурге, но там три точки опоры. Конь дополнительно опирается на хвост.
Из пока нереализованных проектов остается памятник Святителю Николаю Чудотворцу в Антарктиде и Аргентине. Православный мир любит этого дивного святого; памятники в самых разных местах планеты - свидетельство этой народной любви.
Открытие памятника А.П. Чехову в Германии
Мы встретились со скульптором, когда он вернулся из Германии с культурно-делового форума «Дни России в Европе», на котором в числе прочих мероприятий прошло торжественное открытие памятника А.П. Чехову работы С.М.Исакова.
У Сергея Михайловича прекрасная семья, двое детей. В трудные периоды жизни, когда он годами сидел без заказов, не хотел размениваться на бездуховные памятники, семья поддерживала. Не было ни упреков, ни ссор. В этот период скульптор много работал над проектами памятников святым, не зная, будут ли они реализованы. Тема в то время явно была бесперспективной. Но что-то в душе было такое, что не останавливало его, и он упорно работал в этом направлении. Сегодня С.М. Исакова вполне можно назвать одним из ведущих скульпторов страны в православной тематике. И об этом говорит не только число установленных памятников.
При работе над образами святых, он не просто лепит схожие портреты, особенно если есть фотографии. Он пытается передать духовную составляющую святого, для чего тщательно изучает жизнь, подвиги его. Не изучив жизнь святого, не приступает к работе над образом. Вероятно, в этом кроется успех его работ.
Хочется пожелать талантливому художнику новых творческих успехов, здоровья и сил для продолжения его такой нужной для России миссии.
Алексей Федотов, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского филиала Института управления