Поскольку человеческим сообществом сформировалась устойчивая необходимость общения, и человек есть «живое существо общественного типа», т.е. существо, раскрывающее свои «человеческие» способности через общение, то имеет смысл раскрыть подробнее не очень новое, но и не очень старое понятие «манипуляция» в сегменте человеческих отношений.
Приведу два интересных факта из жизни человеческого сообщества.
Первый факт. Человека от животного мира отличает 5 процента генов. Какие гены помогли человеку стать человеком? Отделиться от обезьян 200-50 тыс лет назад?
Первый - ген любопытства (человек значительно любопытнее всех живых существ на планете); второй - ген общения (этот ген сдвинул сознание человека в область психической деятельности, развил его до того, что можно определить как разумность, способность к общению и пониманию).
Второй факт. Если обычное животное по рождении в короткий период достигает способностей взрослой особи, то человек достигает такого состояния в простейших функциях (ходить, бегать, ползать, самостоятельно есть) в период от 1 до 3-х лет. Период развития человека до 1 года называют социальной беременностью. Человек в этом возрасте научается жить среди людей. Люди-«маугли», вскормленные животными в Бразилии или даже кошками в Петербурге в 90-х годах 20 века и найденные в возрасте более 3-х лет, оказывались неспособными к жизни в человеческом обществе и погибали.
Что-то важное следует из этих двух фактов. А именно, то с чего я начал и что кажется очевидным, но невероятным: общение - основа жизни людей.
Почему? Общение предоставляет нам информацию.
Что такое информация и как она обрабатывается мозгом?
Для начала скажу о трех базовых инстинктах человека, которые современное развитие цивилизации, как бы затушевало, но они существуют в каждом из нас и влияют на наше ежеминутное поведение и информационные оценки.
Базовые инстинкты формируют наше сознание, в которое поступает информация. Они сегментируют информацию по признакам плохо-хорошо, полезно-бесполезно, важно-неважно.
Первый - инстинкт питания. Все плохое, что в нас есть идет от этого инстинкта. Мы должны питаться. По мере того как человек голодает, все меньше в нем остается человеческого.
Все насилие животного мира базируется на работе этого инстинкта. Насилие на планете неистребимо, пока животный мир будет хотеть есть.
Этот инстинкт отвечает за все негативные эмоции. Или негативную окраску поступающей информации.
С негативными эмоциями, ассоциативно сцеплена физическая боль. Например, ругательство в Ваш адрес головной мозг переведет как физическую боль. Почему оскорбление ведет к драке? Потому что оскорбленное лицо на уровне сигнала мозга считает, что его ударили.
Негативные эмоции – главный демотиватор при принятии человеком решения. Кто же захочет себе причинять физическую боль.
Второй - инстинкт размножения. Не отдавая себе в том отчет, люди стремятся размножиться. Это - инстинкт эволюционного развития. Геном нового человека - это половина отцовского, половина материнского. За все хорошее, что в нас есть отвечает этот инстинкт, в том числе за альтруизм, как антипод насилию. Главный мотиватор поведения любого человека - это получение удовольствия, удовольствия лежат в сегменте работы этого инстинкта. Удовольствия могут многообразны, в том числе и героическое поведение и поход за покупками.
Третий - инстинкт вертикалестояния. Сами того не замечая, мы живем в вертикальном положении тела, и все, что связано со здоровьем, ассоциируется нами с вертикальным положением. Лежачее положение переводится как нездоровое. Этот инстинкт отвечает за систему оценок в человеке. В том смысле, что мы все оцениваем. Любое сообщение, поступающее к нам, нами оценивается по шкалам вертикальных оценок – важное и не важное, плохое или хорошее.
Мозг это сложная ЭВМ. Мозг действует по алгоритму химико-физических правил, не вникая в содержание информации, как например, работает рот, не вникая в содержание того, что он жует. Хотя конечно нам представляется, что мозг во все вникает и т.п. Мозг не вникает, мозг переводит услышанное, увиденное, ощупанное во всякого рода белковые структуры по выработанным эволюцией правилам.
Но мозг оказался способный к психической деятельности, которая выработалась, исходя из развития ассоциативного восприятия мира. Формирование ассоциаций (когов) оказалось удобной, в процессе эволюции, формой для информационной обработки входящих сообщений от внешнего мира. Вы представьте новорожденного – он только родился, он только ощущает тепло кожи, вкус молока, холод, голод и т.п… Он это не называет и не определяет. Он запоминает ассоциации – голос матери со вкусом молока или крик санитарки и шум ведра. В одном случае он будет спокоен и доволен, в другом покажет беспокойство и т.д. Каждый день возрастания приносит новую информацию, ощущения и ассоциации, которые остаются в памяти. Затем ассоциации свяжутся со звуками, например, «мама», «папа». Ассоциативные ряды будут усложняться.
Теперь перейдем к тому, как наличие инстинктов работает при обработке входной информации в мозг.
Определим информацию – как сообщение вербального (словестного), визуального или тактильного характера, направленное в адрес конкретного человека или сообщества людей.
Алгоритм работы мозга следующий: сообщение улавливается одним из органов чувств - глазами, ухом, кожей; органы чувств переводят зрительное изображение, вибрацию уха, вибрацию кожи в последовательности физических сигналов; физический сигнал направляется в центральную нервную систему, где сравнивается с библиотекой сигналов, уже известных (условно говоря) мозгу; при найденных совпадениях сигналу ставятся в соответствия коги (ассоциации) сознания, т.е. известные из личного опыта человека информационные решения, что означает полученный сигнал, что нужно делать при его получении и т.п., целый букет ассоциаций (воспоминаний), которые привязаны к полученному сигналу (это не означает в полной мере, что человек понял полученное сообщение, это означает, что человек по своему интерпретировал полученное сообщение?; исходя из интерпретации полученного сообщения, человек понимает полученный сигнал.
На этот алгоритм накладываются оптимизации, которые выработаны в процессе развития человека и которые помогают мозгу быстро ориентироваться во входящей информации.
А именно - ИНСТИНКТИВНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ.
Инстинктивная оптимизация окрашивает всю входящую информацию в цвета позитивной информации или негативной информации или пока нейтральной информации, т.е. в цвета базовых инстинктов.
Например. Вы слышите выстрелы. Ваш мозг идентифицировал эти звуки как выстрелы автоматического оружия, а не работу трактора. Из Вашего личного опыта (смотрели фильмы, участвовали в войне и т.д.) Вы уже знаете, что это негативные звуки, угрожающие Вам. Вы воспримите опасность и будете действовать так как будто Вам угрожает опасность. Если Вы услышите залпы салюта и Ваш мозг идентифицирует их как салют, а не как залп танкового сражения, Вы не ощутите опасность, а скорее всего побежите смотреть, где салют, чтобы получить удовольствие от просмотра.
Позитивная окраска означает, что информация связывается с ассоциациями удовольствия, каждый человек исходя из своего опыта жизни формирует индивидуальный банк ассоциаций окрашенных удовольствием.
Негативная окраска означает, что информация связывается с ассоциациями голода, физической боли. Этот банк ассоциаций также у каждого человека индивидуален.
Если входящая информация не дешифруется мозгом как окрашенная позитивно или негативно, то статус у нее - «пока нейтральное. При поступлении таких сообщений Вы останетесь равнодушным к ним.
То есть вы видите, что мозг ставит при принятии ситуативных решений не само слово, звук, увиденное, ощупанное, а ассоциативный ряд, который привязан к распознанным сообщениям. Ассоциация хранятся в своеобразном банке данных ассоциаций, и используются для дешифровки поступающих сообщений.
И тут возникает очень интересный момент - на большинство сообщений у всех людей весьма большие различия в ассоциациях. Почему? Потому что заполнение банка ассоциаций происходит, начиная с рождения человека. Ассоциация - это целый клубок субъективного опыта человека, который он приобретает в течении всей своей жизни. И эти ассоциации прилепливаются к каждому слову и делают это слово понятным Вам, но в аспекте только вашей жизни, при том, кажется, что слова имеют универсальный характер.
Еще пример. Возьмем разговор русского и иностранца. Русский говорит на русском, иностранец на иностранном, оба как-то знают языки друг друга. Каждый из них будет стараться услышать в разговоре то слово, которое он уже знает (выучил) и будет связывать это с последовательностью ассоциаций, которые у него отложились в памяти мозга.
Если люди не знают языки друг друга, их общение бестолку, потому что их мозг не может к незнакомым звуками найти ассоциации.
Тогда эти люди начнут показывать друг другу знаки или рисунки, возможно, что ассоциативные ряды совпадут и они чуть-чуть поймут друг друга.
Еще пример. Если русский попросит в кафе у болгарина сливки, то ему принесут помои. Звуковой ряд один, но ассоциативный ряд у Вас и у болгарина различен. Это касается общения не только с иностранцами, но и внутри одних языковых групп.
Если спросить у нас кто мы, то честный ответ на это: мы - это наша память. Есть память - есть человек, нет памяти, вроде, и человека нет. Память наша всегда более ассоциативна, чем конкретна. Она как бы угадывательно, через призму показывает нам прошлое. Вот эта призма - ассоциации.
Вот отгадка тому, почему человек помнит, как правило, только хорошее. Воспоминание хорошего приносит человеку удовольствие. Тогда как все плохое, равняется неприятным воспоминаниям, ассоциативно связанным с физической болью. Люди стараются это не помнить.
Другой вопрос - с чем у конкретно Вы ассоциируете «хорошо», а с чем «плохо». Вполне возможно, что для Вас «хорошо» - для меня «плохо», и наоборот.
В-общем, думаю, теперь понятно.
Но ассоциация вещь виртуальная, т.е. внутри каждого человека наличествующее сознание есть объект виртуальный. Оно связано с телом самого человека постольку, поскольку этот виртуальный мир живет в конкретном теле. Сознание связано с телом, через тело сознание получает вербальную, визуальную, тактильную информацию. Через тело сознание общается с миром.
Человек может придумать что-либо, это тоже найдет место в ассоциациях сознаний. И строгого разделения между реальностью и вымыслом в сознании нет. Вы скажете, это – недостаток. Я скажу – огромный.
Заодно замечу, кому интересно, что именно Ваше тело виновник того, что оно (Ваше тело) получило Ваше сознание. Когда тело родилось, это была болванка (в смысле сознания) с пустой еще матрицей нейронов, на ней еще ничего не было записано. В процессе Вашего программирования (грубо, для понимания процесса), или, по-другому, социализации и воспитания в период до 3-х лет тело, (т.е. мозг) сформировало ваше личное Я. Как это произошло? Мозг начал получать сообщения от внешнего мира и накапливать ассоциации (тепло, холодно, больно, голодно, кушать и т.д.). Мозг начал наполняться звуками и ощущениями превращать их в ассоциации. Ассоциативные ряды множились и усложнялись. Ваше Я возникло как совокупность всех Ваших ассоциаций в момент выбора предпочтений. Вы можете провести эксперимент и вспомнить времена, когда Вы уже были, но у Вас не было еще вашего Я. Я вспомнил эти благословенное время.
Теперь определим (в разрезе информации), что такое ЧЕЛОВЕК.
Человек - это живое существо общественного типа, т.е. желающее получать и распространять информацию с виртуализированным сознанием, независимым от тела и внешней среды.
Объектом воздействия информации становится виртаулизированное сознание.
Цель информационного воздействия предоставить виртуальную информацию, которая внутри виртуализированного сознания приобретет нужную внешнему источнику инстинктивную окраску и, как следствие, включит поведенческие мотиваторы или наоборот отключит их, т.е. управляет поведением человека.
Манипуляция - есть средство достижения указанной цели со стороны внешнего источника. Все общение между людьми - это манипуляция.
Кажется с теоритической частью можно закончить. Практическая часть более интересна. О ней в «Зри в корень- 3», посвященной практике информационных войн.
8. Ответ на 5., рудовский: А что делает ребёнок, когда он выдыхает?
7. Re: Зри в корень – 2: информационные войны: теория и практика манипуляции
6. Re: Зри в корень – 2: информационные войны: теория и практика манипуляции
5. Re: Зри в корень – 2: информационные войны: теория и практика манипуляции
4. Автор-то кто?
3. Re: Зри в корень – 2: информационные войны: теория и практика манипуляции
2. Re: Зри в корень – 2: информационные войны: теория и практика манипуляции
1. Re: Зри в корень – 2: информационные войны: теория и практика манипуляции