19 января православные христиане отмечают один из важнейших, двунадесятых праздников – Богоявление, или Крещение Господне.
Накануне этого дня вечером во всех православных храмах проходят праздничные богослужения, во время которых совершается чин освящения воды. Сначала водосвятие проходит в церкви, а затем, после крестного хода, в ближайших к ней водоёмах. После этого верующие и все желающие окунаются в ледяную прорубь, именуемую иордань.
На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с цифровыми копиями документов, раритетных изданий, посвящённых крещенским традициям на Руси, сообщает пресс-служба библиотеки.
Как этот день отмечают православные, рассказывает протоиерей Василий Никольский в издании «Двунадесятые праздники Православной церкви, или Цветник церковного сада» (1892): «6 января, после Литургии с св. крестом, св. иконами, хоругвями священники, со своими прихожанами, идут на реку, где и совершается водоосвящение, с пением тропаря празднику… Трогательное торжество водоосвящения переносит мысль верующих к тому времени, когда И. Христос крестился в Иордане… поэтому и крестный ход на реку называется ходом на Иордан. Счастие велико наше, что Св. Церковь каждогодно поминает нам об Иорданском событии: во имя этого события освящаются воды и в наших речках. Крещенскою водою недаром окропляются не только люди, но и жилища наши, все службы и огороды: это делается для того, чтоб сатана, враг человеков, не смел приблизиться к человеку и его имуществу».
В книге 1890 года «О времени и месте крещения русской великой княгини Ольги» историк Владимир Савва предлагает читателю несколько исторических версий этого события. Например, писатель и историк Николай Карамзин полагает, что крещение Ольги произошло в 955 году в Царьграде. По мнению Карамзина, с христианством Ольга познакомилась в Киеве, где «имя Бога Вседержителя уже славилось». После этого она пожелала принять святое крещение, для чего отправилась в Константинополь, «чтобы почерпнуть христианство в самом его источнике». Другого мнения придерживается историк русской церкви Евгений Голубинский в своём труде «История русской церкви», считая наиболее вероятной версией крещение Ольги в 954 году в Киеве.
О крещении княгини Ольги можно прочитать в книге Константина Бестужева-Рюмина «О крещении Руси, о Владимире Святом, о сыновьях его и об монастыре Печерском» (1910). Автор рассказывает, как Владимир избавился от языческих идолов и крестил русский народ в Днепре: «Велел повалить идолов, рубить их или сжечь огнём; Перуна же велел привязать к конскому хвосту и спустить с горы в реку, а потом, преследуя до порогов, отталкивать палкою, если пристанет к берегу». Потом Владимир послал клич по городу: «Кто не придёт к реке, богатый или убогий, нищий или раб, тот будет мне противен». На берег Днепра сошлось множество людей, и все пошли в воду, «кто стоял до шеи, кто до груди».
Много интересного о празднике можно узнать в историческом очерке писателя Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу». В книге приводятся воспоминания известного авантюриста Казановы, жившего в России в 1765–1766 годах. В своих записках он отмечает: «Я присутствовал зимою, в день Богоявления, при особенном обряде, водосвятии на реке Неве, покрытой в это время толстым слоем льда. Церемония эта привлекает бездну народа, ибо после водосвятия крестят в реке новорождённых не посредством обливания, а через погружение нагих младенцев в прорубь на льду».
На портале Президентской библиотеки представлен снимок первого фотографа-пейзажиста Российской Империи Ивана Бианки «Петербург. Адмиралтейская набережная». Это одна из самых ранних хроникальных съёмок в Петербурге. Фотография сделана в 1854 году на Адмиралтейской набережной в праздник Богоявления во время ежегодной церемонии освящения воды в Неве. На дальнем плане можно увидеть иордань – временный деревянный храм, устанавливаемый во время Крещения.
Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев, автор книги «Праздники Господни» (1893), размышляет о праздновании Крещения, о содержании этого события для себя и своего поколения: «Мы живём и ходим над бездною… Немыслимо тоскуем, немыслимо радуемся – и обольщая себя, других обольщаем. Жаждем исполнения сердечных желаний, – но чего хотим, волею того не в силах делать, а делаем то, чего не хотим. Кто выведет нас из этого обмана, кто очистит нам очи и раскроет слух наш и выведет нас на высокое место и с высоты покажет нам жизнь нашу и расскажет нам истину о жизни и о сердце… Таково «крещение Иоанново». Оно потрясает душу сознанием греха и чаянием гнева грядущего, и омывает её водою покаяния».
Уникальные кадры кинохроники рассказывают о праздновании Крещения Господнего в городе Печоры в Свято-Успенском Псково-Печерском мужском монастыре в 1938 году. Видеозапись запечатлела церемонию крестного хода, освящение воды.
С библейскими сюжетами о рождении и крещении Иисуса Христа и его крестном пути во искупление грехов человеческих можно ознакомиться в разных изданиях, включая «Рождество Христово: служба на праздник Рождества еже по плоти, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», «Престольные и другие праздники в Иркутских церквях», «Рождество Христово» и др.
Больше материалов о православных традициях представлено в коллекции «Новый год и Рождество в России» на портале Президентской библиотеки.