Обращение Движения «Народный Собор» по поводу грубого нарушения Конституции РФ, допущенного при утверждении постановления Правительства РФ от 30.11. 202024 № 1693 «Об утверждении Правил установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование»
23 декабря 2024 г. председателем Общероссийского общественного движения «Народный Собор» О.Ю. Кассиным на имя Генерального прокурора Российской Федерации И. В. Краснова направлено обращение следующего содержания:
«Уважаемый Игорь Викторович!
К Вам обращается Общероссийское общественное движение «Народный Собор», в состав которого входят, а также являются его друзьями и союзниками более 200 общественных организаций России.
Мы обращаемся к Вам по поводу необходимости устранения грубого нарушения Конституции РФ в принятом на федеральном уровне правовом акте и урегулирования таким образом вопроса, возможный ущерб от которого для России может составить более 1 триллиона долларов США, о чём особо будет сказано ниже.
В средствах массовой информации появились сведения о продаже за 184 миллиона долларов главой киевского режима Зеленским иностранным инвесторам месторождений стратегического минерального сырья на территориях, отошедших к России, а также входящих по российской Конституции в состав Российской Федерации. По разным западным оценкам, стоимость сырья, находящегося в недрах данных территорий, оценивается в 1,2 триллиона долларов и более.
Это событие дополнительно подчёркивает значимость вопроса, по которому Общероссийское общественное движение «Народный Собор» обратилось в Ваш адрес (обращение от 09.10.2024 № 14/10-А) в связи с грубым нарушением действующего законодательства, допущенным при подготовке Департаментом государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды России проекта постановления Правительства Российской Федерации по утверждению Правил установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование (далее – проект Правил).
При этом особо возмутительным моментом, на который «Народный Собор» и горная общественность особо неоднократно обращали внимание, стал стойкий отказ разработчиков проекта Правил распространять действие предлагаемого документа на территорию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей ( п.6 проекта Правил), где вопросы добычи полезных ископаемых, особенно строительных материалов и угля, жизненно важны для восстановления инфраструктуры, жилищного фонда и экономики.
Эта позиция Минприроды России противоречила Конституции Российской Федерации и иным законодательным актам, в соответствии с которыми указанные территории включены в состав Российской Федерации.
Данная тема получила большой общественный резонанс и широко обсуждалась в российских СМИ.
На протяжении более года в адрес Минприроды России «Народный Собор» и горная общественность направляли по данному факту обращения, содержавшие конкретные предложения по устранению нарушений, подготовленные экспертами и специалистами в области горного дела.
Но в ответ приходили лишь успокаивающие письма, что все указанные замечания приняты к сведению, и проект Правил будет доработан с их учётом. Однако в реальности они оказывались каждый раз проигнорированными. Спустя год Минприроды России вновь приступило к продвижению проекта Правил с теми же недостатками в надежде на притупление общественной бдительности.
Таким образом, несмотря на неоднократные обращения по данному поводу горной общественности и Движения «Народный Собор», Департамент Минприроды упорно не желал устранять указанные грубые нарушения.
Это свидетельствует о том, что в данном случае имела место не техническая ошибка, а твердая сепаратистская позиция чиновников Минприроды, что вызвало закономерное удивление и возмущение не только горной общественности, но также и представителей многих других общественных организаций, в том числе и нашего Движения.
После неоднократных бесплодных обращений и попыток в спокойной рабочей атмосфере решить данный вопрос путем согласований и технических доработок, нам стало понятно, что чиновники Минприроды осознанно не желают вносить в документ требуемые доработки и изменения, целенаправленно вводя общественность в заблуждение.
В связи с этим «Народный Собор» 09.10.2024 г. направил в Генеральную прокуратуру РФ обращение (№ 14/10-А), содержащее просьбу провести по данному факту проверку и взять рассмотрение этого вопроса под Ваш личный контроль.
К сожалению, возглавляемая Вами структура отделалась лишь отпиской по данному сверхважному вопросу, перенаправив наше обращение в Минприроды России – разработчику проекта Правил, которое также отделалось лишь дежурной отпиской.
Осознав это и не желая получать на наши обращения очередную отписку от Минприроды, 18 ноября 2024 года «Народный Собор» направил на имя директора Федеральной службы безопасности России А.В. Бортникова обращение по поводу допущенных при разработке Правил нарушений чиновниками Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Минприроды России законодательных требований и их стойкой сепаратистской позиции.
В полученном нами ответе сообщалось, что Служба экономической безопасности ФСБ направила обращение «Народного Собора» для рассмотрения в Генеральную прокуратуру РФ.
13 декабря 2024 года «Народным Собором» получен ответ из Генеральной прокуратуры РФ, в котором сообщается, что наше обращение о корректировке установления и изменения границ недр, предоставленных в пользование, в подготовленном Минприроды России проекте Правил, поступившее из ФСБ России, «в целях оперативного реагирования на указанные на них факты» снова направлено в Минприроды России для организации проверок.
17 декабря 2024 года «Народным Собором» получен ответ директора департамента Минприроды Е.В. Танина, в котором сообщается, что на площадке Минприроды России были проведены согласительные совещания и подписаны протоколы разногласий федеральных органов исполнительной власти, и что все замечания при этом были урегулированы. В полученном письме также сообщалось, что в итоге проект Постановления был внесён в Правительство Российской Федерации в строгом соответствии с требованиями регламента.
В своём ответе Е.В. Танин также сообщал, что издано постановление Правительства РФ от 29.11.2024 № 1693 «Об утверждении Правил установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование», которое вступает в силу с 01.03.2025. Но данное Постановление в реальности было принято не 29, а 30 ноября 2024 года, в выходной день(!). Это косвенно свидетельствует о том, что заинтересованные в нём лоббисты после обращений «Народного Собора» в правоохранительные органы очень торопились.
Таким образом, данные Правила, несмотря на имеющиеся в них грубые нарушения и игнорирование положений Конституции РФ, были всё же продавлены чиновниками Минприроды России, договорившимися с чиновниками других министерств, которые также не увидели в проекте Правил вопиющего нарушения закона.
В итоге, в настоящее время возникла парадоксальная ситуация: при приёме данных Правил регламент был строго соблюдён, но Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие, оказалась грубо нарушена.
Но нормативный правовой акт, принятый в нарушение действующего законодательства, правовых последствий не имеет!
Согласно статье 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти.
Согласно статье 23 этого же закона, прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт.
В связи с этим прошу Вас в качестве акта прокурорского реагирования и в целях устранения имеющихся нарушений и противоречий с Конституцией РФ принести протест на правовой акт — постановление Правительства РФ от 30.11.2024 № 1693 «Об утверждении Правил установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование», вступающее в силу с 01.03. 2025 с целью приведения его в соответствие с законом.
Уважаемый Игорь Викторович! Внеся некоторые точечные корректировки в вышеназванный нормативный акт, возможно устранить возникшую после принятия Правил правовую коллизию. Тем самым будет нейтрализована заложенная в них серьёзная правовая мина, которая может иметь для России очень негативные последствия, нанеся нашей стране колоссальный экономический ущерб.
При необходимости готовы совместно с горной общественностью предоставить соответствующие для этого предложения.
Дополнительно сообщаем Вам, что в связи с продажей киевским неонацистским режимом иностранным инвесторам месторождений стратегического минерального сырья на территориях, отошедших к России, а также входящих по российской Конституции в состав Российской Федерации, не признание в официальных нормативных российских документах территорий, по Конституции являющихся частью России, создает тем самым правовую коллизию и «серую зону» в данной области.
Это значительно облегчает киевскому режиму возможность вести с США торг новыми российскими территориями и их недрами, позволяя ему утверждать, что даже в самой России эти территории считаются не вполне законными, а освоение их недр исключено из российского государственного регулирования, и что Россия не претендует на включаемые в сделки по продажам запасы.
При возможных тяжбах России в международных судах по поводу реализуемой киевским режимом схемы, там всегда могут ткнуть пальцем в те же принятые у нас без предлагаемой «Народным Собором» и горной общественностью корректировки Правила установления и изменения границ участков недр и заявить, что Россия сама на законодательном уровне не считает эти недра своей собственностью, отказавшись от их использования.
В отличие от судебного иска к России экс-акционеров ЮКОСа в 50 миллиардов долларов, длившегося много лет, в данном случае суммы предъявляемых исков к России будут превышать 1 триллион долларов!
И не принятие на государственном уровне упреждающих мер по улучшению стартовых позиций нашего государства, их ослабление в предстоящих международных судах и серьёзных коммерческих переговорах будет являться непростительным действием.
Со своей стороны «Народный Собор» и дружественные ему общественные организации (в том числе различные ветеранские) примут все меры для того, чтобы данный сверх актуальный вопрос, связанный с вышеописанными нарушениями, получил не только максимальный резонанс в российских СМИ и обществе, но также был доведён до членов Федерального Собрания РФ, Совета безопасности РФ, Государственного Совета Российской Федерации и лично до Президента России».
Пресс-служба Общероссийского общественного движения «Народный Собор»