Четвертая сектоведческая научно-практическая богословская конференция «Неопротестантизм в России»

Секты 
0
22
Время на чтение 20 минут

28 ноября 2024 года Научный центр патрологических исследований имени профессора А. И. Сидорова кафедры богословия Сретенской духовной академии совместно с Миссионерским отделом Московской (городской) епархии и Комиссией по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия Московской (городской) епархии провели в Сретенской духовной академии Четвертую научно-практическую богословскую конференцию на тему «Неопротестантизм в России», сообщается на сайте Московской Сретенской Духовной Академии.

Непреходящая актуальность данной темы определяется ситуацией непрерывного распространения неопротестантизма в России, его попытками представить себя принадлежащим к историческому протестантизму (лютеранству, реформатству, англиканству), претензией представлять протестантизм в нашей стране, эксплуатируя положительный в основном, «хозяйственный имидж» протестантов, который исторически в ней сложился. Довольно редкие встречи с представителями Русской Православной Церкви неопротестанты, и вслед за ними российские религиоведы, стремятся представить, как признание притязаний неопротестантов именоваться протестантами. Все это вместе производит «аккумулятивный» эффект, пользуясь которым неопротестанты пытаются проникнуть во все сферы жизни русского общества именно как протестанты, начиная от неполитизированных на первый взгляд культурных программ до структур МВД и ФСИН.

Наряду с вышеизложенным, в российском неопротестантизме под влиянием идей западных вероисповеданий и развития библейской науки – с одной стороны, и под влиянием православного богословия – с другой стороны, идет процесс корректировки некоторых богословских положений, начиная от вероучительных вопросов до практики душепопечения. Наконец, самым важным поводом для исследования данной тематики является защита Православной веры от критики со стороны неопротестантов и совершенствование методов и содержания полемики с ними по вероучительным вопросам и миссии среди них.

В рамках прошедшей конференции в большей или меньшей мере была затронута данная проблематика.

Конференция проходила в очно-дистанционном формате, в ней участвовали преподаватели сектоведения духовных школ Русской Православной Церкви, миссионеры и катехизаторы как Московской, так и других епархий Русской Православной Церкви в России и из-за границы.

Работа конференции проходила в рамках пленарного заседания и трех отделений; всего на конференции было представлено и обсуждено 23 доклада.

Открылась конференция с молитвы, положившей начало пленарному заседанию, на котором с приветственным словом к участникам конференции обратился исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной академии, наместник московского ставропигиального Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).

Затем с приветственным словом к участникам конференции обратился временно исполняющий обязанности председателя Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви иерей Антоний Косых.

 

 

И председатель Миссионерского отдела Московской (городской) епархии иерей Дионисий Гришков.

 

 

 

Работа пленарного заседания началась с доклада «Неопротестантизм в России: проблемное поле исследований и полемики», который представил Роман Михайлович Конь, кандидат богословия, доцент, преподаватель Сретенской духовной академии, член Миссионерского отдела Московской (городской) епархии, заместитель председателя Комиссии по реабилитации лиц, отпавших от Православия епархии г. Москвы. В нем он в исторической ретроспективе коснулся темы появления неопротестантизма в России и его восприятия в обществе от представлений о нем как о секте до попыток представить его как преемника исторического протестантизма. Из всего спектра неопротестантской тематики докладчик рассмотрел следующие вопросы: 1) проблема классификации протестантских ересей; 2) богословско-каноническая оценка неопротестантизма; 3) терминологическая проблематика исследования неопротестантизма; 4) эволюция богословских представлений неопротестантов. Докладчик констатировал, что с богословской и канонической точек зрения неопротестантизм безблагодатен, а крещение, совершенное в нем, недействительно.

 

Протоиерей Дмитрий Полохов, кандидат богословия, доцент, проректор по научно-богословской работе Саратовской православной духовной семинарии, заведующий кафедрой богословия в докладе «О некоторых новых тенденциях в полемике с неопротестантами» отметил использование неопротестантами помимо библейских цитат ссылок также и на святых отцов и канонические правила Православной Церкви. Основной целью такого подхода является попытка компрометации учения Православной Церкви о Священном Предании и его непрерывности, и преемственности от святых Апостолов. Ранее такой способ полемики встречался в начале XX века у баптиста Д.И. Мазаева. Докладчик показал, что эта методология не соответствует критериям универсальности, объективности и беспристрастности. Также для таких материалов характерно непонимание богословия истории, искажение исторических фактов, нарушение законов логики и проч. Для успешного противодействия таким методам помимо хорошего знания Священного Писания православным миссионерам необходимо обладать достаточными компетенциями в области церковной истории и патрологии.

 

 

Иерей Дионисий Гришков, председатель Миссионерского отдела Московской (городской) епархии поделился опытом работы с неопротестантами в докладе «"Можно ли дружить с протестантами?": методология долгосрочных отношений с протестантскими общинами».

 

 

Исторические и экзегетические аспекты полемики с пятидесятниками были рассмотрены в докладе Андрея Ивановича Солодкова, старшего преподавателя Сретенской духовной академии, члена Комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы. В нем он проанализировал толкование сектантами библейских текстов, ссылаясь на которые пятидесятники учат о глоссолалии как даре Святого Духа, и показал, что их понимание данных текстов не имеет под собою никаких оснований, а глоссолалия, о которой говорится в книге Деяний и Первом Послании к Коринфянам была даром конкретных национальных языков. Современная пятидесятническая практика глоссолалии ничего общего с даром языков апостольского времени не имеет. Эти выводы были подкреплены анализом исторического контекста появления феномена «глоссолалии» в Коринфе.

 

В завершении пленарного заседания состоялась презентация книги А.И. Солодкова «Организация и методика церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия». Она написана на основании его 25-летнего опыта работы с лицами, которые приняли решение возвратиться из различных сект в Православную Церковь. В ней представлена методика реабилитации и особенности воцерковления, отпавших от Православия в различные ереси и неоязычество, благодаря которой к Русской Православной Церкви присоединено несколько тысяч человек.

 

После перерыва работа конференции продолжилась в трех отделениях.

В первом отделении, работу которого модерировали Р.М. Конь и Михаил Викторович Юртайкин, член Миссионерского отдела Московской (городской) епархии, было представлено 6 докладов.

 

Оно открылось докладом «Современные тенденции в пятидесятничестве» Михаила Викторовича Юртайкина, в котором было отмечено, что в настоящее время пятидесятничество содержит в себе разнообразные убеждения и практики, самые противоречивые среди всех течений неопротестантизма. Эта ситуация привела к тому, что в пятидесятничестве стали выделять традиционных пятидесятников и отмежевывать их от более поздних и более либеральных последователей их учения, именуя последних «неопятидесятниками» и «харизматами», в то время как они предпочитают называться «христианами веры евангельской» (традиционное наименование пятидесятников в России) и в официальных документах, и в повседневной жизни. Далее докладчик коснулся вопроса структуры пятидесятнического движения в России, сделав акцент на специфике функционирования его объединений. Затем он обратил внимание на некоторые богословские проблемы в пятидесятнической доктрине в отдельных течениях, включая одиозные учения и практики вплоть до оккультных действий, прикрываемых библейской фразеологией, а также на особенности совершения богослужений и эволюцию в управлении общинами.

 

Иерей Сергий Фуфаев, заместитель председателя Синодального миссионерского отдела по апологетической миссии, преподаватель Московской духовной академии в докладе «Богословское осмысление изложенных иеромонахом Серафимом (Роузом) идей относительно духовной природы "харизматического возрождения"» отметил, что о. Серафим выделяет три оккультно-магических принципа «харизматического возрождения», соблюдая которые «харизматы» надеются получить дары Святого Духа: 1) личная пассивность, нередко доходящая до состояния транса; 2) магические приемы; 3) наличие в общине общей непоколебимой веры в «харизматические» духовные практики. Однако Священное Писание свидетельствует о том, что для обретения единства с Богом, напротив, необходима духовно-нравственная активность христианина, а не его пассивность, тем более, в состоянии транса. Это предполагает, в частности, соединение разделенных грехом сил человеческой души (ума, воли и чувств) при содействии нетварной благодати Божией и реальном единстве с Богочеловеком Христом, которое осуществляется только в Православной Церкви, имеющей апостольское преемство и хранящей христианские веру и духовно-нравственную практику в неповрежденном виде. «Харизматическая» практика, чуждая Божественной благодати, библейского учения и подлинного опыта соединения с Богом, ведет к тяжелому состоянию прелести, когда имитация демонами действий Бога искренне принимается человеком за Божии действия, а ложь принимается за истину.

 

 

 

Андрей Александрович Тумин, чтец, магистр теологии, член Комиссия по церковной реабилитации и Миссионерского отдела Московской (городской) епархии представил доклад «Образовательная деятельность «Слова жизни» в Москве: организация и практика».

 

В докладе «Неопротестантская реабилитация наркозависимых как форма религиозной проповеди» Алексей Николаевич Грязнов (Ярославская епархия) на примере реабилитационного центра (РЦ) «Новая жизнь» (г. Санкт-Петербург) проанализировал историю появления таких центров на территории России и эволюцию их деятельности, также им была предложена типологизация таких центров. В заключении была показана разница между реабилитацией непротестантской и православной: в неопротестантизме человек заменяет одну зависимость на другую (зависимость от наркотиков на зависимость от секты), в Православии человек обретает истинную свободу.

 

 

Владимир Борисович Яшин, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, социологии и политологии Омского государственного педагогического университета; доцент кафедры библейских, богословских и церковно-исторических дисциплин Омской духовной семинарии представил доклад «Харизматическое движение в первой четверти XXI в.: кейс «Завета церквей TCCN», признанного в России нежелательной организаций».

 

 

В завершение работы первого отделения Дмитрий Сергеевич Захаркин, руководитель миссионерского общества во имя мч. Николая Варжанского, член Комиссия по реабилитации лиц, отпавших от Православия Московской (городской) епархии, много лет занимающийся изучением деятельности И. Лапкина, посвятил этой теме доклад «Неопротестантские идеи в учении псевдоправославного проповедника Игнатия Лапкина и его общины». Он отметил, что последние несколько лет в интернете активизировалась деятельность данной общины (Барнаул, Алтайский край) и его сторонников из разных уголков России. Игнатий Лапкин и члены его общины под видом «истинного Православия» распространяют взгляды, осужденные Соборами и святыми отцами Церкви. В учении Игнатия Лапкина можно наблюдать следующие идеи неопротестантизма: абсолютное верховенство Священного Писания над Священным Преданием; провозглашение основным критерием веры Священного Писания в интерпретации Игнатия Лапкина и его последователей; оправдание ереси «Филиокве»; близкое к неопротестантскому суждение о рождении от Духа Святого («рождении свыше») как особого экстатического покаянного акта; возможность совместного молитвенного общения с неопротестантами.

 

 

 

Во втором отделении, работу которого модерировали Андрей Иванович Солодков и иерей Евгений Веселов, кандидат богословия, кандидат юридических наук, преподаватель Костромского центра подготовки церковных специалистов, было представлено 6 докладов.

 

Работа этого отделения началась докладом иерея Евгения Веселова на тему «Организация учебных диспутов с баптистами и пятидесятниками как новая методическая форма обеспечения преподавания сектоведения». Докладчик представил серию учебных видеодиспутов проведенных на базе Костромской духовной семинарии. Сейчас доступны для просмотра диспуты по темам: 1) Священное Писание и Предание, 2) Учение о спасении, 3) Таинство Крещения, 4) Евхаристия, 5) Иконопочитание, 6) Учение о Церкви, 7) Глоссолалия («Библейское обоснование пятидесятнической практики говорения на языках»), 8) таинство священства, а также 9) Беседа «Как Символ веры опровергает учение и практику современных неопротестантов» (https://www.youtube.com/playlist?list=PL2tePvQrF8uF2VHtn7dVQ4Hnhz0BR4vukhttps://rutube.ru/plst/589007/ и https://azbyka.ru/otechnik/sekty/#disputy). В ближайшее время будут выложены учебные диспуты по темам: «Таинство покаяния», «Эсхатология», «Глоссолалия», «Почитание Божией Матери, святых, мощей. Молитвы за умерших», а также учебно-полемическая беседа по учению и проповедям костромской пятидесятнической общины «Благодать Христа». Эти диспуты, по мнению докладчика, могут быть использованы в учебном процессе в духовных школах и для самообразования тех православных.

 

 

Тамара Станиславовна Оленич, доктор философских наук, профессор кафедры «Православная культура и теология» Донского государственного технического университета совместно с иереем Николаем Пиховкиным, кандидатом богословия, старшим преподавателем Донской духовной семинарии рассмотрели в своем докладе тему «Партнерство Донской духовной семинарии и Донского государственного технического университета в реализации научной программы по сектоведению в рамках сетевого взаимодействия». В нем рассмотрена история сотрудничества социально-гуманитарного факультета Донского университета и Донской семинарии, в результате чего на базе этого факультета была образована кафедра «Православная культура и теология», которой сегодня руководит почетный доктор ДГТУ, доктор богословия, глава Донской митрополии, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. В 2020 г. кафедра получила свидетельство о церковной аккредитации программ бакалавриата и магистратуры, подтверждающее качественную организацию образовательного процесса в университете. Затем в докладе были рассмотрены конкретные вопросы сетевого взаимодействия в учебном процессе и научной работе.

 

Протоиерей Роман Марков, председатель Комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия при Епархиальном совете г. Москвы, настоятель храма преп. Иосифа Волоцкого, руководитель Миссионерского центра во имя преп. Иосифа Волоцкого представил доклад «Практика присоединения к Церкви лиц, отпавших от Православия, сложившаяся в Московской (городской) епархии Русской Православной Церкви». Кратко коснувшись истории становления противосектантской миссии в епархии г. Москвы, докладчик показал, что итогом ее развития стало создание Комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия при Епархиальном совете г. Москвы. Затем он остановился на ее устройстве, каноническом статусе и методологии работы во всех викариатствах от низового уровня до высшего ее звена. Особое внимание в докладе было уделено сложившейся практике церковной реабилитации присоединяемых к Церкви.

 

Виталий Валентинович Юдин, преподаватель Перервинской духовной семинарии в докладе «Проблематика Чинов присоединения к Православию: богословский дискурс и практика» затронул важную тему специфики присоединения к Православию в наши дни. Особое акцент был сделан на вопросе чиноприема лиц, которые первоначально были крещены в Православной Церкви, и по отпадении, раскаявшись, решили вернуться. В силу неповторяемости Таинства Крещения, в таком случае, для присоединения предусмотрено особое чинопоследование. В докладе проанализировано «Последование об отвержении различных лиц и ко Православной и истинной вере возвращающихся» свт. Мефодия Константинопольского, которое в настоящее время получило применение в практике чиноприема в Московской епархии. Отдельно была отмечена необходимость катехизации присоединяемых, отличающейся от обычной практики.

 

Иеромонах Паисий (Одышев), кандидат физико-математических наук, доцент Томской духовной семинарии в своем докладе рассмотрел «Возможные нестандартные пути полемики с российскими баптистами». В нем предпринята попытка показать недостаточность классического диспута с российскими баптистами и определены иные пути полемики, исходя из знания о духовной жизни протестантов. В качестве возможных полемических тем были рассмотрены вопросы внутренней «раздвоенности» (т.е. несоответствие декларативной и реальной христианской жизни); вера в спасительное значение крещения и хлебопреломления вопреки официальному вероучению; несоответствие их учения о загробной жизни духовным запросам многих членов секты.

Монах Иоанн (Адливанкин), представляющий «Душепопечительский Православный центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского» в докладе «Миссия и миссионеры в неопротестантском контексте: современное состояние и вызовы» предложил в контексте своей периодизации неопротестантской миссии в России и ее задач рассмотреть роль и место возвратившихся из неопротестантизма в Церковь лиц (в основном пятидесятников и харизматов) в рамках миссионерского служения в Церкви. После краткой характеристики их духовного состояния он обратил внимание на недостаточную работу по их реабилитации и воцерковлению, но несмотря на это они по ряду причин вошли в сферу разного рода миссионерской и образовательной деятельности Русской Православной Церкви. Вследствие этого сегодня в миссионерской деятельности Церкви (как минимум, в молодежной среде) стали использоваться упрощенные – протестантские по своему происхождению, духу и этике методы. Докладчик также отметил, что часть православной работы по реабилитации зависимостей изначально была организована именно бывшими протестантами, что осложняет реализацию сугубо церковного подхода в этой области, ориентированного на святоотеческий опыт. В целом означенный протестантский подход – «душевный, а не духовный» - в немалой степени отразился и на многих иных сферах деятельности Церкви, не исключая и таких, как, например, сектоведение. Но при этом он отметил, что многие прошедшие опыт «искушения протестантизмом» в полной мере преодолели его и сегодня искренне служат Церкви в разных сферах церковной деятельности. 

 

 

Третье отделение

В третьем отделении, работу которого модерировали Р.М. Конь и А.И. Солодков, было представлено 7 докладов.

Диакон Александр Морозов (Московская (городская) епархия) в докладе «Установления в русском баптизме - символ или таинство?» рассмотрел представление о т.н. установлениях (водном крещении и Вечери Господней) в среде русского баптизма. На примере Вечери Господней (Хлебопреломления) было показано двоякое отношение в баптизме к данному установлению. С одной стороны, баптисты учат о символическом понимание хлебопреломления, а, с другой, на практике относятся к нему, как к таинству. Докладчик предположил, что сакральный подход к Вечери Господней и другим установлениям, можно использовать как повод для установления контактов с последователями этого направления в баптизме и разъяснения им подлинно библейского учения о Вечери Господней как Таинстве.

Тема «Неопротестантизм как оппозиционное движение Православию в России: основные аспекты и тенденции» была предметом анализа в докладе диакона Максима Хланта, преподавателя Тульской духовной семинарии и кафедры теологии Тульского государственного университета. В нем докладчик проследил эволюцию отношения к неопротестантам в России как секте до попытки признания их протестантами. В России сложилась ситуация, когда протестантами именуют себя не только лютеране и реформаты, но и адвентисты, баптисты и неопятидесятники, которые преподносят себя как традиционные для России религии, имеющие исторические корни и успешно вписывающиеся в новые социальные и культурные реалии. Однако их религиозная направленность осталась неизменной и в основном направлена на прозелитизм среди православных. Далее докладчик остановился на некоторых аспектах их деятельности.


Роман Михайлович Конь в докладе «Критика представления об обожении в современном неопротестантизме» проанализировал взгляд баптистов, придерживающихся в рамках баптистского сакраментализма идеи обожения как цели спасения. Он отметил, что признание сторонниками идеи обожения ее соответствия учению Священного Писания являет собою важную попытку в преодолении неприятия ими православного учения об обожении в прежние годы, однако, понимание баптистами единения человека с Богом как соединения с Ним по сущности, со ссылкой на буквальное толкование 2 Пет.1:4, ведет к неприемлемым для христианского богословия выводам. А предпринятая ими критика православного учения о нетварной Божественной благодати и отвержение баптистами православного учения о единении с Богом посредством благодати, как единственно возможного для христианского богословия понимания обожения, не обоснована неопротестантами ни библейскими доводами, ни богословскими аргументами.

Иеромонах Силуан (Ярославцев), магистр богословия, аспирант Сретенской духовной академии, клирик храма свв. Сергия, Серафима и Викентия Русской Православной Церкви в Милане (Италия) представил доклад «О несостоятельности некоторых положений учения баптистов о Пресвятой Богородице в свете учения поздневизантийских святых отцов». В нем он критически разобрал такие неопротестантские заблуждения как: сомнение в Приснодевстве Богородицы; сомнение в сверхъестественности Рождества Иисуса Христа; нивелирование православного учения о бессеменном зачатии Господа и допущение возможности рождения Богочеловека от двух человеческих родителей; восприятие Христом природы Адама до грехопадения; уничижение личной роли Девы Марии в Боговоплощении в свете соответствующих положений учения о Богородице поздневизантийских святых отцов: свт. Григория Паламы, блж. Феофилакта Болгарского, св. прав. Николая Кавасилы, свт. Геннадия Схолария. В заключении был сделан вывод о возможности успешного использования данного святоотеческого учения для опровержения современных богословских заблуждений неопротестантов.

 

 

Ростислав Пантюхин, студент 1 курс магистратуры кафедры библеистики Московской духовной академии в докладе «Историко-филологическое понимание термина ἱλαστήριον (умилостивление) в Рим. 3:25 и ἱλασμός (умилостивление) в 1 Ин. 2:2 в контексте сотериологической полемики с неопротестантизмом (по материалам исследований в русской библейской науке конца XIX-начала XX вв.)» сделал аналитический обзор трудов русских библеистов по вопросу уточнения содержания вышеупомянутых греческих слов, которые в синодальном тексте Священного Писания переводятся на русский язык одинаково словом «умилостивление» в его юридическом понимании. В ходе проведенного исследования установлено, что в более ранних переводах на церковно-славянский язык для их перевода было использовано слово «очищение». В рамках изучения данной проблемы русские библеисты пришли к заключению, что слова ἱλαστήριον  и ἱλασμός имеют значение очищения, следовательно, в сотериологическом контексте правда Божия состояла не в наказании, а в очищении людей от последствий прародительского греха. При таком значении вышеупомянутых слов неопротестантское понимание умилостивления как юридического удовлетворения правде Божией, т.е. гневу Бога Отца за преступление Адама и всех людей не обосновано, а слово ἱλαστήριον следует переводить как очищение от последствий первородного греха.

 

 

Дмитрий Викторович Пархута, магистр богословия, преподаватель Хабаровской духовной семинария в докладе «Некоторые наблюдения о распространении неопротестантизма в России» сделал обзор основных тенденций в его развитии в нашей стране в контексте социально-политических перемен на протяжении последних десятилетий.

 

Дмитрий Иванин, магистр богословия, аспирант Сретенской духовной академии представил доклад «Представления российских пятидесятников о депрессии», в котором проанализировал упоминания о проблематике депрессии в официальных документах пятидесятников, высказываниях их официальных лиц, пособиях по душепопечению и книгах по самопомощи, а также рекомендации по ее преодолению.

 

В завершении конференции члены Оргкомитета от имени ее участников выразили благодарность исполняющему обязанности ректора Сретенской духовной академии, наместнику Сретенского монастыря игумену Иоанну (Лудищеву), а также братии монастыря, сотрудникам и студентам Сретенской духовной академии за труды по организации и ее проведению.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Секты
Все статьи темы
Последние комментарии
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от учитель
09.12.2024 10:11
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.12.2024 10:06
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от учитель
09.12.2024 09:58
«Храмы – это видимое проявление веры»
Новый комментарий от Владимир Николаев
09.12.2024 09:03
Иначе Россия рискует утерять функцию Удерживающего
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
09.12.2024 08:58
Приятный яд тщеславия
Новый комментарий от Виктор Фролов
09.12.2024 08:49