«Государыня Масленица» или «Соломенный мужик»?

0
206
Время на чтение 4 минуты
Фото: Президентская библиотека

По календарю Масленица совпадает с православной Сырной седмицей — последней неделей перед Великим Постом, — и её даты зависят от числа, на которое выпадает Пасха. В 2023 году Масленицу празднуют с 20 по 26 февраля. О том, какие традиции были связаны с празднованием Масленицы в разных уголках нашей страны, можно узнать, обратившись к цифровым копиям редких изданий из фонда Президентской библиотеки, сообщают устроители мепроприятия.

«Русские праздники простонародные и соединённые с ними древние поверья, составляя заветные стихии народности, входят во внутреннюю историю русского народа и его духовности», — пишет историк Иван Снегирёв в книге «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1839). Традиционно считается, что в этом ярком народном празднике прослеживается смесь древнего языческого обряда с христианским обычаем. Олицетворение и сожжение Масленицы, скоморошеские игры относятся к остаткам мира языческого, а традиции Прощёного воскресенья, в том числе поминки по усопшим, заимствованы у христианства.

Каждый день масленичной недели в народной традиции имел своё название. Понедельник — встреча, вторник — заигрыш, среда — лакомка, четверг — разгул, перелом, пятница — тёщины вечёрки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы, прощанья, целовальник или прощёный день.

В первый день масленичной недели наблюдали за погодой. В «Сказаниях русского народа, собранных И. П. Сахаровым» (1885) приводятся народные приметы: «Если в этот день будет мятель, то поселяне замечают, что и вся масленица будет мятельная. В этом случае они говорят: „помело метлой на масленицу, придет государыня Масленица мятельная“. Если же в полдень будет ясное солнце, то примечают, что весна будет ранняя».

Местность наложила свои отпечатки на этот праздник, и в разных районах нашей страны он отличался некоторыми обрядами и обычаями. В Переславле-Залесском, Юрьеве Польском, Владимире и Вятке на огромных санях возили наряженного мужика, в руках держащего «полштоф с вином и калачи», его сопровождали наряженные музыканты.

В Нерехте масленичные увеселения начинались со среды. В этот день вместе встречались празднично одетые женщины и катались отдельно от мужчин до самого вечера, затем наступало затишье, а в субботу в город снова съезжались со всех окрестностей. «Здесь, продав напрядённую в ту неделю пряжу, покупали лакомства и гуляли по рынку», — пишет Снегирёв. Ежедневно ездили друг к другу в гости, новобрачные навещали родственников, которые «одаривали их мылом». Вечером в воскресенье молодые люди, взяв каждый со своего двора немного соломы, собирались на окраине села, пели песни и вместе сжигали Масленицу. Причем в некоторых районах, как пишет Снегирев, сжигали «соломенного мужика». Вероятно, подчеркивает историк, этот обычай, существующий с незапамятных времен, является остатком «языческих треб и обрядов, применённым к Сырной неделе». Ученый говорит о том, что «подобный обычай встречается у немецких славян (полабских славян), которые первого марта выносили из селений чучело в образе смерти и сжигали его в память об усопших или бросали его в воду», как римляне в мае бросали в Тибр свои «тростниковые болваны». В Польше в этот день ходили с факелами на кладбища.
В Сибири на Масленицу сколачивали несколько саней и устраивали на них подобие корабля с парусами и снастями. «Тут садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица, и разные паяцы: всё это вообще слыло Масленицею». В сани впрягали по 20 лошадей и катались по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и прибаутками. Интересно, что там вместо блинов пекли хворост.
В Пензенской и Симбирской губерниях в субботу на Масленицу крестьянские дети и подростки строили на реке из снега город с башнями и двумя воротами. Игра начиналась так. Ребята разделялись на две партии — на конницу, которая осаждает снежный городок, и пехоту, которая его защищает. По сигналу конные во всю прыть пускались на взятие городка, где пешие, вооруженные мётлами, старались «напугать лошадей» и не допустить их к городку. Когда «конным» удаётся проникнуть в ворота, игра заканчивается, все угощаются напитками и, распевая песни, возвращаются домой.

В городах тоже старались не отставать от традиций. В Ярославле на масленичной неделе, рассказывает Снегирёв, кроме угощения блинами и катания на горах и по улицам, была традиция, вероятно, остаток времён языческих, петь коляду, которую обыкновенно распевают в России на Святках. С четверга этой недели фабричные с бубнами, и погремушками, рожками и балалайками ходили по домам и поздравляли хозяев с праздниками. В ответ получали угощения.

В Москве, рассказывает Николай Матвеев в книге «Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 г." (1912), у тех, кто побогаче, «свободного времени было сколько угодно. Проживали оброк с деревни, слушали… цыган, смотрели под качелями разных штукарей, на святках рядились, на масленице плясали, на первой неделе говели». По словам автора, одним из главных увеселений в Москве были кулачные бои и борьба. «Большие искусники в борьбе были цыгане-лошадники». Историки рассказывают и о ледяных горках, которые строились на Москве-реке и на Неглинной. В Петербурге горы и балаганы для масленицы строились на Неве, между Петропавловской крепостью и Зимним дворцом.
С XVIII века появились в Москве лубочные комедии, где представлялись «иностранными фиглярами разные фокусы-покусы и диковинные штуки», на игрище масляничное бывали наряженные козою с рогами, на которые привешивались бубенчики. Отсюда пошла русская поговорка «Они козу в мешке играли», что означало «морочить кого-то».

Завершается масленичная неделя провожанием или прощанием. «Русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга словом или делом. „Прости меня, пожалуй!“ — говорит один. „Бог тебя простит!“ — отвечает второй», — приводятся в книге ««Русские простонародные праздники и суеверные обряды» слова француза Маржерета. Автор добавляет, что перед этим, встретив друг друга даже на улице, все приветствуют друг друга поцелуем. Неслучайно в некоторых регионах, например в Сибири, прощальное воскресенье называли «целовальником».

Главную роль играли на Масленице, конечно, блины, которые пекли всю неделю. На блины звали гостей, блинами везде угощали. «По обычаю народному, — отмечает Снегирёв, — блинами поминали усопших; в Тамбовской и других губерниях первый блин, испечённый на Сырной неделе, клали на слуховое окошко для душ родительских».

В ставшей легендарной книге выпускницы Смольного института для благородных девиц Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве» (1883), доступной в Президентской библиотеке, собраны те самые рецепты блинов, по которым готовили угощение в дореволюционной России. Ознакомиться с книгой можно в центрах удаленного доступа Президентской библиотеки, открытых на территории Российской Федерации и 33 зарубежных странах.

#Президентская библиотека

#История России

#Масленица

#Масленица2023

#Народные традиции

#Русские праздники

#Блины

См. также в Президентской библиотеке:

И. Сахаров «Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым»
И. Снегирёв «Русские простонародные праздники и суеверные обряды»
Н. Матвеев «Москва и жизнь в ней накануне нашествия 1812 г.»
Е. Молоховец «Подарок молодым хозяйкам, или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
24.11.2024 19:38
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 18:19
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Владимир Николаев
24.11.2024 17:33
«Получите на орехи!»
Новый комментарий от Рабочий
24.11.2024 16:05
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.11.2024 15:13
«А ныне только лишь слова»
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 13:33
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34