Каждый год накануне праздника Крещения Господня возобновляются споры о крещенском купании – надо ли или нет? Если – да, то каким образом правильно окунаться? Кто-то призывает окунуться с целью подражания Христу хоть в малом, кто-то говорит, что это всего лишь народная традиция, поэтому не надо окунаться, а есть и те, кто окунается, но без понимания настоящего смысла и в надежде очиститься от грехов без таинства исповеди. О крещенском купании рассуждает в телефонном в интервью «Русской народной линии» настоятель храма апостолов Петра и Павла в посёлке Ропша Гатчинской епархии протоиерей Аркадий Петровцев:
Я сам из разряда тех, кто окунается на Крещение. Перед праздником Крещения Господня мы часто рассуждаем об истоках этой традиции. Русские паломники на протяжении многих веков путешествовали на Святую Землю. И каждый паломник стремился дойти до реки Иордан, окунуться, пережить благодатные чувства от причастности к Евангельским событиям.
На Руси перенимали традиции Святой Земли. Патриарх Никон даже возвёл Новый Иерусалим и использовал библейские названия. В Тверской области есть посёлок Эммаус. Русские люди купались в иордани, ведь человек желает быть причастным к Евангельским событиям, вспомнить и пережить их.
Есть и другие традиции: на Вербное воскресенье люди приносят в храм на освящение вайи, на юге – пальмовые ветви, а у нас – вербы, так как мы живём в другой природе. Источник традиции вполне понятен. Традиция Крещенского купания сопряжена с искренней верой. И это очень хорошо. Человек в этот день желает быть причастным к Евангельской истории.
Часто паломники посещают святые источники, знаю много случаев исцеления. В Гатчинской епархии многие воцерковлённые и глубоко верующие люди ездят на известный Печерский святой источник в Турово. Люди рассказывают о случаях исцеления и Божией помощи. Такой обычай распространён среди не только малоцерковных людей, но и глубоко верующих и церковных. В эти дни в это место приезжает много паломников.
Порой люди формально подходят к этой традиции: окунаются и принимают горячительные напитки, но это уже становится мирским поводом к сабантую, что все священники осуждают. Многие люди из тех, кто пойдёт окунаться, даже в храм не зайдут.
Однако ныне дело обстоит намного лучше, чем в 90-ые годы. Телеканалы «Союз» и «Спас» вещают на всю Россию и просвещают наш народ. Не очень воцерковлённые прихожане наших храмов смотрят эти телеканалы.
Людей надо просвещать – рассказывать об истории традиции купания на Крещение. А просто сетовать и говорить, что пить нельзя – малоэффективно.
Нередко Крещенские купания напоминают поминки, когда люди хоронят близкого родственника, но усопший не был ими приготовлен к отходу в вечность. Они редко приглашают священника причастить Святых Христовых Тайн или пособоровать отходящего в вечность. А если и приглашают, то уже бывает поздно. Поэтому, к сожалению, большинство людей умирают неподготовленными. Это всё – результат непросвещённости.
Непросвещённость выражается и в формальном Крещенском купании, как и во всей жизни. Поэтому бессмысленно запрещать – нужно просвещать людей: показывать хорошие фильмы и телепередачи.
Ни на одном нашем приходе, к сожалению, нет купальни. Когда-то до революции в Ропше была купальня-иордань. Сейчас она находится в ведении федерального рыбного хозяйства, которое туда никого не пускает. Поэтому мы лишены возможности окунаться в той купальне, на которую приезжал Пётр Первый. Поэтому мы освящали маленькие источники.
А вот в Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне руководство монастыря организует крещенские купания и просвещает людей. Священники, которые также поддерживают традицию крещенского купания, возглавляют купание: проповедуют и объясняют смысл традиции.
Так что окунаться – хорошо, но недостаточно!
Иногда говорят о человеке: крещёный, но не просвещённый. В России таких большинство – людей добрых, хороших, отзывчивых и стремящихся к выполнению заповедей, придерживающихся традиций, но не понимающих их смысла.
К сожалению, порой многие люди стесняются спросить. Пока гром не грянет – мужик не перекрестится. Поэтому приходят в храм только тогда, когда нагрянула беда. Тогда уже люди вынуждены, перебарывая стеснение, спрашивать о вере.
Поэтому хорошо, что «Русская народная линия» освещает эту тему, внося тем самым свою лепту в просвещение людей.