Президентская библиотека – о праздновании Святок на Руси

0
479
Время на чтение 3 минуты

С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. Православные христиане эти дни празднуют с 6 по 19 января, а католические – с 25 декабря по 6 января, сообщает пресс-служба Президентской библиотеки.


В книге Ивана Божерянова «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и масленицу» (1895), электронная копия которой размещена на портале Президентской библиотеки, рассказывается, что празднование Святок пришло из Древней Греции. Иван Божерянов пишет: «сохранились сведения, что установление праздника Рождества Христова („солнца правды“) на 25 декабря было сделано христианской церковью для того, чтобы противопоставить великий христианский праздник языческому празднованию „дня солнца непобедимого“».


Традиция маскарада на Руси сохранялась, переходя из века в век. Русский народ называл маски «рожами», и при дворе были специальные мастера «рожечники», которые готовили маски. С незапамятных времен имели большое значение скоморохи – впоследствии некоторые из них превращали свои скоморошьи ватаги в шайки разбойников. Иван Божерянов пишет, что время Святок на Руси было неспокойным: «иногда гулянья приводили к грабежам и разбоям – так появилась поговорка, что „с Рождества до Крещения черти бегают по ночам“».


Святки – это пора, которая близка к зимнему солнцестоянию, в это время, по языческим поверьям, размывается граница между миром людей и миром духов, и по земле бродит нечистая сила, у которой можно выведать будущее. Особым днём, когда святочные гадания в самом разгаре, считался Васильев день (14 января), названный так в память о святом Василии Великом.


Христианская церковь не благословляла участие в маскарадах и в гаданиях, называя их «пагубным и языческим вымыслом», «чуждым христианского жития», противоречащим достоинству природы человеческой». На этом основании запрещалось на Святки «заводить по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища» и, наряжаясь в «кумирские одеяния», «производить по улицам пляски и соблазнительные песни».


«Первые три дня, по древнему обычаю, христиане оставляли все дела мирские и житейские, не только частные, но и гражданские и общественные», – говорится в книге священника Григория Дьяченко «Праздничный отдых христианина» (1900). «В эту неделю рабам давалась свобода от трудов, а узникам – поминовение, и всем – всеобщее прощение», дабы «не преследовать друг друга мщением за нанесенные обиды».


Остальные девять дней назывались «святыми вечерами». В эти дни вменялось в обязанность читать священные книги и «проводить душеспасительные семейные беседы».


Особым значением в святочные дни обладал обряд колядования, когда участники посещали дома и исполняли хвалебные песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальные угощения.


Несмотря на запреты христианской церкви, языческие обряды гаданий, переодевания и колядование сохраняются по сей день, передавая магию и волшебство святочных дней. Важно понимать, что святочные дни сформировали в русской культуре огромный пласт уникального фольклора. В фонде Президентской библиотеки можно найти редкие книги, содержащие подробные описания святочных игр и гаданий, а также колядок, собранных как профессионалами, так и любителями отечественной словесности.
Чудодействие святочных дней отображено в произведениях русской художественной литературы, в которой сформировался жанр рождественского или святочного рассказа, построенного по «святочному канону», где обязательно присутствие «рождественского чуда», превращений и «благоприятного» финала.


В качестве примера создания святочной истории можно обратиться к рассказу священника Иоанна Галабутского «Рождественский сон». В канун Рождества двенадцатилетний Петя Свечка готовится к сдаче экзамена по чтению псалмов. Мечта о получении свидетельства об окончании церковно-приходской школы, которое он «вставит в рамку под образами в углу», сопряжена с тревожным волнением «не струсить и не сбиться» на экзамене. Но случается чудо – во сне видит Петя «горящую чудным, необыкновенным светом» рождественскую звезду, встречает «как будто знакомых, с посохами в руках» волхвов и окруженного тихим, неземным сиянием Младенца Христа, который вселяет в него веру в свои силы.
Святочные гуляния начинались накануне Рождества Христова, после захода солнца. «Тем же вечером поселяне устилают внутренность избы соломой или сеном; по углам ставят снопы; под образом и на стол, покрытый сеном, кладут перед каждым человеком головку чеснока для отогнания всех болезней», – писал Александр Терещенко в своей книге «Быт русского народа» (1848). В своём исследовании выдающийся этнограф вспоминал ещё одну прекрасную традицию: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу. Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные обдаривания и приглашения на пиршество».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Либеральный момент: от «конца истории» до Трампа
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
26.11.2024 21:48
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
26.11.2024 21:45
Над Россией нависает угроза!
Новый комментарий от Vladislav
26.11.2024 21:27
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
26.11.2024 18:45
Русская национальная идея: «Москва – Третий Рим» и «Православие, Самодержавие, Народность»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.11.2024 17:23
Израиль и Трамп ждут машиаха
Новый комментарий от Хазарин
26.11.2024 16:26