Источник: Фонд Возрождение Тобольска
Писатель-фронтовик, русский почвенник, курянин Евгений Носов опекал бесчисленное множество молодых авторов. Умел он расположить к себе людей – вниманием, сопереживанием, искренним стремлением поддержать, помочь. Один из благодарных подопечных однажды написал ему: «Четвёртый раз реанимируете меня, возвращаете настроение жить и писать… Не привык, чтобы хлопотали за меня… Прямо сказка, ковёр-самолёт и живая вода! Горжусь, что есть ещё, не перевелись в России заступники и богатыри, а значит, стоит Россия и, даст Бог, стоять будет…»
Сколько раз «реанимировали» меня письма, прилетающие по электронной почте из Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», не скажу. Но всякий раз теплеет душа, и мысленно произносишь: «Спасибо, Аркадий Григорьевич, что не забываете никого из однажды принятых в число друзей!». Открываешь эти письма, читаешь по ссылкам статьи и отзывы – и будто причастным к общему делу становишься.
Осенью 2021-го мне уже удалось публично поблагодарить сибирского подвижника и мецената, издавшего под эгидой Фонда мою книгу о Фёдоре Конюхове «Прорывающий горизонты». Отчёт мой о сотрудничестве с Аркадием Григорьевичем Елфимовым был тогда опубликован на портале «Правмир» и на сайте Фонда. Даже подумать не могла, что это аукнется мне столькими нежданными радостями и сюрпризами.
Сначала получила привет от героя книги, признавшего свой литературный портрет вполне сносным и даже редкостным по глубине проникновения. Потом и Аркадий Григорьевич, нечаянно узнав, что автор книги ещё и увлекается пейзажной съёмкой (даже две виртуальные выставки за плечами), великодушно отозвался о его работах и даже пригласил в Тобольск для представления новой книги и… на открытие персональной выставки. А мог бы сказать: «Глаза бы мои не глядели на этих дилетантов от фотографии!». (Простите, не мои слова, Валентина Курбатова).
Разве это не «сказка», не «ковёр-самолёт»?!
Жаль, не судьба была осуществиться задумкам. И ковидные карантины не пустили в Сибирь, и здоровье внезапно пошатнулось…
…А летом 2021-го побывала в гостях у великого путешественника в его знаменитой лесной деревне под Тулой. Встреча произвела такое ошеломляющее впечатление, что вскоре, ещё не очнувшись от эйфории, уже держала в руках написанную книгу, изумляясь своей неслыханной дерзости. И с этой книгой в сентябре поехала вновь к отцу Фёдору. Хотелось сделать ему подарок к 70-летию. Перед поездкой был телефонный разговор с Аркадием Григорьевичем. Он напутствовал добрыми пожеланиями и предупредил, чтоб по возвращении озадачиться мне более серьёзным изданием. Потому курское название книги «Верблюд пахнет вечностью» (слова отца Фёдора, взятые в символическом значении) я, в согласии с происходившими со мной чудесами, заменила на более масштабное, «тобольское» – «Прорывающий горизонты». Личная встреча с героем, о подвигах которого наслышана с детства, буквально взорвала устоявшиеся формы жизни, как пласты окаменелой горной породы. Хотя название, предложенное редактором М.К. Поповым, связано не с геологическими изысканиями, а с биографией экстремала-воздухоплавателя, в одиночку облетевшего – объявшего! – на малом воздушном шаре необъятный земной шар.
Но самый главный прорыв этой книги – она сделала меня причастной к духовной жизни Сибири, причислила к друзьям общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». Именно так, близко к сердцу, принимала я формальное обращение общей рассылки. Эта незыблемо постоянная рассылка информационных писем, начинающихся приветствием «Дорогие друзья!», воздействует магнетически. Находясь более чем за две с половиной тысячи километров от Тобольска, чувствуешь себя вовлечённым в общее дело, зачинщиками которого выступают Аркадий Елфимов и его доблестная команда. И дело это всякий раз такое, что почтёшь за честь быть лично знакомым с его инициатором.
…Евгений Носов однажды сравнил Виктора Астафьева, дружба с которым, по слову писателя, «переросла в единоутробное братство», – с ершом…
«Есть у дедушки Сабанеева такое наблюдение: дескать, наш обыкновенный речной ёрш слывёт среди рыбьего народа за редкостного лекаря. Всякий хворый, будь то солидный лещ или шалапут-пескаришко, непременно норовит тирануться больным местом о бок ерша, покрытого будто бы чудодейственным бальзамом. С Виктором Петровичем люди ищут встречи по схожим причинам. Есть в нём нечто такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв, не старец-кудесник. Но есть, есть у него к людям особое слово – и в книгах его, и изустно».
Согласитесь, и «слово особое» есть у Елфимова к людям, и «тирануться о бок» его всякий почтёт за благо. Вот и я, как хворый пескаришко, норовлю прислониться «больным местом», то есть душой и совестью, к «чудодейственному бальзаму» елфимовских писем о делах Фонда.
…Непосредственный телефонный звонок Аркадию Григорьевичу был для меня столь же волнителен, как и разговор с Игорем Шкляревским пять лет назад. Тогда я тоже сказала: «Буду звонить сама! Первая!». Об этих разговорах с поэтом написала целую книгу, которую и оставила летом в келье отца Фёдора Конюхова, – вместо желаемой надписи на стене: «Здесь была я»…
О разговорах с Аркадием Елфимовым книги не напишешь. Их было мало.
Но о письмах, прилетающих почти ежедневно из Тобольска, можно сочинять эпос – столько великих имён, гениальных творений, масштабных полотен, душевных картин… Столько прославленных или просто очень известных твоих современников… Даже отзывы досточтимого Михаила Попова, с коим связывает меня уже многолетняя эпистолярная дружба… Ведь удивительно: они тоже летят из Тобольска, а не Архангельска…
Если бы не эти весточки из Сибири, какой несравнимо бедной и обездоленной казалась бы жизнь… А тут – целая культурно-историческая эпоха перед глазами (Эпоха «Возрождения Тобольска», по слову Валентины Ефимовской), целая плеяда деятелей, творящих эту эпоху! И ты – неким краешком, сбоку припёку…
Трудно было молчать два года…
Сердце рвалось навстречу каждому письму из Тобольска, каждому сообщению о новом проекте, новой изданной книге, об очередной выставке чьих-то фоторабот или художественных картин, о новой статье, написанной кем-то от преизбытка сердца, от переполняющей его благодарности... Как хотелось прорваться голосом сквозь эту спеленавшую дух немоту и сказать и своё сердечное слово… Сколько видео из парка «Ермаково поле» было просмотрено, сколько пройдено шагов по елфимовскому ботаническому саду, этому «райскому месту», вслед за влюблённым в своих питомцев экскурсоводом-садовником… И сколько раз уже прослушана история завоевания Сибири Ермаком, рассказываемая Аркадием Елфимовым гостям Тобольска… Да я уже будто много раз побывала в Тобольске и узнала о городе столько, сколько не знаю о родном Курске! Да что там – после стольких восторженных и любовью одухотворённых отзывов начинаешь думать, что прекраснее Тобольска уже и нет города во всей России, он один стал желаннее всех...
Тобольск манит, зовёт любовью своих жителей, умеющих видеть и ценить свою красоту. В кругу этих людей хочется оказаться, напитаться их духом, духом сопричастности истории и многовековой культуре. Заслуженный художник России И.А. Санин утверждает, что главное в искусстве – встречи с замечательными людьми. И в любой деятельности, конечно, это самое важное – живое общение с живыми людьми. Вот и об этом сибирском художнике мне посчастливилось недавно узнать из тобольских писем…
Фонд «Возрождение Тобольска», в лице Аркадия Григорьевича (и подписывающейся под многими сообщениями Елены Владимировны), проявлял такое поучительное для меня, настойчивое постоянство, что удалось наконец понять, почувствовать и всю глубину оказанного тебе доверия и высокий смысл той настойчивости, с какою проповедуется Фондом идея общего дела, идея совместного сбережения русской культуры. Активно пропагандируя свою деятельность во всех концах России, команда Аркадия Елфимова прирастает новыми творческими силами, собирая Русь, как некогда князья собирали русские земли, централизуя их в единое Московское государство.
У меня нет сомнения теперь, после этих писем, что каждый из тех, кто нечаянно оказался в поле заботливого опекунства Аркадия Григорьевича Елфимова и его Благотворительного Фонда, уже не выпадет из этого силового поля притяжения. И активность гравитации тут прямо пропорциональна духовной и гражданской активности самого основателя. Кажется, само пространство, где он появляется, охотно отзывается на его добрую волю. Он умеет, по слову поэта, «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Но и вопреки слову того же поэта, «быть знаменитым» для него не просто красиво, а необходимо, важно и нужно для дела. Ему нужно быть известным всей стране, чтобы привлекать новые и новые творческие силы к большому делу, к бескорыстному сбережению и распространению сокровищ русской культуры. Он поддерживает веру современников в достойное будущее своей Родины. Именно поэтому он рассказывает о своих проектах всей России и каждому из нас…
Я упомянула о сюрпризах. Таковым стал подарок М.К. Попова. Этой весной он прислал мне ко дню рождения… Отчёт общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» за 2021 год. Такого щедрого подарка не получала уже давно! Имею в виду и сам золотистый фолиант с юным целеустремлённым ангелом на обложке… хотя руки у ангела прописаны совсем в духе Фёдора Конюхова – с мощными натруженными ладонями, развёрнутыми вперёд, в жесте преодоления… И внутри фолианта ожидал меня большой сюрприз: моя пространная реплика на тему: «Обречён, приговорён, пригвождён… Образ протоиерея Фёдора Конюхова в новой книге, изданной фондом “Возрождение Тобольска”». Называя эту реплику своеобразным отчётом о совместной работе, вовсе не думала, что она войдёт в общий Отчёт фонда. На стр. 137 увидела в «Дарственном реестре» свою фамилию – и окончательно умилилась: Михаил Константинович Попов из Архангельска и Тимофей Алексеевич Сайфуллин из Тюмени жертвуют на предпечатную подготовку книги «Прорывающий горизонты». А что же пожертвовала сама? Разве что три месяца жизни…
Отчёт Фонда пригодился не раз этой благословенной весной, когда я потихоньку пошла на поправку. Быть может, не без участия Аркадия Елфимовича… Да, да… Именно так написала я в заполошной торопливости, перепутав фамилию и отчество благодетеля в письме к Михаилу Попову, когда прислал он мне (не подозревая о последствиях), электронную версию Отчёта. Сначала увидела там его рецензию «Гераклу и не снилось». Вот это подарок! Уже хотела кинуться звонить главе Фонда и просить бумажную версию, руководствуясь народной мудростью: что написано пером, не вырубишь топором, а компьютер, знаете ли, вещь ненадёжная. Но Михаил Константинович утишил суматоху – пообещал прислать свой экземпляр.
(Каюсь: из Тобольска тоже получала рассылку с Отчётом, но, увидев сухое канцелярское название и не поняв, о чём речь, даже заглядывать по ссылке не стала. А обложки с Ангелом во вложении не было… Михаил-то Константинович с обложкой прислал… Ангел-то и меня и остановил! Это уже потом прочитала отзывы и поняла, что Отчёты Фонда – это серьёзно, это красиво и душевно, не канцелярские столбцы да цифры…)
Через пару недель писала со студентами диктант по статье Александра Проханова «Идеология Русской Победы», не поленившись принести тяжёлый – но драгоценный! – фолиант в семинарию. Да, легче бы сделать ксерокопию. Но это было бы кощунством! Такую красоту подержать в руках семинаристы сочли за удачу. Тем более что победоносная статья в книге предваряется великолепной, пасхально нарядной репродукцией иконы Святого Георгия Победоносца, поражающего копьём хвостато-крылатого змия.
Из вдохновенной речи Александра Проханова выбрала отрывок, начинающийся словами: «Русский победный код «воскрешение». И далее: «Поразительна способность Государства Российского возрождаться после исторических поражений, воскресать после исторической смерти. Русская история пасхальна». Обсуждали мы статью долго и тщательно, и написали они хорошо, на «три» и «четыре». На «пятёрку» работа должна быть безупречной, а у нас вышло, что студент из Мариуполя Константин написал в названии слово «идеалогия», мотивируя тем, что Победа – это идеал, идеальное завершение СВО России на Украине. Даже не хотелось разубеждать, отсылать к грамматике… Лучше пусть будет практический – достигнутый – «идеал», чем теоретическая – только чаемая – «идея»...
Статья, в которой каждый абзац просится в школьную хрестоматию, в сборник диктантов! Вожделенное слово ПОБЕДА звучало только в избранном нами отрывке двенадцать раз, включая производные от корня…
На примере этого воскрешающего гимна можно воспитывать не только грамотность учеников, но и просвещать их дух, укреплять в них веру в правду своего народа. «Тоска по России, любовь к России, служение России, жертва во имя России есть проявление религиозных чувств»! – и семинаристы были с этим согласны.
Ошеломляет духовная мощь эпизода, где речь о помощи небесных соотечественников. Мысль вроде не нова – но как она выражена у Проханова!
«В наступающие ряды красноармейцев невидимо встроились ратники Куликова поля и Ледовой битвы, солдаты Багратиона и кавалеристы Скобелева. Над картой великих сражений вместе с Жуковым, Шапошниковым, Рокоссовским склоняли свои головы Суворов и Кутузов. Сталь, из которой были сделаны русские Т-34-ки, сорокапятки, пикирующие бомбардировщики, в эту сталь таинственно влился металл от священного меча Дмитрия Донского, непробиваемого щита Александра Невского. Это сделало оружие Великой Отечественной войны священным оружием».
…А ведь среди семинаристов, знаю, есть и те, кто, стремясь на фронт и не сумев поступить в военное училище по здоровью, решили стать полковыми священниками. Они хотят быть в строю, который снова встал на защиту Родины. И, читая им текст диктанта, я вижу, как суровеют их лица и сжимаются ладони в кулак.
…Родительский дом Андрея в приграничном Глушково обстреливают ВСУ едва ли не каждый день. И юноша в чёрном подряснике, не стесняясь преподавателя, размашисто крестит через окно вертолёты, тяжко гудящие в небе над семинарской рощей, приветствуя нас буквой «Z» на пятнистом днище. «Своих не бросаем!» – ещё раз заботливо осеняет крестом Андрей удаляющуюся «вертушку»…
И ещё одна мысль писателя вдохновляет будущего священника, написавшего этот диктант на «пять» (за одну ничтожную помарку я всё-таки снизила отметку на один балл – чтоб не зазнался):
«К Победе народ шёл во всей своей бесконечной целостности, с теми, кто когда-то жил на земле, и с ещё не родившимися, – все соединились в Победе, пришли в неё из прошлого и из будущего».
Вот они, нынешние, пишущие сегодня диктант о Великой Победе, о воскрешении русской истории, и есть это будущее, без которого невозможна новая, чаемая нами Победа…
***
Пишу это за месяц до 80-летия победы в Курской битве.
Александр Проханов не раз поминает в своей статье Курск, Курскую дугу. И это тоже как призыв к ответу для меня, родившейся в День Победы..
Потому и не могла пройти мимо (хотя здесь, где речь о тобольском Фонде, может быть и не место для таких долгих размышлений)…
***
И всё же – почему не могла написать раньше эти слова благодарности? («Это книгу легко написать, а для двух страниц надобно прожить жизнь», – В. Курбатов, из письма к А. Елфимову).
Думала: «кто я такая... я же козявка, муравей по сравнению с гигантами, вершащими грандиозное дело…» Даже не за что было зацепиться, чтобы развить дерзновенную мысль о какой-то своей сопричастности…
И вот вчера прилетают сразу три письма из Тобольска. И в одном – статья Сергея Прокопьева «Эвересты Фонда». Вот когда прыгнула выше головы: ведь у меня тоже свой Эверест! Литературный. И тема Эвереста, связанная с Фёдором Конюховым, сработала как сигнал к действию. Триггер, как сейчас модно выражаться у психологов, а по-русски: спусковой механизм, курок.
И моя душа выстрелила…
Да и как можно дальше молчать, если после встречи с Гением Преодоления Невозможного эхо Эвереста сопровождает тебя везде. И публикацию беседы с журналисткой местного издания «VIP: Взгляд. Информация. Партнёрство» (№ 1-2, 2022) по случаю выхода книги о Конюхове назвали «Эверест Марины Масловой». И студентам Курского университета цитировала на творческой встрече слова отца Фёдора: «Желаю вам взойти на свой духовный Эверест! А я за вас буду молиться». И в интервью телеканалу «Сейм», по тому же поводу, сама гордо заявила: «Книга о Фёдоре Конюхове – мой Эверест». А если мой, то, значит, и тех, кто помог появиться книге на свет. Без кого она не была бы такой серьёзной и вдохновенной по облику (о содержании судить не мне). Одни только портреты героя в исполнении фотохудожника Аркадия Елфимова чего стоят! Кто-то скажет: а твоя в том какая заслуга? Ну, заслуги, может, и нет, а вот доверием Аркадия Григорьевича горжусь необычайно.
Что же касается настоящих, высоких «Эверестов», к таковым относят лучшие проекты Фонда – «Евангелие Достоевского», «Галерею русской исторической живописи», «Остров Сахалин» Чехова, «Чертёжную книгу Сибири» Семёна Ремезова и многое другое. И обо всём этом довелось узнать из «Тобольских писем» (теперь так и буду называть эту на первый взгляд деловую, информационную рассылку, а на самом деле вдохновенную и вдохновляющую).
И ещё хочется сказать…
Вот пишет Сергей Прокопьев: «…книги, издаваемые фондом «Возрождение Тобольска», имеются во всех крупных книгохранилищах нашего Отечества, во многих сельских и городских библиотеках». Это истинная правда, как в народе говорят. И в Курской духовной семинарии они есть, переданы нам из Московской Патриархии, куда щедро дарит их глава Фонда. С особенным удовольствием листала книгу Михаила Тарковского «Три урока», изданную в серии «Библиотека альманаха “Тобольск и вся Сибирь”». Она была в двух экземплярах, и я, по праву семинарского словесника, стала счастливой обладательницей второго. Так что видео-рассказ Ивана Лукьянова о работе над этой книгой слушала потом не раз (пролистывая «Тобольские письма» в почтовом ящике), попутно рассматривая страницы, о которых говорил художник. О такой книге-шедевре писать не литературному критику, а культурологу, способному охватить все грани эстетических достоинств этого необычайно гармоничного произведения книгоиздательского искусства.
Через далёкую Камчатку попала ко мне и другая книга Фонда – «С благодарностью – Ваш Валентин Курбатов». Подарил её писатель Александр Смышляев, председатель Камчатского отделения СПР, зная, что Валентин Яковлевич для меня знаковая фигура в литературной критике, да и сама имела счастье получить несколько писем от него. В переписке В.Я. Курбатова с А.Г. Елфимовым поразило одно письмо…
11 апреля 2012 года Валентин Яковлевич пишет: «Дорогой Аркадий Григорьевич! Ах, как жалко, что Конюхов лишил меня возможности написать о Конюхове! А уж так разбежался. И уж готовил фразу про Шёлковый путь, что «смерть звезды на пути каравана губит вернее, чем вражеская засада». И что «в одиночестве лучше слышишь тщету слов, но вернее чувствуешь их глубину, потому что слово оказывается нагим перед небом и делается беззащитно перед океаном». И что на таких путях и сам становишься малым, как семечко на ветру, но зато лучше слышишь Бога. Ну, вот пусть он и не прочитает таких слов о себе, раз так. А я зато поеду в Сургут, а, может, даже хоть на пару дней доберусь до Тобольска, который для меня и океан, и Эверест, и мыс Горн, и Северный полюс».
…Вот и тут – опять Эверест… Но я о другом хотела сказать.
В 152-страничной переписке имя Фёдора Конюхова возникает впервые на 38-й странице в этом письме Курбатова, и я ожидала, что будет комментарий не только о личности упомянутого фигуранта, что, мол, выдающийся советский и российский путешественник, писатель, художник, священник; давний друг и соратник фонда… Хотелось узнать, отчего же Валентин Яковлевич «лишился возможности» «писать о Конюхове». Как же это могло произойти?! Неужели отец Фёдор сам не захотел, чтобы о нём писал такой мастер литературного портрета, как Курбатов? Из скромности? Они же не могли не быть близки друг другу! Знаю, к примеру, одного известного прозаика, отказавшегося «писать о Конюхове» по причине, что лично не знаком с ним. Для меня это веский довод. И сама бы никогда не решилась, не будь личной встречи, да ещё в таком сказочном антураже, как лесная «Деревня Фёдора Конюхова». Именно живое общение с отцом Фёдором оставляет неизгладимое впечатление, буквально взрывает все привычные представления о знаменитых людях, обласканных мировой славой и вниманием современников. Об этом невозможно потом не думать, не писать…
И вдруг – «Конюхов лишил меня возможности написать о Конюхове»… Это же нельзя оставлять без комментария! Это же страшно волнует теперь умы тех, кто всё-таки решился писать… (Имею в виду в первую очередь себя, потому и «страшно»).
Потому и не могу промолчать, процитирую ещё одно письмо Валентина Яковлевича (от 11.01.2017), где послышался ответ на моё недоумение, хоть и неясный, неуловимый…
«Дорогой Аркадий Григорьевич! Вот что написалось о Конюхове. Читать этого принародно нельзя… А где-нибудь сбоку вдруг и пригодится. Пошлите Фёдору – отчего-то кажется, что он улыбнётся и махнёт рукой: вон куда заносит этих сочинителей».
Разумею отсюда, что автора книги «Прорывающий горизонты» тоже занесло далеко. И простить ему дерзкие глаголы, произнесённые принародно, можно только со скидкой на «простосердечие» провинциала, не «отравленного», по слову Курбатова, «тысячами книг прозы и поэзии, религиозной философии и славяноведения». Михаил Попов назвал это сочинение «книгой о современнике, которому уготована вечность». И кто-то, пожалуй, спросит иронически: – А кто уготовал-то? Автор, что ль? Нет, не автор, а сама логика жизненного пути героя. Но говорить на такие темы как-то не принято… Автор просто поверил, что Конюхов – выдюжит. А произносилось это затем, что наша вера в человека придаёт ему силы.
Уже после выхода книги объяснила свою позицию в статье «Призвание христианина», опубликованной к юбилею отца Фёдора Конюхова на сайте «Русское Воскресение». Напомню заключительный аргумент:
«Обречённый на святость... Так сказала я об отце Фёдоре в эпилоге своей книги. Возможно, у кого-то возникнет недоумение, как это про живого и грешного можно дерзать говорить такое… Святости ещё попробуй достичь! Так ведь о том и речь, что человеку надо ещё пройти свой путь. А дерзость моя заключается лишь в том, считать ли нескончаемые странствия пилигрима бесплодным бродяжничеством или же признать их духовной задачей, уклониться от которой ему нельзя.
Один из величайших светильников Сербской Православной Церкви, преподобный Иустин (Попович), ничуть не считая это самонадеянностью, признавал за каждым христианином право на святость: «Наше призвание – святость. По святому апостолу Павлу, призвание христианина – стать святым. Если мы христиане, значит, мы кандидаты в святые. Между святыми и нами различие не в природе, а в воле и решительности» («О рае русской души»).
Отсюда получается, что страх помыслить о возможности святости иногда может означать малодушие перед выбором крестного пути. Не природа, а воля и решительность, как утверждает достигший святости подвижник, определяют эту возможность. Стать святым может каждый. Не назвать себя таковым, а именно стать им, опытно пройдя крестный путь.
Так что нет лести в том, чтобы назвать жизненный путь отца Фёдора Конюхова путём к святости. Ведь это в первую очередь признание в нём воли и решительности, каких можно пожелать и каждому из нас».
***
В книге историка христианского искусства В.Вейдле «Задача России» прочитала недавно слова: «Истинный художник ищет не правдоподобия, а правды, подражает не жизни, а силам, рождающим жизнь». А ведь именно такую задачу решает увлечённый книгоиздатель и просветитель Аркадий Елфимов – во времена, когда жизнь обесценивается, когда человека пытаются подменить легко управляемым роботом, – он подражает силам, творящим жизнь. В содействии с волей Бога он воплощает грандиозную идею, и возникает вселенная под названием Общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска». Фонд привлекает ресурсы и влиятельных людей, способных поддержать даже самые невероятные по сложности проекты. А затем от Фонда, от «вселенной Елфимова» уже по всей Сибири и дальше расходятся животворные волны, пробуждающие культурное сознание современников, оживляющие их творческую волю. И это не какая-то теория… Это «самая кровная связь», переживаемая благодаря «Тобольским письмам»!
«Возрождение Тобольска» возрождает и каждого из нас. А мы – кто? Мы – народ. Мы и есть Россия. И пока не перевелись в России такие заступники и богатыри, как Аркадий Елфимов и его соратники, Россия стоит и, даст Бог, стоять будет.
Марина Маслова, Курск, .