«Угрожали расстрелом»: как украинские боевики грабили Суджу

0
3
Время на чтение 5 минут


Источник: RT

Разграбленные дома, намалёванные на стенах тризубы и люди, радующиеся, что ад оккупации закончился. Корреспондент RT Анна Долгарева побывала в освобождённой Судже и выслушала истории местных жителей, которые фактически более полугода находились в плену ВСУ.

«Угрожали расстрелом»: как украинские боевики грабили Суджу

  • RT

Суджа встречает писком дрона-детектора и разрушенными домами с нецензурными надписями на мове. Город выглядит осквернённым. На дороге хаотично стоят сгоревшие машины. Большинство из них не маркированы тактическими знаками и выглядят гражданскими. За одной из машин валяется армейская кроссовка — олицетворение крылатого выражения «бежали, теряя тапки».

Пожилая женщина выходит из оставшегося целым дома к курским волонтёрам — Архангелу и Кабану. «Тяжело было. Не было у нас ни света, ни газа, ни воды. Выживали как могли», — Нина Ивановна Перепелкина описывает быт в оккупации.

  • RT

Осталась она, потому что не успела уехать. А сейчас никуда не едет, так как уверена, что жизнь вскоре наладится. «Пришли же наши, — рассказывает она. — Я им помогаю, у меня своя банька есть, они хоть помыться могут». И с гордостью добавляет: «Ребята, которые вылезли из трубы, у меня стирались». 

Рассказывая о героях операции «Поток», она не может сдержать слёз: «Выхожу — стоят ребята. Чёрные, грязные, на рукавах красные повязки. Как мы их обнимали, целовали! Несколько человек потом пришли ко мне, помылись, постирались. Но они быстро ушли. У меня бушлаты их остались».

Вытирая слёзы, она показывает несколько курток в расцветке «пиксель». Они так и висят у неё в доме — ждут хозяев, которые с боями ушли вперёд.

«Они мне рассказывали, как они шли, как собирали капельки воды с крыши. Им было очень тяжело, дышать нечем. И они так неожиданно вышли, что украинцы, которые тут были, мгновенно сбежали», — радуется Нина Ивановна.

  • RT

Про освободивших Суджу воинов женщина рассказывает куда охотнее, чем про пережитое. Не хочется ей вспоминать месяцы кошмарного существования.

«Зимой у нас ни газа не было, ни воды. Ходили, собирали дровишки. У меня больные ноги, заменён коленный сустав. Всё равно брала тележку — и собирали. Хорошо, что декабрь и январь были тёплыми», — вспоминает она.

Питались суджанцы хлебом, который им иногда давали, и мясом с местного мясокомбината — его открыли и позволили жителям брать себе продукцию. За семь месяцев, конечно, продукция испортилась. Но всё равно ели — другого ничего не было.

«Нам очень повезло, что среди оккупантов не было наёмников, — продолжает Нина Ивановна. — Были только украинцы. В основном с Западной Украины. Но встречались и одесситы — эти жаловались: «Нас просто вылавливают на улице и сюда загоняют на убой».

Внук Нины Ивановны служит в погранвойсках. Его перевели в курское приграничье буквально через несколько дней после украинского вторжения. А дочь её — государственная служащая, она уехала из Суджи за день до того, как город был оккупирован.

«Своих убитых не забирали»

 

На улицах городка много сожжённой украинской техники. Она ещё пахнет влажной гарью. Возле одной из почерневших машин — брошенный бронежилет и шлем. Их ещё никто не подобрал.

  • RT

Внезапно дрон-детектор начинает истошно пищать, его экран загорается красным. «Воздух! FPV!» — крик бойца напоминает, что врага прогнали, но он ещё не так уж и далеко. Военнослужащие, сопровождающие волонтёров, открывают огонь из ружей. Коптер-камикадзе удаётся сбить.

Двое мужчин, живущих неподалёку от Нины Ивановны, рассказывают нам, что угроза быть убитым в оккупации была высока. «Те мужики (то есть мобилизованные в ВСУ. — RT), которые ещё в советских школах учились, — с ними общаться можно было. А молодёжи не докажешь ничего», — делится Виктор опытом общения с украинскими военными.

«Русские такие-сякие у них, — подхватывает рассказ Виктора Сергей. — Кажешься подозрительным — падай в землю. Ствол в затылок. И ходит тебе рассказывает, какие вы плохие. Угрожали расстрелом».

«Когда ствол к голове приставляют, ты только вспоминаешь бабушкину молитву — и всё», — кивает Виктор. 

  • RT

Многие суджанцы погибли во время оккупации. «Привозили пакеты с телами на Гончаровку, на кладбище. Русские только закапывали, сами вэсэушники земле никого не предавали. Даже своих убитых, своих же товарищей не собирали», — и Сергей, и Виктор до сих пор удивляются наплевательскому отношению вэсэушников к собственным «побратимам».

Оба, как и Нина Ивановна, искренне уверены, что жизнь скоро наладится, и покидать Суджу не собираются.

«Мы бы вас расстреляли»

Город выглядит ужасно: почти ничего не осталось от вокзала, разграблена аптека, засыпана битым стеклом «Пятёрочка», дома опустошены, на стенах надписи на мове и тризубы — украинский герб словно стал символом погрома и насилия. 

«У нас на улице жила «элита» — азовцы* и поляки. Они говорили: «Если б у нас не было команды, мы бы вас расстреляли», — рассказывает суджанец Андрей, дом которого разграбили националисты. Они унесли даже газовую плиту, зачем-то сняли батареи.

  • RT

В дочкиной спальне посреди мусора — дико выглядящая детская кроватка и коляска, а на стене — обязательный тризуб. Как будто кто-то сомневался, кто мог ещё мародёрствовать, усмехается мужчина: «Они по всей Судже всё выносили, везли на Украину. Тачками грузили всё».

Во дворе греется худой облезлый кот. Это приблудный — кота и собаку Андрея украинцы застрелили. Просто так.

  • RT

Относительно цел храм Покрова Пресвятой Богородицы, и то потому, что украинские военные использовали его как убежище. Окна, конечно, выбиты, в храме намусорено, многое из церковного имущества вынесено — но церковь стоит. Сопровождающий нас военный берёт одну из лежащих на столике церковных свечей, зажигает. Огоньки у икон как будто показывают, что душа города жива даже после того, что с ним сотворили украинские военные.

 

Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» признано в России террористическим. 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Петровна Долгарева
Бог говорит Гагарину...
Три стихотворения о космосе
11.04.2024
Не забывай меня, мама...
Стихотворения
11.09.2023
Вечно молодой комбат
Каким был командир «Призрака» Артур Богаченко
16.08.2023
Все статьи Анна Петровна Долгарева
Последние комментарии
«Русская народная линия» нуждается в вашей помощи
Новый комментарий от Агафон
27.03.2025 18:55
Праздничный коллапс
Новый комментарий от Рабочий
27.03.2025 17:47
Про Гоголя и кухню
Новый комментарий от РОНОЛ
27.03.2025 17:42
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Новый комментарий от Апографъ
27.03.2025 16:38
«Немота и добровольная слепота поражают»
Новый комментарий от Игорь Бондарев
27.03.2025 16:23
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
27.03.2025 15:27
Погибла отважная Анна Прокофьева, военкор Первого канала
Новый комментарий от Советский недобиток
27.03.2025 15:03