То, что значительная часть денег, обращающихся в мире, использовалась и используется в операциях наркобизнеса, позволяет некоторым экспертам говорить о сильной «загрязненности» всей денежной массы. Я об этом писал в своей книге: Катасонов В. Диктатура банкократии. Преступность финансово-банковского мира. Как противостоять финансовой кабале (М.: Книжный мир, 2014). Особенно рекомендую обратить внимание на главу 3 «Наркобанковский капитализм», в которой я говорю о тесном сращивании мировой наркомафии и банков. Пропуская через себя ежегодно сотни миллиардов долларов, полученных от наркобизнеса, банки постепенно большую часть всей денежной массы делают «грязной». Даже многократные «стирки» наркодолларов и других нарковалют в разных «прачечных» не могут их отмыть добела.
Но удивительно, что значительная часть денег являются «грязными» не только в переносном, но и в прямом смысле. В конце «нулевых» годов стали известны результаты исследований ученых из Массачусетского университета. Они провели исследование на предмет наличия частиц наркотиков на банкнотах валют США, Канады, Бразилии, Японии и Китая. 90 процентов банкнот, которыми пользовались жители США, имели на себе следы кокаина. Самый высокий процент кокаиновых банкнот был из тех, которые были взяты для анализа в столице США Вашингтоне (95%). Примерно такие же показатели зарегистрированы и по банкнотам, взятых из других крупных городов (Балтимора, Бостон и Детройт). Самыми "чистыми" оказались банкноты из Китая – количество бумажных денег со следами кокаина не превышает 12%. Также низкий показатель был зафиксирован в Японии (20%). После этого еще не раз проводились подобные анализы, результаты были примерно теми же. Комментировать результаты исследований не буду. В целом и так все понятно. Все подобные цифры и факты свидетельствуют о тесном соприкосновении мира денег и мира наркотиков.
Но дело в том, что деньги не только несут на себе видимые и невидимые следы наркотиков и наркобизнеса. Они сами по себя стали для подавляющего числа людей наркотиком. Даже если деньги только что родились на свет и еще нигде не были использованы. Ведь, например, опиум, который еще находится на плантации, который еще никем не потреблен и который даже не прошел необходимую обработку, мы все равно называем наркотиком. Так и деньги, которые еще не были задействованы ни в каких операциях, могут восприниматься человеком как наркотик. Не только обладание деньгами, не только использование денег, но даже само желание денег может действовать как наркотик.
История денег насчитывает многие тысячи лет. Но их до недавних времен никому в голову не приходило называть наркотиком или даже сравнивать с наркотиком. Ведь что такое наркотик? – Это препарат, призванный вызывать определенные изменения в сознании и ощущениях человека. Например, в медицине используют наркотические средства, снимающие боль. Но использование таких препаратов строго дозированно и под наблюдением врачей. А подавляющее число наркотиков относятся к искусственным стимуляторам, галлюциногенам, транквилизаторам, средствам полного отключения от внешнего мира и т.п. И они запрещены или почти запрещены (сильно ограничены для употребления) в силу тех негативных и просто разрушительных последствий, которые могут возникнуть позднее и о которых человек может иметь очень смутное представление. Впервые попробовавший зелье чаще всего испытывает удовольствие, пребывает в состоянии экстаза, эйфории, или, как у нас еще говорят, «кайфа». Но, во-первых, происходит быстрое привыкание к препарату, возникает устойчивая от него зависимость. Во-вторых, человеку требуются все большие дозы для того, чтобы первоначальный эффект поддерживался. При этом происходит истощение всех внутренних ресурсов человеческого организма.
На протяжении большей части человеческой истории отношение людей к деньгам было как к инструменту, выполняющему ряд важных экономических функций: мера стоимости, средство обмена и платежа, средство накопления (тезаврации). Никому и в голову не приходило сравнивать деньги с наркотиком. Хотя бы по той причине, что в древнем мире, да и в Средние века наркомания была крайне редким явлением. А главное люди и общество были другими. Другим было их отношение к деньгам.
Отношение людей и общества к деньгам стало стремительно меняться в Новое время, т.е. после феодализма и победы буржуазных революций. Буржуазные революции привели к возникновению и развитию капитализма – такого общественного строя, при котором деньги для человека из средства стали превращаться в цель, смысл жизни. Вот тут и появилось у денег новое качество, о котором не пишут в учебниках по экономике, – они приобрели свойство наркотика.
Деньги также можно сравнить с вином. Вино в Библии описывается как полученный от Бога дар, который приносит радость: "И вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека" (Псалом 103:15); "Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим" (Екклесиаст 9:7); «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1Тим.5:23) и т.д. Умеренное потребление вина, как говорят врачи, может быть полезным и даже продлевать жизнь человека. Но человек, не умеющий себя контролировать, может быстро перейти «красную черту» и стать беспробудным пьяницей и алкоголиком. Об этой злой привычке также много говорится в Священном Писании: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис. 5:11); «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Притч.23:29) и т.д. Постоянную и беспредельную жажду денег можно назвать «денежным алкоголизмом».
Итак, капитализм – строй, при котором денежная наркомания, или денежный алкоголизм становится массовым явлением. Со стороны это выглядит как гонка, как соревнование: кто больше накопит капитала. Уже названы победители, их именуют миллиардерами, фигурантами списка Форбс. Первый долларовый миллиардер, имя которого Джон Рокфеллер, появился в 1916 году. На начало 2024 года долларовых миллиардеров в мире было уже 2781. Самый богатый в мире – американский предприниматель Илон Маск с личным состоянием, которое в 2024 году перевалило за 400 млрд долларов.
Мы обычно фиксируем внимание на тех, кто вошел в список миллиардеров (список Форбс), и кто увеличил свое состояние за год. А сколько тех, кто потерял часть своего состояния и даже выбыл из списка Форбс? – Таких очень много. У таких начинается «ломка», тяжелое психологическое, а затем и физическое состояние. Они, конечно, напрягают свои силы для того, чтобы восстановить «положительную динамику» своего благосостояния. Денежный наркотик диктует свои жесткие и даже жестокие требования своей жертве. И если жертва не справляется, тогда возникает самая настоящая катастрофа для этой жертвы. Последний шанс избежать коллапса – поменять одну мнимую реальность на другую. Перескочить от иллюзий, которые давал наркотик под названием «деньги», на обычный наркотик – растительного происхождения или химический препарат.
Этот, на первый взгляд, парадоксальный феномен, сегодня достаточно активно обсуждается в интернете и социальных сетях. Процитирую одного анонимного блогера, который назвал свой материал «Почему богатые становятся наркоманами»: «Они покупают яхты для того, чтобы быть в яхт-клубе. Они покупают десятки девчонок на виллу и даже не спят с ними. Они месяцами не выходят из состояния дурмана. Они – это люди без цели в жизни, которым случайно, по счастливому стечению обстоятельства, достались деньги. Они хотели много кайфа и женщин, но теперь у них импотенция, ангедония и неспособность концентрироваться. Они неожиданно открыли для себя, что если постоянно кайфовать, то в конце концов удовольствие пропадет. И жизнь без психостимуляторов станет не интересной».
Капитализм толкает многих на участие в гонке за деньгами. Это называется «капиталистической конкуренцией». Победителями в этой гонке, условно говоря, становится один из ста. Девяносто девять – проигравшие, лузеры. Боль своего поражения они пытаются каким-то образом блокировать. Кто-то – алкоголем. Кто-то – наркотиками. А наиболее радикальные лузеры – суицидами.
Но даже победителю нелегко. Ведь на данный момент он победитель. А что завтра и послезавтра? – Расслабиться нельзя ни на день. А уж если акции твоей компании пошли вниз, если прибыли сменились убытками, если капитализация бизнеса рухнула, если тебя исключили из списка Форбс, то это уже не просто неудача, это катастрофа. Денежный наркотик перестал оказывать позитивное влияние, которое капиталист-денежный наркоман испытывал в начале гонки. Позитив лишь тогда, когда дозы денежного наркотика растут. А они перестали расти и даже падают.
Ослабление или даже прекращение действия денежного наркотика несчастные богачи пытаются компенсировать подключением других наркотиков. Обычные удовольствия (яхты, женщины, вино) уже давно перестали действовать. И тут измученные неприятностями богачи вспоминают об обычных наркотиках – опиуме, героине, синтетических препаратах. Впрочем, некоторые сразу прибегают к наиболее радикальному средству – суициду.
Приведу примеры. Один из богатейших немецких бизнесменов Адольф Меркле, фигурант списка Форбс, 5 января 2009 года совершил самоубийство близ города Блаубойрен (земля Баден-Вюртемберг, Германия). Меркле был владельцем фармацевтических компаний Phoenix и Ratiopharm, а также занимался торговлей на бирже. Его состояние в 2007 году составляло 12,8 млрд долл., однако он потерпел крупные убытки в результате мирового кризиса 2008 года и неудачных сделок с акциями концерна Volkswagen. Еще один немецкий миллиардер Отто Байсхайм, основатель и совладелец компании Metro (управляет одноименной сетью магазинов мелкооптовой торговли), покончил с собой в собственном доме в Роттах-Эгерне (Бавария, Германия) 18 февраля 2013 года. Состояние предпринимателя Форбс тогда оценивал в 3,3 млрд долл.
В «черном списке» суицидов Форбс есть миллиардеры и из России. 6 мая 2020 года в подмосковном поселке Усово покончил с собой российский предприниматель, миллиардер, глава совета директоров компании "Аллтек" Дмитрий Босов. Форбс считает, что Борис Березовский, ушедший из жизни в 2013 году (состояние на момент смерти – 1 млрд долл.), также прибег к решению своих проблем с помощью суицида.
Но, может быть, абсолютный победитель капиталистической гонки Илон Маск, занимающий первое место в списке Форбс, станет примером того, как быть счастливым с помощью наркотика под названием «деньги»? Разочарую приверженцев денежного наркотика: ему этого средства уже не хватает. Илон Маск вынужден компенсировать нехватку денежного наркотика обычными наркотическими веществами. Это «медицинский факт», о котором последнее время сообщают многие СМИ.
Итак, мы с вами живем в мире, где деньги стали опасным наркотиком. Мы недавно пережили пандемию ковида, которая продолжалась примерно два с половиной года. Но есть некоторые пандемии, которые длятся уже многие десятилетия и даже столетия. Мы к таким пандемиям уже привыкли и почти не замечаем их. Одна из наиболее страшных – наркоденежная пандемия. Она уже длится более четырех столетий – со времени буржуазных революций. Впрочем, я не исключаю, что наркоденежная пандемия началась еще задолго до буржуазных революций в Европе. В Священном Писании многократно говорится о страсти человека к деньгам. Эта страсть называется «сребролюбием», «любостяжанием», «алчностью» и т.п. В древнем мире еще не было массового увлечения наркотиками. Поэтому говорили о сребролюбии, а не использовали словосочетание «денежная наркомания».
Святитель Ионн Златоуст, живший в IV-V веках, почти в отчаянии восклицал: «Сребролюбие возмутило всю вселенную; все привело в беспорядок». Уже если во времена Иоанна Златоуста неуемная тяга к деньгам привела все в беспорядок, то что говорить о последствиях нынешней денежной наркомании? – Она губит души и тела бесчисленного числа людей. Об этом надо помнить, чтобы не «подсесть на иглу» денежного наркотика.
P.S. Сегодня о деньгах как наркотике говорят многие ученые. Так, гарвардский исследователь Ганс Брейтер с коллегами проверили реакцию человека на различные «приманки» окружающего мира (как физического, так и виртуального) и убедились, что страсть к деньгам активизирует те же участки мозга, что и жажда кокаина, секса и любого другого сильного и неотложного удовольствия. Но все без исключения «приманки», включая деньги, требуют непрестанного увеличения «доз». Или переключения с одной «приманки» на другую.
Не обходят тему денег как наркотика и писатели. Вот, например, фрагмент из романа нашего писателя Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи»: «Деньги – это наркотик, на который сегодня с младенчества сажают всех. Девяносто девять процентов, как ты, наверно, заметила, пребывают в ломке. Один процент вроде бы прется, но… Ни один наркотик не приносит устойчивой радости. Он дает лишь то, что называется английским словом «high». Временную, зыбкую и неустойчивую эйфорию, смешанную с постоянно растущим страхом этой эйфории лишиться».