О «независимости» Банка России за последние годы сказано и написано очень много. Сам Банк России на своем сайте на странице «Правовой статус и функции» (https://cbr.ru/about_br/bankstatus/) заявляет: «Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости… Он не является органом государственной власти… Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».
Но данное заявление находится в явном противоречии с Конституцией Российской Федерации, на которую дается ссылка в приведенном фрагменте. Статья 75 Основного закона РФ гласит: «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Слово «других» означает, что Банк России также является «органом государственной власти». В приведенном выше фрагменте произошла подтасовка: исчезло слово «других». Для того, чтобы представить Центральный банк как институт, не являющийся «органом государственной власти».
Еще более грубая подтасовка произведена в Законе о Банке России от 10.07.2002 N 86-ФЗ. Там в статье 2 записано: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства». Здесь уже Банк России не просто выводится за пределы государства, он противопоставляется государству.
Таких подтасовок в Законе о Банке России более чем достаточно. Например, в статье 75 Конституции РФ говорится: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации». А в Законе о Банке России в статье 4 читаем: «Банк России выполняет следующие функции: … 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег». Чувствуете разницу? Конституция предписывает Банку России осуществлять монопольно эмиссию всех денег – как наличных, так и безналичных, а Закон о Банке России говорит о монопольной эмиссии Банком России только наличных денег.
Если мы заглянем на сайт Банка России в раздел статистики, то там найдем данные о величине денежной массы в стране. Это денежный агрегат «М2», представляющий собой суммарную величину наличных и безналичных денег. Банк России сообщает: «Согласно предварительной оценке, на 1 декабря 2024 года рублевая денежная масса (М2) составила 111,1 трлн рублей» https://cbr.ru/statistics/macro_itm/dkfs/sr_ma_estim/ Далее следует информация, что наличная денежная масса (агрегат «М0») составила 16,7 трлн рублей, или 15 процентов всей денежной массы. Остальное – безналичные деньги, почти исключительно эмитированные коммерческими банками в виде выданных кредитов. 85% денег в экономике России – незаконные. Фактически они являются продукцией фальшивомонетничества в особо крупных масштабах. А фальшивомонетничество, согласно уголовному кодексу Российской Федерации, является особо тяжким преступлением.
Если ЦБ все-таки государство (как это следует из статьи 75 Основного закона), тогда в какую ветвь власти вписывается Банк России? Конституция РФ на этот вопрос прямого ответа не дает. Те честные эксперты, которые все-таки осознают, что ЦБ – орган государственной власти, порой говорят, что Банк России, мол, не относится ни к одной из трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Мол, это особая, четвертая ветвь власти, о которой в Основном законе умалчивается. Но я думаю, что Банк России должен относится к исполнительной ветви государственной власти. Во-первых, потому что так это было у нас в Советском Союзе (в советской конституции четко прописывалось, что Государственный банк СССР – исполнительный орган государственной власти, подчиняющийся Совету министром СССР). Во-вторых, потому что такой статус имеют и сегодня ряд Центробанков. Например, Народный банк Китая подчиняется Госсовету КНР. В-третьих, потому что это можно даже чисто логически вывести из ныне действующей Конституции РФ.
Статья 114 Основного закона РФ содержит длинный список обязанностей Правительства Российской Федерации. Второй пункт этого списка устанавливает, что правительство «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». А «защита и обеспечение устойчивости рубля», предписываемые Банку России статьей 75 Конституции, относятся к денежно-кредитной политике. Все логично: Правительство осуществляет общее руководство в сфере денежно-кредитной политики, а Банк России осуществляет практическую реализацию мер в этой области.
Правда, в статье 75 Конституции как «кость в горле» торчит следующая фраза: «независимо от других органов государственной власти». Банк России осуществляет выполнение своих обязанностей «независимо от других органов государственной власти». Т.е. он может защищать рубль и обеспечивать его устойчивость, даже не считаясь с теми задачами, которые стоят перед Минфином, Минпромом, Минэкономразвития и прочими ведомствами. Наконец, даже перед правительством и даже всем государством.
В то же время и устойчивость рубля (задача Банка России, прямо прописанная в Конституции) не может быть обеспечена без взаимодействия с другими органами государственной власти. Ибо устойчивость рубля обеспечивается за счет поддержания равновесия между денежной и товарной массой. За денежную массу отвечает Банк России, а за товарную массу – ведомства исполнительной власти и все правительство. Разъединить Банк России и «другие органы государственной власти», как это сделано в статье 75, все равно, что сказать, что двигать лодку можно только с помощь одного весла. Одновременно двумя веслами Конституция работать запрещает. Подобное могли придумать только вредители. Конституция России разрабатывалась под диктовку вредителей (западных консультантов). Но ведь с тех пор прошло более трех десятилетий. У нас даже недавно вносились поправки в Основной закон, но нелепость статьи 75 осталась.
Одним словом, толкование Конституции в части, касающейся Банка России, очень напоминает фразу: «Казнить нельзя миловать». У желающих понять, что такое Банк России и какое место он занимает в общественной и экономической жизни страны, неизбежно возникает когнитивный диссонанс.
Я не юрист, а экономист. Но те юристы, к которым я обращался с вопросами, каков статус Банка России, толком ничего ответить мне не смогли. Либо погружая меня в бесконечные рассуждения с использованием «птичьего языка», либо молча пожимая плечами, либо признавая, что деятельность Банка России (как и вся жизнь в России) осуществляется «по понятиям».
Подобный более чем странный статус Банка России дает ему возможность проводить такую политику, которая отечественную экономику не только не укрепляет, но, наоборот, ослабляет и разрушает. В 2013 году Банк России заявил, что отныне он сконцентрируется на задаче «таргетирования инфляции». Такого термина нет в Конституции Российской Федерации. Там говорится о «защите рубля и обеспечении его устойчивости». «Таргетирование инфляции» - из лексикона Вашингтонского консенсуса – свода неписанных правил Международного Валютного Фонда, навязываемых государствам-членам этой организации. Особенно странам развивающимся и странам с так называемой «переходной экономикой». Россия как раз из этой категории стран.
Итак, Банк России отказался 11 лет назад от поддержания (регулирования) валютного курса рубля, отправив его в «свободное плавание». Мол, отныне он будет решать исключительно задачу «таргетирования инфляции», не допуская выхода ее за пределы 4 процентов в год. Лично я понимаю задачу обеспечения устойчивости рубля как недопущение ни инфляции, ни дефляции. Фактически Банк России заявил, что он не будет поддерживать стабильность покупательной способности рубля, а позволит ей снижаться на целых 4 % в год. Разве это не нарушения Основного закона РФ?
Но даже поддержание инфляции в пределах 4% очень проблематично. Ведь у России половина внутреннего рынка наполнена прямым или скрытым импортом (скрытый импорт – продукция с надписью «Made in Russia», но состоящая наполовину из импортных деталей и узлов). В 2013 году валютный курс рубля стартовал с отметки 30 рублей за доллар. А сегодня он уже находится выше планки в 100 рублей за доллар. За 11 лет российский рубль обесценился по отношению к доллару в 3,4 раза. Неизбежно это подтолкнуло рублевые цены на внутреннем рынке вверх. Вот вам и инфляция.
А Банк России уже с 2022 года поет мантру о «перегреве» экономики, которая, мол, и подпитывает инфляцию. «Перегрев», по мнению Неглинки (адрес центрального офиса Банка России), обусловлен полным использованием трудовых ресурсов и производственных мощностей в российской экономике. Мол, все возможности исчерпаны. Но это, мягко выражаясь, введение общественности в заблуждение.
Я опубликовал целую серию статей, в которых я доказываю недоиспользование трудовых ресурсов. У нас имеет место скрытая безработица. Вот ссылки на некоторые мои публикации на эту тему:
Профессор Катасонов: Дефицит рабочей силы в России — миф. Кто и для чего его раздувает https://svpressa.ru/economy/article/424474/
Профессор Катасонов: Надеюсь, в правительстве понимают, что лавочку «самозанятых» пора прикрыть https://svpressa.ru/business/article/426242/
Профессор Катасонов: Росстат прав — дефицита кадров нет, есть «утечка мозгов» внутри страны https://svpressa.ru/society/article/425029/
А о какой полной загрузке производственных мощностей может идти речь, если даже по данным Банка России, показатель составляет 80%? И потом, что это за «собственная статистическая кухня» Центробанка, если у нас есть Росстат? И по его данным, у нас, наоборот, очень значительная недогрузка мощностей, показатель составляет около 60%. Об этом подробнее я пишу в статье:
Профессор Катасонов: Росстат бесстрастно показал, в чем Россия превзошла Мальдивы и Таиланд https://svpressa.ru/economy/article/424825/
Если все называть своими именами, то главным виновником длящейся годами инфляции является именно Банк России. Приведу цифры по итогам 2023 года Прирост денежной массы (денежный агрегат М2) составил 20 процентов. Прирост ВВП – 3,6%. Не надо быть экономистом, чтобы сделать заключение, что при таких цифрах инфляция неизбежна, т.к. денежная масса росла быстрее товарной. Инфляция по итогам года, по оценкам Росстата, составила 7,42%.
Денежная масса росла опережающими темпами потому, что кредиты (с помощью которых деньги попадают в обращение) не давали никакой (или почти никой) отдачи в виде производства дополнительного объема товаров. Деньги были «отдыхающими» - триллионы рублей размещались на депозитах Банка России. Также «играющими» - они направлялись на биржевые площадки, на которых происходит перераспределение уже созданного общественного продукта. Наконец, есть еще деньги «порхающие» - кредиты для пополнения оборотного капитала. Они позволяют лишь поддерживать существующие объемы производства товаров. А вот на инвестиции в основной капитал (которые могут увеличивать производство товаров) кредитов очень мало, почти нет.
Наращивая ключевую ставку (под предлогом того, что это, мол, «охлаждает» «перегретую» экономику), Банк России фактически еще больше разгоняет инфляцию. В том числе и потому, что растут издержки производства получателей кредитов, которым надо обслуживать долги по таким кредитам. Растущие издержки (процентные расходы) перекладываются на цены, подпитывая инфляцию. Некоторые компании могут до бесконечности переносить процентные расходы на потребителей по товарам с низкой ценовой эластичностью спроса (т.е. спрос слабо реагирует на цену). А другие компании, у которых есть ограничения по росту цен, под бременем растущих процентных расходов могут банкротиться. В 2025 году нам обещают стагфляцию – сочетание инфляции и спада производства (в результате массовых банкротств).
В воздухе запахло жареным. По этой причине Президент РФ Владимир Путин, судя по всему, впервые оказал мягкий нажим на Банк России. 19 декабря Путин на ежегодной пресс-конференции признался, что накануне имел разговор с председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной по вопросу инфляции. А также намекнул, что для борьбы с инфляцией у Банка России кроме ключевой ставки есть другие инструменты.
На следующий день Банк России провел заседании совета директоров, на котором было принято решение о сохранении ключевой ставки на прежнем уровне 21%. А ведь все предсказывали, что ставка будет повышена сразу до 23%. Итак, впервые в мягкой, завуалированной форме государство (в лице президента Владимира Путина) приняло участие в решении вопроса о ключевой ставке. Хотя бы немного притормозив разгон инфляции в стране и движение российской экономики к кризису. Разовых вмешательств со стороны государства (в режиме «ручного управления») тут недостаточно. Необходимо наведение порядка в законодательно-правовой сфере.
Во-первых, недопущение со стороны руководства Банка России грубых нарушений Конституции РФ.
Во-вторых, приведение законов, регулирующих деятельность Банка России, в соответствие с Основным законом Российской Федерации.
В-третьих, исправление ряда несуразностей и невнятностей, касающихся деятельности Центробанка, которые имеются в нынешней редакции Конституции.