Говорят, что мир золота сильно зависит от Америки. Мировой рынок желтого металла достаточно чутко реагирует на изменения ключевой ставки Федерального Резерва США. Также на заявления ведущих чиновников и политиков Америки. Даже на те заявления, в которых золото может не упоминаться. Например, в последней предвыборной президентской гонке кандидаты на высший пост в государстве не очень часто вспоминали золото. Зато почти всегда говорили о криптовалютах и цифровом долларе. За редкими исключениями все кандидаты выражали свое крайне негативное отношение к цифровом доллару, называя его «электронным концлагерем». И, наоборот, очень поддерживали криптовалюты. Не был исключением и Дональд Трамп, который неожиданно для многих высказывался в пользу биткойна и других частных цифровых валют.
Инвесторам всегда приходится думать об оптимизации своего портфеля, в который могут входить самые разные инструменты, начиная от наличных денежных знаков и физического золота до таких виртуальностей, как производные финансовые инструменты (ПФИ) и разные криптовалюты. Впрочем, ПФИ, или деривативы на фоне криптовалют уже не кажутся очень виртуальным. Даже несмотря на всю свою виртуальность криптовалюты пошли в рост в этом году. Особенно после победы Трампа. Что, безусловно снизило интерес к ряду других инструментов, в том числе золоту. Цена на золото достигла своего пикового (за всю историю) значения 2800 долларов за тройскую унцию 30 октября 2024 года. Правда, 7 декабря она опустилась до 2.654,9 доллара, или на 5,21%. Впрочем, напомню, что 1 января этого года цена была равна 2.071,8 доллара за тройскую унцию. Так что за неполный год она выросла на 28,33%. Доходность очень высокая, несопоставимая с некоторыми другими инструментами, например, банковскими депозитами.
Все участники финансовых рынков внимательно следят за выступлениями Дональда Трампа, пытаясь угадать, в сторону каких инструментов будут дуть ветры из Белого дома.
Во-первых, конечно, Трамп будет (как и в первый свой президентский срок) добиваться от Федерального Резерва снижения ключевой ставки. Если это ему удастся, то упадет интерес к таким инструментам, как казначейские бумаги США и банковские депозиты. Золото от этого выиграет.
Во-вторых, уверен, что Трамп поубавит свою пафосную поддержку криптовалют. Я в своей статье «Неужели биткойн лучше золота?» (https://www.zolotoy-club.ru/tpost/s0z9br5ci1-neuzheli-bitkoin-luchshe-zolota) писал о том, что поддержка Трампом биткойна в ходе своей предвыборной кампании была конъюнктурным маневром. На самом деле Трамп крипту не любил, даже ненавидел (об этом свидетельствуют многочисленные его заявления прошлого десятилетия и начала нынешнего). Да, биткойн уже пробил планку в 100 тысяч долларов за «монету» (правда, потом произошел незначительный откат; на 7 декабря цена «монеты» равнялась 99.605 долл.). Но это временный всплеск, который, по моему мнению, будет сохраняться до февраля следующего года, когда Трамп уже будет в Белом доме. И о многих своих предвыборных обещаниях (в том числе касающихся крипты) он забудет. И маятник от крипты качнется в сторону золота.
В-третьих, дефициты американского бюджета при Трампе как минимум сохранятся. А скорее всего, еще больше увеличатся. Что обусловлено амбициозными планами 47-го президента в области экономики, вооруженных сил, международных дел. Планами, требующими больших денег. При том, что налоги для бизнеса Трамп обещает снизить. Государственный долг будет расти как минимум теми же темпами, как при 46-м президенте (Джо Байдене: плюс 7,3 трлн долл.) и 45-м президенте (Дональд Трамп в первый срок пребывания в Белом доме; плюс 7,8 трлн долл.). В настоящее время государственный долг США пробил планку в 36 трлн долл. Бюджетные расходы на обслуживание этого долга уже превысили расходы на оборону и в следующем году могут достичь 1 триллиона долларов.
Вот почему, как я уверен, Дональд Трамп любыми правдами и неправдами будет добиваться снижения ключевой ставки ФРС. Ведь при высокой ставке государственный долг будет пожирать все большую часть американского бюджета. А снижение ключевой ставки Федерального Резерва неизбежно будет способствовать ослаблению доллара США. Что, естественно, будет повышать интерес к золоту. Интерес будет обусловлен не только тем, что доходность долларовых инструментов будет проигрывать доходности золота. Но и тем, что доллар вообще может рухнуть, перестать быть тем якорем, которым он стал благодаря решениям Бреттон-Вудса в 1944 году. В результате краха доллара сработает «механизм домино»: рухнут и другие резервные валюты (евро, британский фунт стерлингов, японская иена и китайский юань). Единственным якорем останется золото.
Правда, когда произойдет крах, никто точно сказать не может. Трамп хорошо понимает и чувствует эту угрозу. И будет делать все возможное, чтобы, по крайней мере, это не произошло во время его второго срока президентства. Он не желает войти в историю в качестве второго Герострата. Как он будет пытаться спасать доллар, отдельный разговор. Напомню лишь, что еще в ходе предвыборной кампании 2016 года он уже пытался привлечь внимание электората к той угрозе, которую несет стремительно растущий государственный долг. И он тогда обещал, что начнет переговоры с главными держателями американских казначейских бумаг о реструктуризации госдолга США. Правда, никаких попыток реструктуризации долга в годы президентства Трампа не было замечено. Зато госдолг вырос почти на 8 триллионов долларов.
Уверен, что Трамп на следующий день после своего вселения в Белый дом (а оно должно состояться 20 января 2025 года) вызовет к себе Джерома Пауэлла и будет его убеждать проводить энергичное снижение ключевой ставки. Максимальная ставка ФРС за последние годы была установлена 27 июля 2024 года – 5,50%. Первое снижение с марта 2020 года произошло 19 сентября 2024 года – до 5,00%. Еще одно снижение было сделано 8 ноября – до 4,75%. Конечно, Трампу это мало. Он мечтает о тех «золотых временах», когда ключевая ставка находилась на уровне плинтуса – от нуля до 0,25% (это время так называемых «количественных смягчений», которые длилось с 2008 по 2014 гг.).
Удастся ли убедить Трампу главу ФРС США более решительно понижать ключевую ставку, большой вопрос. Джером Пауэлл вступил в должность главы ФРС 5 февраля 2018 года. Таким образом, у Трампа и Пауэлла есть некоторый опыт общения. Трамп пытался давить на Пауэлла еще во время своего предыдущего президентства, но у него это не получилось. Прошел слух, что Трамп уже после своей победы пообещал уволить несговорчивого Пауэлла. Последний на пресс-конференции 7 ноября прокомментировал эту информацию: у него, Пауэлла срок полномочий на посту главы Федерального Резерва до 2026 года и что досрочно он уходить не собирается.
Безусловно, участники финансовых рынков внимательно следят и будут продолжать следить за этими непростыми отношениями нового главы Америки и главы Федерального Резерва.
А что Джером Пауэлл думает конкретно по поводу золота? Глава ФРС редко высказывается на эту тему. Но вот неожиданно 4 декабря на саммите DealBook он затронул вопрос золота. Причем в связке с биткойном и криптовалютами. «Люди используют биткоин как спекулятивный актив, верно? Это как золото, только оно виртуальное, цифровое», — отметил Пауэлл.
Не знаю, то ли Джером Пауэлл прикидывался, то ли он действительно не понимает, что между золотом и криптовалютами принципиальное различие. Да, совершенно верно – биткойн является спекулятивным инструментом и активом. Но как можно приравнять к криптовалютам золото, которое имеет очень большую ценовую устойчивость. Даже большую, чем многие официальные валюты, имеющие значительную курсовую волатильность и волатильность покупательной способности на внутреннем рынке (что выражается в инфляции, гиперинфляции, иногда дефляции).
Джером Пауэлл также добавил по поводу биткойна: «Это не конкурент доллару. Это на самом деле конкурент золоту — так я это себе представляю». Странное заявление. Как может быть нефть конкурентом пшеницы? Это товары с разных рынков. Биткойн и золото – инструменты с разных финансовых рынков. Биткойн – инструмент спекуляций, азартной игры. Золото – деньги, даже больше деньги, чем нынешний доллар, эмитируемый Федеральным Резервом. Золото гораздо лучше сегодня выполняет такие экономические функции денег, как мера стоимости и средство накопления (тезаврации).
Также сомнительно, что биткойн не конкурент доллару. Еще какой конкурент. И не столько по части выполнения таких функций, как средство обмена и средство платежа, сколько по части спекулятивных игр. Я имею в виду спекулятивные игры с участием доллара на валютных рынках. Но не буду сейчас углубляться в эту тему. Тем более, что заявления Джерома Пауэлла о биткойне и золоте вызвали большой поток комментариев (почти исключительно критических).
В «твердом остатке» у меня следующее заключение. Джером Пауэлл явно подыгрывает крипто-валютчикам. И, мягко выражаясь, недооценивает золото. А если сказать жестче: относится к золоту негативно.
А как относится к золоту Дональд Трамп? Напрямую на эту тему он в ходе последней предвыборной кампании не высказывался. Но есть немало его высказываний более ранних времен. Трамп признавался, что он «любит золото». Как инвестор, как тезавратор, как спекулянт. Как отмечают наблюдатели, Трамп интересовался золотом по крайней мере с 1970-х годов, когда были отменены запреты на частное владение драгоценным металлом.
Но, кроме этого, Дональд Трамп, сторонник твердого доллара. А условием устойчивости американской валюты он считает золотой стандарт. В часто цитируемом интервью GQ 2015 года Трамп сказал: «Возродить золотой стандарт — непростая задача, но она того стоит. Золото — отличная основа для наших денег». https://www.zolotoy-zapas.ru/news/market-analytics/tramp-i-zolotoy-standart/ В отдельном интервью того же года он сказал: «Раньше у нас была очень, очень прочная страна, потому что она основывалась на золотом стандарте». Подробнее см.: «Что сказал Трамп о золотом стандарте?» https://dzen.ru/a/YKULLitfvSzfb26a
С учетом сказанного, думаю, что ветер из Белого дома при Трампе будет дуть в сторону золота.