Эпиникион отца Сергия Правдолюбова

0
123
Время на чтение 7 минут

Храм Живоначальной Троицы в Голенищево. Сергий Правдолюбов протоиерей в соловецкой епитрахили своего деда. Фото: foma.ruИсточник: Православие.ру

Храм Живоначальной Троицы в Голенищево. Сергий Правдолюбов протоиерей в соловецкой епитрахили своего деда. Фото: foma.ru

Не знаю, у всех ли случается такое, что Господь вдруг извещает о людях, над судьбой которых ты когда-то задумался и внутренне попереживал. У меня такое происходит регулярно.

Помню, перечитывая произведения Владимира Карпова (очень, надо сказать, заидеологизированные), я не раз раздумывала над тем, что, сложись судьба его по-другому, и такой искренний идеалист был бы замечательным христианином. Потом я об этом и думать забыла, но в 2010-м году вдруг вспомнила и решила посмотреть, что пишут об этом писателе в Интернете. Я была уверена, что он давно умер – из тех, кто провел 2 года войны на самом переднем крае, мало кто сподобился долголетия, – и испытала настоящее потрясение, увидев, что он умер... 40 дней назад.

Или еще бывает, что на встрече со школьниками пересечешься с каким-то подростком, заметишь, что у него есть определенные, неявные для окружающих проблемы, и потом время от времени где-то на периферии памяти всплывает переживание: как он поживает, как справляется с давлением жизни?.. А спустя несколько лет в случайном разговоре со случайными собеседниками узнаю о судьбе именно этого человека. И – да – справляется он с трудом...

Но бывает и так, что помнить о ком-то надо, а я не помню. И Господь напоминает.

Вот, 24 августа подруга и сокурсница по Свято-Тихоновскому институту написала, что умер о. Сергий Правдолюбов. Умер один из любимых преподавателей... а у меня в голове лишь ремонт и необходимость справлять престольный праздник в катакомбах. И выходка строителей, которые сперва клятвенно заверяли, что закончат ремонт к нашему юбилею, а теперь преспокойно говорят, что не успевают.

Иерей Иоанн Новиков. Фото: kadilo.info

Иерей Иоанн Новиков. Фото: kadilo.info

В общем, к стыду своему, признаю, что об отце Сергии я за последующие 6 дней если и вспоминала, то крайне эпизодически. Но мы отслужили Успение, справили Чин погребения, ловко пробравшись с Плащаницей по заваленной лесами территории, вчерне подготовились встречать гостей на день рождения настоятельницы... и наступило затишье. И тут приехал в гости один из наших самых любимых священников – о. Иоанн Новиков.

В общем, мы все – матушка, сестры и о. Иоанн – сидели в трапезной, и батюшка рассказывал о жизни храма, куда его недавно поставили настоятелем. О том, как удивительно Господь устраивает все отношения между людьми, и о самих этих людях.

Рассказал, как с прихожанами, местными жителями и представителями природоохранной организации, сняв два метра грунтов, откопали местный источник, на который до революции ходили крестными ходами.

Рассказал о фотографии святителя Тихона Московского с одного из таких крестных ходов. О том, что село, рядом с которым построен их храм, было летней загородной резиденцией Московских митрополитов. О святителях (Алексии, Киприане, Ионе и других), любивших уединяться там. О тишине этого места.

Рассказал, как однажды, будучи за рулем, ответил на звонок с незнакомого номера, пообещав перезвонить... а приехал в храм – и закружился-забыл. Как перезванивал уже совсем вечером и выяснил, что говорит с главой района. Как пригласил его зайти в храм, а тот неожиданно пришел знакомиться со всей своей командой. И как именно в этот момент хозяин ресторана неподалеку – незнакомый человек – вдруг прислал в храм угощение.

Рассказал и смешно показал, каким первоклассником чувствует себя рядом с интеллектуалами, которых собрал в храме прежний настоятель...

А я сидела, слушала и отдыхала. Голова была перегружена своими заботами, потому в рассказ я сильно не вникала, выхватывая из него лишь то, что дарило ощущение заботы Божественного Промысла. Однако какое-то слово в услышанном тревожило где-то на краю сознания...

Мосфильм! Храм находится рядом со студией Мосфильм. И я совершенно бездумно сказала:

– На той неделе умер отец Сергий Правдолюбов. Он упоминал на лекциях, что служил где-то рядом с Мосфильмом.

– Эээ... да, – немного растерянно от моей неосведомленности сказал батюшка. – Он же и был настоятелем нашего храма! Храм Троицы в Голенищево.

Храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Фото: moseparh.ru

Храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Фото: moseparh.ru

***

– Когда меня назначали туда, – начал батюшка, – многие говорили мне, что отец Сергий строг и крут. Даже сочувствовали. А он встретил меня с такой любовью, что просто не хватает слов, чтобы пересказать.

 

Тут я укромно улыбаюсь, помня по его сообщениям, что отцу Иоанну для выражения благодарности всегда не хватает слов. И потому он десятками использует восклицательные знаки.

А батюшка продолжает вспоминать про отца Сергия, и тема естественным образом смещается на вопросы благолепия службы и храма. И тут я, как бывший уставщик и действующая ризничая, слушаю уже очень внимательно, к каждому воспоминанию отца Иоанна добавляя свое.

Отец Сергий был знатоком литургики и вместе с тем человеком очень харизматичным и просто эмоциональным. Делаю тут своего рода противопоставление, потому что два других настоящих знатока Устава, которых я знала, были людьми очень сдержанными. Велик ведь соблазн склониться в одну из крайностей: либо скрупулезного следования Уставу, доходящего до законничества, либо злоупотребления той свободой действий, которую Устав предоставляет.

Зная историю Устава и гимнографии, отец Сергий, конечно, не мог уйти в первую крайность. Но, при всей своей пылкости, счастливо избежал и второй – потому, думаю, что был послушным человеком и ничего не делал без совета и одобрения авторитетных людей. Помню, на лекциях он не раз упоминал о том, что поверяет и проверяет свои догадки с духовными наставниками. И хотя со стороны могло казаться, что он расширял некоторые элементы богослужения и вводил на приходе какие-то старинные практики смелой рукой, но на самом деле он делал это с благоговением и страхом Божиим. А потому и получалось все хорошо: «благообразно и по чину».

Как ризничую меня заинтересовала такая особенность, как служба на Рождество в зеленом облачении. Заинтересовала, но ни капельки не смутила – я-то знаю, что в старину на приходах не было никаких уставов о цвете богослужебных облачений. Эти уставы были в огромных кафедральных соборах или старинных монастырях (причем разные), а на приходах служили в том, что Бог послал. И по сей день, забив в поисковик запрос «старинные облачения», можно увидеть самые невообразимые сочетания цветов.

Наверное, единообразие, которое во второй половине XX века установилось на приходах в цвете богослужебных облачений, вещь неплохая... но пугает, что этот вопрос вносится уже и в приложения к Богослужебным указаниям, и в задания олимпиад по ОПК – с единственным вариантом ответа! И, помню, когда я писала на портале на эту тему, немало людей смутились на самые невинные разницы в практиках.

Когда мы сталкиваемся с разнообразием практик, не должно формулировать вопрос, сходу меча молнии: «Что это вы там навыдумывали?!» И не только потому, что Православию чужда зацикленность на обряде, но и потому, что так можно выплеснуть пренебрежение на традицию, освященную авторитетом по-настоящему духоносных людей. Помню, в 1990-х мне рассказали, что в Караганде на Троицу служили в белом... Почему? Потому что так служил преподобноисповедник Севастиан Карагандинский.

 

И здесь на мое заинтересованное «Почему?» ответ оказался схожим:

– Отец Сергий сказал, что так сложилось на приходе у его папы: на Рождество надо было служить в самом красивом облачении, а самым красивым было зеленое...

Дальше мы заговариваем одновременно, и отец Иоанн говорит:

– А мой папа всегда служил в белом...

Я же не менее уверенно заявляю:

– Была традиция в золотых...

Мы переглядываемся и смеемся.

***

– Мосфильм, Мосфильм... а отец Сергий рассказывал вам про эпиникион?

– Нет.

– Это слово присутствует в анафоре. «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще...». Вот, победная песнь – по-гречески «эпиникион». Отец Сергий нам так разжевал эту тему: русские воины, наступая, кричали «Ура!», штрафники, устрашая противника, скандировали «гу-га!», а древние греки, как нация, особо ценившая словесность, запевали победную песнь.

Правда, тут же батюшка и пошутил. Сказал, что при передаче Церкви их храма Гостелерадио СССР никак не желало освобождать здание. Противостояние дошло до угроз, так что одна прихожанка совершенно серьезно предложила купить батюшке бронежилет. Так и подумала, что придется идти под пули...

На что отец Сергий посмеялся и предложил спеть эпиникион. Изложил прихожанам концепцию, и они спели:

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое! Победы православным христианам на Гостелерадио даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство!»

А – добавлю от себя – через несколько недель Комитет был упразднен.

***

Помню, как услышала от знакомого семинариста снисходительный отзыв об отце Сергии. Молодой человек был благочестив и достаточно кроток, но, имея склонность к серьезной научной работе, он со всем юношеским максимализмом воспринял деятельность батюшки как дилетантизм.

 

А лет 10 спустя другой знакомый, известный в своей области ученый, доброжелательно пояснил мне, что не всякий популяризатор обязан быть серьезным исследователем. Вопрос в том, как он сотрудничает с настоящими учеными. А вообще, популяризаторство – это особый дар. И очень ценный в добросовестных руках.

С тех пор прошло еще почти 20 лет, в которые мне постепенно открылась и дополнительная сторона вопроса: а много ли те отцы могли себе позволить заниматься каким-либо предметом глубоко? Много ли последнюю четверть века я сама могла углубляться в какие-либо темы? Все время сваливаются принципиально новые задачи, все время приходится решать их наскоком. И пока наспех – поверхностно, дилетантски – решаешь одну, следующие три уже наступают на пятки.

Жатвы было немыслимо много, а делателей – ничтожно мало. И я благодарю Бога за то, что в самом начале своего христианского пути видела таких делателей, которые устремлялись на дело Божие, совершенно забывая себя.

Лекции о. Сергия на магнитофонных кассетах

Лекции о. Сергия на магнитофонных кассетах

Отец Сергий смог провести нам за семестр только 8 лекций. Иногда он сам не мог, по множеству раздирающих на части дел, иногда у института просто не было помещений. Где только ни скитались с нами наши отцы – эти 8 лекций были прочитаны в четырех разных местах!

Только 8 лекций, 7 из которых я храню на магнитофонных кассетах.

Да, я знаю, что теперь полно информации, но храню их бережно, потому что по сей день воспринимаю эти записи как какое-то откровение в гимнографии. Дело ведь не в информации... Труд наших преподавателей открыл нам глубину жизни Церкви.

Упокой, Господи, новопреставленного протоиерея Сергия и помяни все его труды и болезнования сердцем!

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Инокиня Наталья (Каверзнева)
Все статьи Инокиня Наталья (Каверзнева)
Последние комментарии
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
06.06.2025 23:19
Настало время исправления имён
Новый комментарий от Анатолий Степанов
06.06.2025 19:53
Православные антисталинисты в печали
Новый комментарий от Zakatov
06.06.2025 19:47
«Наш язык в большой беде»
Новый комментарий от Советский недобиток
06.06.2025 17:46
Азбука и букварь
Новый комментарий от Игорь Ал
06.06.2025 15:40
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
06.06.2025 15:08