Источник: Новосибирская митрополия
«Ибо мы соработники у Бога» (1 Кор. 3:9)
Со дня образования в 1924 году Ново-Николаевской (Новосибирской) епархии миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в городе, как, впрочем, и во всей стране, охваченной советской богоборческой властью сошла на нет. Тем не менее, учитывая, что каждый христианин является миссионером, она все-таки теплилась, но ни о каких более или менее приличных масштабах и речи быть не могло. Любая активность в этом деле жестоко подавлялась большевиками. Собственно, такое положение Церкви сохранялось до крушения коммунистического режима, и только после Тысячелетия Крещения Руси всё начало меняться в лучшую сторону. Хотя и далеко не сразу. Но получение свободы позволило Церкви не только открывать старые и организовывать новые приходы, но и вновь приступить к миссионерской деятельности: большевикам удалось создать «новую историческую общность людей», лишенную былой культурной памяти и религиозности и требовались определенные усилия, чтобы восстановить утраченное.
О том, как велась эта работа, мы поговорим с руководителем миссионерского отдела Новосибирской епархии протоиереем Александром Новопашиным.
— Отец Александр, вы православный миссионер со стажем. Сколько же лет вы занимаетесь миссионерским служением — двадцать с лишним?..
— Да, если миссионерский отдел в епархии был организован в 2001 году, а в 2003-м закреплен за Александро-Невским собором, в котором я к тому времени уже десять лет нес послушание настоятеля, то да, наверное, можно сказать и так. Хотя миссионерским служением мы занимались и до этого. Исходя из того, что каждый христианин должен быть миссионером.
— Когда и как всё начиналось?
— В 1992 году, после окончания Московской духовной семинарии, я был переведен из Покровского кафедрального собора в Барнауле, где служил священником, в Александра-Невский собор в Новосибирске. Главное дело священника — Литургия, но помимо этого на его плечи ложится масса забот иного свойства. В частности, требовалось активизировать приходскую жизнь и, прежде всего, привлечь на приход молодежь. Так возникла идея организовать при соборе православную дружину, в которую входили самые активные работоспособные члены прихода. Ребят переполняла энергия, они жаждали как следует потрудиться для храма, для Церкви. Первые дружинники занимались миссионерской и просветительской деятельностью, участвовали в хозяйственных работах по храму, проводили пикеты против сектантских сходок, предупреждая жителей города об опасности, исходящей от деструктивной деятельности этих псевдорелигиозных организаций, изучали и популяризировали среди молодежи русские боевые традиции, охраняли православные храмы, следили за безопасностью во время проведения церковных мероприятий, народных гуляний. Дружина быстро пополнялась новыми членами и со временем, в 1993 году, при Александро-Невском соборе было организовано одноименное православное Братство, которое действует по сей день.
— Народ быстро вспомнил о своей вере?
— Начало церковного возрождения сопровождалось натиском оккультных верований и сектантских идей, хлынувших к нам с Запада. В результате у людей в голове была такая(!) каша. Многих, не знавших своей православной истории, своей традиционной веры, стала засасывать сектантская идеология, зарубежные и доморощенные секты появлялись одна за другой, к тому же расплодилось множество оккультистов, экстрасенсов и прочих магов, чародеев, астрологов. Чтобы успешно бороться с противником, нужно было внимательно изучить его идеологию, его повадки, ознакомиться с работами дореволюционных и современных зарубежных и отечественных сектоведов (именно тогда я познакомился и подружился с российским исследователем тоталитарного сектантства профессором Александром Леонидовичем Дворкиным). С 1993 года я начал плотно заниматься сектоведением, в том же году со своими помощниками, членами Александро-Невского Братства, организовал при соборе Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства. Сотрудники центра занимались сбором и распространением достоверной информации о тоталитарных сектах и оккультных группах, читали лекции, проводили консультации, собеседования, К нам обращались и обычные люди, чьи родные оказались втянутыми в секты, так и представители городской и областной администраций, правоохранительных органов, образовательных учреждений, общественных организаций, то есть те, кто осознавал опасность, исходящую от деструктивных организаций и хотел иметь более полное представление об их деятельности — предупрежден, значит, вооружен.
— Вы же вывели из сект огромное число людей.
— Это действительно так. За годы существования центра мы провели тысячи консультаций и помогли сотням и сотням. Многих адептов тоталитарных сект удалось убедить в их неверном выборе, некоторые из них пришли к православной вере, стали прихожанами православных храмов.
— И сегодня в центре вы по-прежнему занимаетесь тем же, чем занимались тридцать лет назад.
— Совершенно верно. Только в настоящее время ситуация изменилась. Деятельность некоторых тоталитарных сект стали наконец-то запрещать. А когда мы только начинали, наше законодательство не было готово к радикальным мерам. Да и никто не знал, что это за организации, насколько они опасны. С одной стороны, нам верили, с другой — ничего не предпринимали в отношении сект. Но хотя бы принимали нашу информацию к сведению. А мы говорили не только о мошенничестве на доверии и даже гипнотическом воздействии на людей без их ведома, которые использовали и продолжают использовать сектанты, но и об экстремистской направленности их деятельности. Время показало, что мы были абсолютно правы. К примеру, сегодня неопятидесятнические и неоязыческие объединения косвенно или напрямую поддерживают политику укронацистского режима. На Украине и странах Средней Азии проходят террористическую подготовку члены запрещенного в нашей стране ИГИЛ, которых потом забрасывают на территорию России для проведения терактов. Мы начали вести антитеррористическую работу, проводить лекции и выступать с докладами на антитеррористических конференциях, вскрывая связь тоталитарного сектантства с экстремизмом и терроризмом. Нам пришлось даже изменить название центра, теперь оно звучит по-другому: Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства и экстремизма в религиозной сфере.
— Примерно в то же время, когда вы создавали Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства, Новосибирская епархия запустила миссионерский проект Корабль-церковь «Святой Апостол Андрей Первозванный».
— Но сначала, в 1995 году, был реализован духовно просветительский и благотворительный проект областного правительства Поезд Памяти «За духовное возрождение России», в этом проекте Новосибирская епархия принимала самое активное участие. В поезде ехали медицинские и социальные работники, артисты и священнослужители — в состав поезда был включен вагон-церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Во время остановок священнослужители совершали богослужения, крестили — десятками, отвечали на многочисленные вопросы о православной вере, раздавали духовную литературу, спрос на которую был огромен. Душа народа истосковалась по своей вере — это было видно, всё происходило на наших глазах.
И тогда пришла идея, что хорошо было бы такой же проект организовать на реке. Ведь по берегам Оби вверх и вниз по течению находится много удаленных от районных центров населенных пунктов, жители которых нуждаются точно в такой же поддержке — духовной, материальной, врачебной. И добраться до этих поселений легче по воде, чем по суше. В 1996 году мы разработали собственный миссионерский проект, запустили его и сегодня в Новосибирской области по железной дороге продолжает ходить Поезд Памяти с вагоном-церковью в честь святителя Николая, а по Оби — миссионерский Свято-Андреевский корабль-церковь. Миссионерское значение этих проектов невозможно переоценить. Несмотря не регулярные поездки, а этим проектам без малого тридцать лет, каждый год священнослужители совершают таинство Крещения, в котором участвуют сотни человек: родители несут крестить новорожденных, кто-то принял решение креститься в зрелом возрасте. Люди ждут миссионеров, чтобы исповедоваться и причаститься, просто поговорить со священниками по душам. Им не хватает такого общения.
В 2019 году по благословению митрополита Никодима возникло еще одно важное направление – начал работу автопоезд «За духовное возрождение России». Миссия автопоезда – посетить самые отдаленные села, к которым невозможно добраться по железной дороге или по водным путям.
— Еще одно миссионерское направление — паломничество. Каким образом оно связанно с миссионерством?
— Принято считать, что в паломнические поездки отправляются только православные христиане. Это не так. Паломничество по святым местам притягивает очень многих людей, даже тех, кто и в церковь никогда не ходил. Просто у одних есть интерес узнать о жизни святых из уст православного священнослужителя, а не светского гида, часто недостаточно компетентного в этом вопросе. Другие едут за компанию со своими православными знакомыми, родственниками. Есть и другая категория паломников — ранее они тоже не ходили в церковь, но отправились в паломничество, чтобы помолиться о чем-то сугубо своем, например, о создании семьи, рождении ребенка, пошатнувшемся здоровье, приобретении жилья, новой интересной работе и так далее, полагая, что молитва у раки святого или чудотворной иконы будет более действенной. Но в результате, соприкоснувшись с православными святынями, они, может быть, и не получили просимое (Богу виднее, что нужно человеку), но преображались душой, оживал их интерес к Православию, и есть немало примеров тому, когда после одной единственной паломнической поездки люди начинали регулярно ходить на церковные службы, жить церковной жизнью.
Паломнический отдел был организован при Александро-Невском соборе в 2003 году. Его возглавляет клирик нашего храма протоиерей Владимир Бобров. За эти годы было совершено множество поездок по Святой Земле, по святым местам Абхазии, Крыма, Сибири, паломнические группы регулярно отправляются в Дивеево, Свято-Троицкую Сергиеву лавру, Соловки, Валаам и другие святые места России.
— В 2004 году при соборе был организован православный центр реабилитации лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостями. Это ведь тоже вписывается в рамки миссионерской работы?
— Конечно. Зачастую основной причиной наркотической и алкогольной зависимости является бездуховность, отступление от Бога, неверие. А реабилитация строится на молитве, труде и спорте. Ребята трудятся на поле, занимаются животноводством, а также тренируются и участвуют в районных спортивных соревнованиях по разным видам спорта. Но главное — это молитва, это богослужение в храме. Потому что без Бога не можем ничего. У нас несколько православных реабилитационных общин, расположенных в сельской местности, есть адаптационная группа в городе. Мы активно привлекаем наших реабилитантов к общественному труду, они очень помогают на приходах, во время крупных церковных мероприятий вместе с членами Александро-Невского Братства следят за безопасностью. Результаты такой реабилитации удивляют наркологов, она в разы выше, чем в государственных реабилитационных учреждениях такого рода. За время реабилитации многие воцерковляются, а следом за ними в храм приходят и их родители.
В мае этого года нашему центру исполняется 20 лет.
— Вы ведь сняли на эту тему художественный фильм.
— Кино — тоже миссионерский проект, зародившийся в наших стенах. Работа по профилактике наркомании и алкоголизма привела меня к мысли создать полнометражный художественный фильм. Документальный уже был, мы назвали его «Перелом», а вот полный метр… Так появилась картина «Меня это не касается» с заслуженным артистом Российской Федерации Юрием Викторовичем Беляевым в главной роли. Она стала победителем многих кинофестивалей, в том числе зарубежных, и сегодня является прекрасным инструментом для профилактической работы среди учащихся школ, колледжей и вузов. Мы показываем молодым людям фильм, а потом проводим беседы, которые порой занимают больше времени, чем просмотр картины. Это говорит о том, что тема эта востребована, она волнует молодежь.
Когда мы начали развивать работу по противодействию терроризму и экстремизму в религиозной сфере, то большим подспорьем в этом стала еще одна произведенная нами художественная картина «Рядом с нами». Снятая по заказу главного управления по противодействию экстремизму МВД России, она тоже завоевала множество кинофестивальных призов и тоже показала себя эффективным оружием в борьбе с псевдорелигиозным экстремизмом.
— В 2011 году в Новосибирске стартовал миссионерский благотворительный проект «Сотвори милость»: добровольцы готовили для бездомных людей горячие обеды. Сегодня это своеобразный девиз Епархиального комплексного центра социального обслуживания граждан, оставшихся без жилья. Но изначально это ведь была ваша идея?
— «Сотвори милость» — епархиальный проект, реализованный совместно с Русско-американской общественной организацией при соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Русской Православной Церкви Заграницей в Сан-Франциско. Собственно, с этого всё и начиналось. Однако, я хотел бы обратить ваше внимание на другое, а именно на руководителя этой организации русского американца Никиту Бьюика, глубоко верующего православного христианина, в свое время служившего иподиаконом у святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. В 2006 году Никита Бьюик пригласил членов Александро-Невского Братства священника Константина Работу и послушника Дмитрия Ивановича Индинка в США, чтобы они могли рассказать православным христианам в Америке о жизни православных в Сибири, об отношении власти к Православной Церкви, к священнослужителям, к рядовым верующим. Это была очень важная поездка с просветительской, миссионерской точки зрения. Встречи проходили за три месяца до начала IV Всезарубежного Собора, на котором должен был обсуждаться вопрос о примирении с Московским Патриархатом; и за год с небольшим до воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Из разговоров с отцом Константином и Дмитрием Ивановичем американцы узнали много нового, что некоторым из них помогло изменить их предвзятые представления о происходящем в России, серьезно изменить их отношение к Московскому Патриархату.
— Не могу не спросить вас — четырехкратного чемпиона Новосибирской области по жиму штанги лёжа, серебренного призера Кубка чемпионата мира по пауэрлифтингу, жиму штанги лёжа и становой тяге по версии WPC/AWPC — о православной миссии в спорте.
— Мы много работаем с людьми, находящимися в местах лишения свободы, бездомными, наркозависимыми, тяжелобольными, престарелыми, детьми-сиротами, матерями-одиночками, но с молодыми, здоровыми и физически сильными людьми нам до поры до времени по-настоящему, масштабно и системно работать не приходилось. Хотя необходимость в этом была, мы это понимали. Но не хватало ни сил, ни времени. До тех пор, пока у меня не появился хороший помощник — мастер спорта России иерей Борис Левитан. Со временем он возглавил епархиальный спортивный отдел и начал вести большую просветительскую работу среди спортсменов. Теперь он член Патриаршей комиссии по физической культуре и спорту. В Новосибирске стали традиционными соревнования по десятку видам спорта на Кубок святого князя Александра Невского, учрежденного Новосибирской епархией, регулярно совершаются молебны на благое дело для спортсменов, собирающихся выступать на турнирах, или благодарственные молебны для вернувшихся с соревнований. Православная миссия в спорте является успешной и совершенно точно перспективной.
— Следует ожидать новых миссионерских проектов?
— Конечно. Жизнь не стоит на месте, возникают новые различные обстоятельства, требующие присутствия Церкви. Мы стараемся оперативно реагировать на происходящее в стране. Но основные силы направлены на расширение и углубление уже действующих проектов.
— Отец Александр, у меня к вам еще много вопросов, которые хотелось бы задать. Мы так и не поговорили с вами о работе с учащейся молодежью, педагогами (отдельная серьезная тема!), о приходской воскресной школе, которую вы организовали три десятка лет назад и были в ней первым преподавателям, о благотворительном добровольческом движении «Родной дом», о православном сестричестве, об издательской деятельности, о городском фонде «В защиту жизни нерожденных детей», о вашем тесном сотрудничестве с представителями традиционного ислама. Да вот разве обо всем поговоришь в рамках одного интервью.
— Значит, еще не раз увидимся. А я, в заключение, хочу поблагодарить его Высокопреосвященство, митрополита Новосибирского и Бердского Никодима, за его всестороннюю поддержку всех наших миссионерских проектов. Если бы не его грамотное руководство, если бы не его мудрые советы, если бы не его молитвенная помощь, которую мы постоянно ощущаем, мы точно не смогли бы достичь того, чего достигли. А достигли мы на миссионерском поприще очень многого, уж поверьте.