События в Ростове-на-Дону, «зелёные зоны» и «тюремные джамааты»

По итогам событий 16 июня в СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области.

1 Человек 
154
Время на чтение 5 минут

Источник: газета ЗАВТРА

По итогам событий 16 июня в СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области.

 

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Национального антикоррупционного комитета, экс-сотрудник Федеральной службы безопасности Кирилл Кабанов:

"Уже более года мы публично говорим о том, что в местах лишения свободы активно распространяется и усиливается экстремистская идеология и идеология международного терроризма вперемешку с криминальной субкультурой и появляются т.н. «зелёные зоны». Это происходит по причине значительного увеличения контингента, являющегося носителями экстремистской идеологии и сторонниками запрещённых в России террористических организаций. И речь не только про коренных граждан РФ, но и всё большее число выходцев из Средней Азии и Закавказья.

Эта человеконенавистническая идеология совершенно спокойно и беспрепятственно распространяется через радикальных проповедников, которых уже предостаточно в нашей стране под прикрытием деятельности многочисленных бесконтрольных псевдорелигиозных общин, не только в соцсетях, но и среди заключённых, которых свободно могут посещать подобного рода «проповедники».

И такие группы в местах лишения свободы слабо контролируемы вследствие в т.ч. отсутствия специалистов со знанием языков, идеологических и национальных особенностей. И об этой проблеме мне лично говорили сотрудники ФСИН на самых разных уровнях.

И это серьёзная системная угроза, тем более с учётом наличия коррупционных процессов среди сотрудников спецучреждений исполнения и наказания.

Захват заложников в ростовском СИЗО чётко показывает всю глубину проблемы и степень проникновения враждебной идеологии международного терроризма в нашу реальность. В связи с чем необходима разработка особых усиленных мер по реальному противодействию распространению враждебной экстремистской идеологии в системе ФСИН. А для лиц, обвиняемых/осужденных по экстремистским и террористическим составам — жёсткие условия содержания с особыми условиями и контролем. И на них ни в коем случае не должны распространяться какие-либо формы гуманизации ФСИН. Даже дышать они должны под постоянным ежесекундным контролем.

Сегодняшнее событие, которое могло закончится настоящей трагедией — сигнал для незамедлительного принятия самых серьёзных решений. Мы в России обязаны самым бескомпромиссным образом беспощадно бороться с любыми проявлениями радикализма — на любых этапах и в любых местах. Иначе страна может просто захлебнуться в этой неконтролируемой агрессивной/радикальной массе (часто инородной)".

----------------------------------------

Политолог, востоковед, выпускающий редактор информационного агентства "Аналитическая служба Донбасса", международный обозреватель издания "Сегодня.ру" Николай Севостьянов:

"События в Ростове-на-Дону стали отражением ситуации с этническим криминалом в стране во всем её многообразии — от коррумпированности ФСИН до отсутствия политической воли для искоренения ваххабизма.

То, что у бородатых боевиков с внешностью «моджахедов на рибате» были при себе игиловский флаг и мобильные телефоны, а сами они содержались в одной камере — вызывает вопросы, но не шок, и это очень плохой сигнал, который означает, что подобный порядок вещей в рамках существующей системы уже не воспринимается как что-то запредельное, после чего погоны должны «лететь» по всей вертикали.

VIP-камеры для «воров в законе» существовали и 5, и 10 и 20 лет назад, но теперь выясняется, что привилегии могут быть даже у боевиков-джихадистов. И это логично, поскольку процесс исламизации исправительных учреждений — это проблема, о которой все слышали, но которой на официальном уровне не существует.

Ещё до СВО возникли такие понятия, как «зелёная зона» (где «масть» держат исламские фундаменталисты) и «тюремные джамааты» — мусульманские ячейки, объединённые на основе общего понимания религии (в большинстве случаев — в её радикальной трактовке), обладающие как горизонтальными (между джамаатами), так и вертикальными связями.

Во втором случае ячейка может быть интегрирована в крупные региональные и межрегиональные объединения, диаспоры (как политический институт) и международные джихадистские группировки (в т.ч. запрещённые в РФ ИГ и Хизб-ут-Тахрир).

При этом само появление тюремных джамаатов и «зелёных зон» стало следствием роста числа находящихся в заключении этнических мусульман, что сочеталось с застарелой проблемой коррупции в системе ФСИН и отсутствием действенных легальных механизмов контроля над осуждёнными.

Старая методичка по привлечению «блатных» к управлению заключёнными была распространена на салафитских проповедников и, будучи помноженной на коррупционные связи, быстро начала работать в обратную сторону, когда сами проповедники, сформировавшие вокруг себя круг лиц из числа этнических преступников, начали диктовать условия сперва «ворам» (при содействии администрации), а затем и руководству исправительных учреждений, шантажируя его угрозой бунта/расправы над родственниками/раскрытия коррупционных схем.

Имея стабильную финансовую подпитку от ряда диаспор, традиционно завязанных на «ворах», но «инвестирующих» в тюремные джамааты по принципу «не клади все яйца в одну корзину», и лиц, желающих избежать расправы за неприемлемые с точки зрения «понятий» преступлений, исламистские ячейки в тюрьмах и на зонах уже к 2019 г. превратились в серьёзный институт.

При этом саму идеологическую основу в данном случае можно характеризировать как «криминальный ислам» — сочетание «ислама» ваххабитского (при всей условности данного термина), ярко выраженной русофобии и оправдания почти любых преступлений (которые совершаются либо против «куффаров», что делает их «законными», либо против «муртадов», куда можно записать любого приверженца ислама традиционного).

Не имея никакого отношения к классическому исламу, эта идеология быстро приобрела автономность, выйдя за пределы пенитенциарной системы. Её отличительные черты — показная, демонстративная обрядность (вроде совершения намаза в метро или на улице), неприятие любых российских законов, противопоставление себя коренному населению, поощрение никабов и ношение ваххабитских бород. В ряде случаев можно говорить о ваххабитской субкультуре, получающей всё большее распространение среди кавказской и таджикской молодёжи.

Самое интересное — ничего не мешает её последователям употреблять алкоголь и наркотики. От ислама берётся лишь то, что можно извратить и затем использовать как «прикрышку» для оправдания абсолютно любых действий, прежде всего, в отношении русских. И главное — такого человека не пугает тюремное заключение. Там его уже ждут. Там — «свои»".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Иванов
Все статьи Алексей Иванов
Последние комментарии
Кому победный конец, а кому элитная недвижимость
Новый комментарий от prot
18.01.2025 20:20
Работать? Ни-ни!
Новый комментарий от С. Югов
18.01.2025 19:36
Похоже, «чёрный крест» до сих пор висит над Екатеринбургом
Новый комментарий от учитель
18.01.2025 19:10
«Самый застольный поэт»
Новый комментарий от Константин В.
18.01.2025 16:14
Так победим?
Новый комментарий от Александр Уфаев
18.01.2025 15:57
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Новый комментарий от Yurii
18.01.2025 14:17
Культурку в массы
Новый комментарий от Советский недобиток
18.01.2025 12:05