В Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве только что прошла XIII торжественная церемония избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Среди лауреатов премии, в результате тайного голосования, Владислав Артёмов, поэт, прозаик, публицист, главный редактор журнала «Москва», отметивший недавно своё 70-летие.
Владислав Владимирович родился 17 мая 1954 года в селе Лысуха Березинского района Минской области. Воспитывался в детском доме. В 1971 году окончил школу рабочей молодежи в городе Алмалык, Ташкентская область, Узбекская ССР. Поступил на факультет журналистики Белорусского университета в Минске, но учёбу не завершил. Работал на станкостроительном заводе в Молодечно, художником-оформителем, дворником, экспедитором горпищепромторга. В 1981 году окончил Литературный институт имени А.М. Горького (семинар Льва Ошанина).
Сегодня Вячеслав Артёмов вспоминает:
– После Литинститута года три не мог живого слова сказать. Все мои слова, образы и строки выходили книжными, искусственными, безжизненными.
…Спасло то, что у меня в это тяжкое время подрастали дети, погодки, а детям нужно было сказки читать.
В доме были три тома русских сказок Афанасьева. В одной сказке ведьма заманивала: «Терёшечка, мой сыночек, приплынь, приплынь на бережочек!».
Он поплыл было в ту сторону, да спохватился: «Не матушкин голос!».
Я нащупал направление!
Народные песни, сказки, былины, пословицы, поговорки…
Добыл у писателя Солоухина труд того же Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу».
Ксерокопию, поскольку великую эту книгу после революции не издавали, боясь возрождения русского духа. Конспектировал, изучал. (К слову, этот трёхтомник некогда дотошно изучил Сергей Есенин). Я читал всё это, читал ежедневно, и через весьма короткое время почуял явственно, как душа стала оживать и веселеть. Вот как всё просто!
Ведь не зря же народ, в котором ты родился, сохранил именно эти образы и сюжеты. Это основа, это не меняется, проходя сквозь тысячелетия, это связывает каждого с каждым…
В русской поэзии для меня любимые поэты – Державин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Бунин, Есенин, Рубцов…
Слушай родные голоса! Ориентируйся на то, что полюбил, запомнил и сохранил твой народ, чем печалится и радуется его душа.
Вот тебе и идеал, и пример, и программа творчества и нравственность, и красота. И вечный источник вдохновения.
***
Дебютная книга стихов Владислава Артёмова «Светлый всадник» вышла в издательстве «Современник» в 1989 году.
Стихи печатались почти во всех «толстых журналах» того времени.
…Во второй половине 1990-х-начале 2000-х много и плодотворно работал над прозой, в том числе над циклом романов, объединённых одним главным героем – армейским офицером Родионовым («Капитан Родионов», 2003). Также написал ряд книг по истории культуры.
***
С 2012 года Владислав Артёмов – главный редактор журнала «Москва».
«Москва» – легендарный российский «толстый» литературный журнал. Его первый номер вышел в 1957 году.
Это за публикациями в журнале «Москва» выстраивались в очередь в библиотеке, когда в нём впервые напечатали роман «Мастер и Маргарита». Именно этот журнал после многолетнего замалчивания опубликовал «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина.
Именно на его страницах появилась умная философская сказка «Маленький принц» с рисунками Экзюпери.
В нём мы впервые читали прозу Бунина «Жизнь Арсеньева», «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова, «Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семенова.
Сейчас журнал «Москва» продолжает сохранять и приумножать традиции классической русской литературы, не прерывая связь поколений.
***
Творчество нынешнего главного редактора журнала «Москва» Владислава Артёмова, доцента Литературного института имени А.М. Горького всегда было в центре внимания коллег.
Юрий Кузнецов:
«Мироощущение поэта необычно. Его стихи не похожи на обыденную действительность, к которой мы привыкли.
Поэт не описывает, не отражает её бытовую поверхность, а взламывает её силой своего воображения, строит свой суверенный мир» (аннотация к книге «Светлый всадник»).
Ирина Шатырёнок (Белоруссия):
«Поэзия Артёмова отмечена чутким талантом, в простоте и гармонии его строк заключена редкая красота, богатство языка, его подвижная пластика. Казалось бы, бытовые темы, а какая в них живёт высокая словесность, народность, а это особый знак дарования.
В творчестве В. Артёмова органично соединилось белорусское и русское начало, мама у него белоруска, отец из Курска».
***
Мне, автору журнала «Москва», что на Старом Арбате, доводилось неоднократно с ним встречаться и беседовать.
И те, кто регулярно бывают в редакции, и те, кто приходят впервые, чтобы предложить на строгий суд что-то из написанного – прозу, поэзию, публицистику, прежде чем оказаться в кабинете главного и вступить с ним в беседу, проходят, как правило, одинаковый путь.
Сначала все, хоть на несколько минут заглядывают в книжный магазин на первом этаже старинного арбатского особняка, где всегда есть широкий выбор и русской классики, и современных русских писателей, и продаются номера журнала «Москва».
А потом – крутые деревянные ступени справа от входа в магазин на второй этаж.
Одни – к Славе, как называют его запросто друзья и соратники.
Другие – к славе!
Они ещё никогда не печатались ни в «Москве», ни в других «толстых журналах». И очень надеются, преодолевая эти крутые ступени, стать известными.
***
Во всех беседах с ним, опубликованных в прессе, чувствуется его твёрдая позиция.
«Литературное творчество, по словам Владислава Артёмова, в наше время требует некоторого душевного подвига, отречения писателя от страстей сребролюбия и тщеславия...
Литературой добыть денег нельзя. Как только литература становится способом добычи денег, это уже не литература. Круг замкнут».
Он неизменно говорит о спасительности хорошей литературы:
«Она возвращает человека, разрушаемого обыденностью, в гармоничное состояние. Именно ориентированность на исключительно хорошую литературу отличает "толстый журнал" от издательства»
***
Читает он по давней привычке много.
«У меня всегда открыто несколько книг. В основном, перечитываю то, что когда-то полюбил.
На работе приходится читать много рукописей, которые приходят в журнал. Для того, чтобы среди этого потока слов не утратить способность верно оценить качество текста, обязательно перечитываю классику.
Перечитываю регулярно писателей XIX золотого века русской литературы. Золотой век этот, по моему мнению, длился до середины XX столетия.
Эта великая литература не стареет, не линяет, не уносится временем…
На моей памяти взлетало и прославлялось множество писательских имён, но проходило время и всё это тонуло, забывалось.
…Последним настоящим и бесспорным русским классиком, на мой взгляд, был Василий Макарович Шукшин».
***
.Чтобы собрать один номер «Москвы», его главный редактор каждый месяц читает рукописи в объёме десяти таких журнальных томов.
Редакция журнала регулярно участвует в фестивале «Красная площадь» и других книжных фестивалях. Артёмов со товарищи часто ездит по России в поисках новых авторов. Презентовал специальный номер журнала с прозой белорусских писателей в родной Белоруссии.
В чём, на взгляд Владислава Владимировича, главная отличительная особенность журнала «Москва»?
«На титульном листе у нас обозначено «Журнал русской культуры». Это и есть наша главная особенность и главное отличие от большинства других «толстых» журналов.
Русская классическая литература определяют форму и содержание публикуемых материалов.
Для редакции журнала «Москва» важно сохранять русские традиции, русский дух, в России осталась святость, совесть.
Здесь вы не найдёте чернухи, пакостей, матерщины, извращений, ненависти к нашей стране и к нашему народу.
Мы работаем для людей со здоровой психикой. И именно это вызывает отторжение у большей части либеральной интеллигенции».
Штат и зарплаты в журнале небольшие, гонораров для авторов нет…
«Мы пришли сюда не деньги зарабатывать. Мы – хранители. И я ощущаю себя скромным служителем, смотрителем литературного заповедника.
У нас по-прежнему ценятся гармония, мера, "золотое сечение", сохраняются тысячелетние традиции культуры, где при отборе произведений руководствуются прежде всего не политическими или меркантильными соображениями, а мерой художественного таланта автора.
Любить свою землю и свою страну – норма. Ненависть к своему народу и презрение к родине – психическая аномалия.
Сегодня размываются критерии, по которым люди судят о добре и зле, о красоте и безобразном. Без таких критериев человек беспомощен, им легко управлять. Мы стремимся сохранить точку опоры и систему координат».
***
Почему крутые ступени в редакцию журнала «Москва» преодолевают новые и новые авторы?
«Издать книжку за свой счёт не составляет проблемы. Но эта книга остаётся всё той же "рукописью", только написанной печатными буквами. К литературному процессу это не относится. Но публикация в "толстом" литературном журнале – это уже знак качества. Это признание таланта.
Вот почему следует дорожить репутацией. Это единственное, что у нас есть.
Найти подлинный талант – что может быть радостнее для читателя, а уж тем более для редактора».
***
Долго ль, коротко длился путь,
Но дошел я до этих мест,
На минуту присел отдохнуть
И в сторонку отставил крест.
То ли вмёрз он, а может, врос,
Вот и рвусь я, по пояс в снегу,
Я бы крест свой и дальше нёс,
Только сдвинуть его не могу.
…Многие годы несёт Владислав Артёмов свой Крест и русского писателя, и «смотрителя литературного заповедника» – журнала «Москва», как написала о нем «Литературная газета».
Храни его Господь! Многая и благая лета!