И ещё немного реалий Александрийской Церкви. Недавно в Зимбабве митрополит Серафим (Кикотис) совершил хиротонию диакониссы Анжелики Молен в храме свт. Нектария в г. Вотерфол. При этом он сослался на одобрение патриархом Феодором и Синодом Александрийской Церкви. Это и впрямь не первая "хиротония диаконисс" в АПЦ.
Вопрос о "возрождении диаконисс" в АПЦ поднимался давно. Постановление Синода Александрийской Церкви от 19 октября 2009 года гласит: «Посвящение диаконисс было единодушно отвергнуто, поскольку оно не считается необходимым для того, чтобы это было установлено в практике Православной Церкви на Африканском континенте». Однако уже 16 ноября 2016 года Синод АПЦ сделал прямо противоположное постановление: "возродить диаконисс" и в 2017 году патриарх Феодор рукоположил первых диаконисс в ДР Конго. При этом заявлялось, что эти диакониссы будут соответствовать древним диакониссам.
С III по VIII века в Церкви были диакониссы, однако они не были носителями священного диаконского сана, но просто помощницами епископов и священников. Дословно "диаконисса" переводится как "служительница". Древние диакониссы/служительницы следили за порядком в женской части храма, помогали в подготовке женщин ко крещению, посещали больных и т.п. Носителями священного сана они не были, участниками совершения литургии и таинств не были. Согласно 15 правилу IV Вселенского собора в диакониссы поставляли не моложе 40 лет и только давших обет безбрачия. Диаконис, вышедших замуж, предавали анафеме.
Так вот, если посмотреть на фотографии "диакониссы" Анжелики Молен, то нетрудно заметить, что в Александрийской Церкви на самом деле не возродили "древних диаконисс", а под этим предлогом делают первый шаг к введению женского священства. Г-жа Молен предстает не просто как помощница епископа, а как носитель священного сана, одетая в священные облачения и совершающая важнейшие богослужебные действия. На ней полное облачение диакона - стихарь, орарь и поручи, - и она причащает верующих (что у нас не делают даже диаконы). При этом в древних текстах относительно диаконисс специально оговаривалось, что они не могли причащать других. Также Анжелика явно моложе 40 лет. Дала ли она, как и другие диакониссы АПЦ, обет безбрачия, мне неизвестно, но зная местные реалии, я в этом сильно сомневаюсь. Поскольку ни одно из сообщений об этих "хиротониях диаконисс" не сопровождается упоминанием о таком обете, логично сделать вывод, что он не приносится. Все это прямо нарушает 15 правило IV Вселенского собора.
Не знаю, как к этому относятся священники АПЦ, но у наших африканских священников (перешедших в Русскую Православную Церковь) это вызывает возмущение и отторжение. Собственно, они и обратили мое внимание на эту "хиротонию", выражая надежду, что у нас такого нет. Я заверил их: нет и не будет. Это модернизм и извращение православной традиции. Отцы ответили: ещё одно подтверждение, что мы сделали правильный выбор, перейдя в Русскую Православную Церковь.
Мне тут переслали комментарий, которым Сергей Говорун (бывший архимандрит) снабдил фото рукоположенной в Зимбабве "диакониссы Анжелики":
"Хорошая новость: в Александрийском патриархате диаконисса. Там были близки к рукоположению в епископы (официально) женатого священника (я хорошо знаком с кандидатом), но епископы-афониты заблокировали решение. А тут не удалось."
Женатый епископат, полигамия духовенства, женское священство - тенденции современной Александрийской Православной Церкви. Что-то пока ещё в процессе, а что-то уже реализовано. Все эти тенденции возникли при патриархе Феодоре. И особенно это прорвалось и стремительно стало развиваться после ноября 2019 г. по моим наблюдениям.
102