Православие – основа государственности, духовной и военной мощи России

0
147
Время на чтение 51 минут

Источник: Переправа

 

 

Будущего не бывает без прошлого. Мы не перекати поле, не авантюристы-конкистадоры, не беглые каторжники, не пираты и не искатели приключений, случайно собравшиеся на одной шестой части суши планеты Земля. Мы веками укоренены в своей земле, в истории своего Отечества, и чтобы двигаться вперед нам надо знать наследницей духовности и культуры, в т.ч. и военной, является современная Россия? И это не праздный вопрос.

 

У нас очень большой опыт исторического беспамятства. Неоднократно на протяжении столетий часть интеллектуальной элиты России объявляла войну самой России, против духовно-нравственных основ, традиций и обычаев народов России, её традиционных религий и особенно против православия. И это было не закономерностью внутреннего развития России, как иногда утверждают. Это всегда было проявлением и продолжением непрерывной экспансии безбожного, языческого, католического, протестантского, просвещенного «либерально-демократического» Запада на православную Россию.

 

Ослепленная чужеродными идеями часть интеллектуальной элиты России с помощью и при поддержке прямых ставленников Запада раз за разом вызывали в России потрясения и катастрофы, предваряя их демагогическими разглагольствованиями о правах, свободе и всеобщем счастье. И сегодня т.н. протестное движение, действия несистемной оппозиции управляются извне, их лидеры стажируются за рубежом, консультируются в иностранных посольствах, получают извне щедрую финансовую поддержку, а некоторые имеют иностранное гражданство.

 

Все походы Запада против России были направлены на уничтожение русской цивилизации, на искоренение её православной самоидентичности. Продолжается этот поход и сегодня. Это очевидные факты. Но задумаемся и над другим очевидным фактом: почему Россия, неся огромные потери, испытывая страшные поражения от численно превосходящего противника, в итоге всегда побеждала!?

 

Есть истины, настолько очевидные для одних и настолько глупые, вздорные для других, что они считают излишним их отстаивать и обсуждать. В то же время за простотой и очевидностью для одних и глупостью, вздорностью для других в них скрывается глубина и мудрость, не понимаемые как первыми, так и вторыми. К таким истинам, по мнению автора, относятся следующие утверждения:

 

- Русский народ и другие народы России, воины армии и флота всегда были сильны своими духовно-нравственными качествами, и в этом заключалась причина их непобедимости, великодушия, стойкости, самоотверженности и многих других качеств, непонятных для иностранцев.

 

- Истоками духовных сил нашего народа и его вооруженных защитников всегда были, являются сегодня и будут оставаться впредь Православная вера и любовь к Отечеству, освящаемая этой верой.

 

- Без сильных армии и флота, достойных великого прошлого России, любимых, уважаемых и пестуемых народом и государством, у неё нет достойного будущего. Армия и флот России всегда были, есть и будут одним из основных условий ее существования.

 

- Духовной основой воинской культуры России и боевой мощи её Вооруженных Сил является Православие!

 

- Православие всегда играло и сегодня продолжает играть исключительную, часто определяющую роль в становлении, развитии и сохранении российской государственности. Православие – основа Российской Государственности!

 

За каждой из этих Истин стоит историческая правда, огромный исторический и уникальный опыт, которым обладают немногие народы мира. Не всегда неосознанно, но всегда чутко они улавливаются и воспринимаются народами России, особенно русским, как государственно образующим.

 

Духовные начала всегда лежали в основе мыслей, намерений и поступков человека. Духовно-нравственные принципы и нормы являются саморегулятором его поведения в любой жизненной ситуации, но в военном деле их роль несравненно больше, чем в любой другой области человеческой жизни. Тысячи лет назад появились первые обобщения, связанные с элементами духовной жизни и их влиянием на военное дело.

 

Более двух с половиной тысяч лет назад китайский философ, военный мыслитель и государственный деятель Сунь-Цзы в «Трактате о военном искусстве» утверждал, что победа зависит от наличия пяти слагаемых: «пути», «неба», «земли», «полководца» и «закона». Причем «путь», или «моральный закон», он ставил на первое место и считал его важнейшим обстоятельством достижения победы. «Путь, или моральный закон… - писал он, - это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений» [1].

 

Большое влияние на характер познания духовно-нравственных и морально-психологических явлений в военной сфере оказали влияние труды Демокрита, Аристотеля, Платона, Еврипида, Фукидида и др. Ксенофонт говорил: «Учением, поддерживается крепость телесная, строгим соблюдением военного порядка умножается сила духовная…. В дисциплине… спасение армии: недостаток повиновения погубил многие войска».

 

Современники Ганнибала, Цезаря, Александра Македонского, Чингисхана и более поздние исследователи их военно-государственной деятельности единодушно отмечали, что их победы – это прежде всего результат понимания и умелого использования духовных, духовно-нравственных и морально-психологических факторов. [2] Знаменитые сражения при Каннах, Фарсале, Фермопилах и другие, вошедшие в историю как великие, тщательно исследовались их современниками, прежде всего с нравственной стороны, умелое использование которой, как они считали, и определило их успешный исход.

 

Ссылаясь на свидетельства современника и очевидца битвы при Каннах Полибия французский военный теоретик и практик полковник А. де Пик описывает, как 70 тысяч римлян позволили вполовину меньшему по численности войску Ганнибала себя перерезать» «Физическое давление было ничтожно,... Нравственный же гнет был страшен. Беспокойство, затем ужас охватили их; первые шеренги, утомленные или раненные, хотят отступить, но последние шеренги, растерявшись, пятятся назад и бегут, кружась внутри треугольника; деморализованные, не чувствуя никакой поддержки, дерущиеся шеренги следуют за ними, и беспорядочная масса дает себя перерезать [3]…». Имея почти двойное численное превосходство, римляне потеряли убитыми 48 тысяч воинов, а карфагеняне 6 тысяч.

 

Основу известного труда английского психолога Норманна Коупленда «Психология и солдат» составляет положение о том, что «… моральное состояние – это вопрос жизни и смерти. Им нельзя пренебрегать» (М., 1958). Он утверждал: «Армия не разбита, пока она не прониклась сознанием поражения. Поражение - это заключение ума, а не физическое состояние…». Заметьте, что речь идет о «заключении ума». Человека нельзя победить до тех пор, пока он сам этого не признает. Его можно физически уничтожить, но нельзя победить, если жив его дух.

 

Великие полководцы прошлого понимали значение духовных факторов и умело их использовали, добиваясь ошеломляющих успехов. Фемистокл высекал обращения к понтийским воинам на камнях по пути их следования. Чингисхан посылал впереди себя многочисленных лазутчиков, которые распространяли слухи о неисчислимости и непобедимости его войска. Деморализованные слухами, города, армии и государства сдавались ему без сопротивления. Так была покорена почти вся Азия. Это было следствием именно «заключения ума».

 

Совсем по-иному сложилось продвижение монгольских завоевателей по русским землям. Русские дружины вступали в бой, не думая о численном превосходстве врага и возможном поражении. Они его не боялись. Они сражались за Веру Православную, за Землю Русскую и верили в Божий Промысел. Подвиг небольшого гарнизона Козельска и отряда Евпатия Коловрата - из ряда фактов, это подтверждающих.

 

Клаузевиц, признанный военный теоретик, в своем труде «О войне» высказал положение о том, что «физические явления подобны деревянной рукоятке, в то время как моральные представляют подлинный отточенный клинок, выкованный из благородного металла» [4]. «Если бы мне задали вопрос, какой фактор более всего способствует успеху? – писал Монтгомери, - Я бы ответил, что этим фактором является моральное состояние. …Без высокого морального состояния никакой успех не может быть достигнут, как бы хороши не были стратегические и тактические планы и все остальное. …Чем более мне приходится видеть сражений, тем больше я убеждаюсь, что самым важным моментом в борьбе является моральное состояние…».

 

Однажды на лекции в академии Генерального штаба Вооруженных Сил России меня перебили вопросом: «Товарищ половник (я тогда еще был полковником), что Вы нам мнения западных авторитетов приводите в пример? У нас, что нет своих примеров?». Порыв души этого офицера мне был понятен, более того, я его ждал. Как лектор, я поставил перед собой цель обратить внимание слушателей на конъюнктуру момента (лекция читалась в октябре 1992 г.), когда все западное воспринималось, да и сегодня многими воспринимается чуть ли не как истина в последней инстанции.

 

В тот период в военном строительстве России четко просматривалось подражание западному опыту, без его критического анализа и осмысливания. Были такие подражатели и среди моих слушателей, и я хотел показать им в сравнении с зарубежной военной мыслью неоспоримый приоритет отечественной военной науки в понимании и разработке проблем духовного фактора, показать коренное отличия смысла воинского служения русских солдат, матросов, офицеров и генералов, коренного отличия самой сути воинского воспитания воинов армии и флота России от смысла воинской службы и сути воспитания личного состава вооруженных сил большинства других государств. В чем же эти отличия и приоритет?

 

Военная мощь России, всегда опиралась на мощь духовную! Воины России на протяжении более чем тысячелетней истории всегда были сильны прежде всего своей одухотворенностью, нравственным началом и моральной стойкостью. Все подвиги их были основаны на православной вере в высшую правду, в Божий Промысел. И это самое главное.

Россия это в первую очередь не огромная территория и сильные морозы, о которых вспоминают все, кого мы били, когда они вторгались в её пределы. Россия – это прежде всего несокрушимый Дух. Россия – это духовное понятие! Россия это духовно свободный, вольнолюбивый, смиренный, терпеливый и непокорный народ, это великая самобытная культура, великая история и великая духовность.

 

На Руси воинское служение всегда было одухотворено наивысшим смыслом. Вера и Любовь, Справедливость, Добро и Милосердие, Сострадание и Великодушие, Правда, эти и другие высокие духовно-нравственные качества, которые издревле были присущие русскому народу и другим народам России, были одухотворены Православием и развиты деятельностью пастырей Русской Православной Церкви.

 

Ивану Александровичу Ильину принадлежат замечательные слова: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» – дало русской армии все источники её рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и всё преодолевающего духа, развернутого в ее исторических войнах…».

Многим армиям был присущи суперэлитная подготовка, бесстрашие и храбрость, стойкость и высокая организованность. Этого нельзя отрицать, но качествами, которые веками воспитывались православной верой в русских воинах, они не обладали и не могли обладать:

 

Чтобы спасти свою душу, православный воин стремится следовать библейским заповедям, в том числе и утверждающей, что «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15: 13). На поле брани он не думает о смерти, т.к. уверен, что защита Отечества - богоугодное дело, и если ему придется погибнуть, то произойдет это во имя святого Божьего дела.

 

«Чаю Воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь» - так заканчивается молитва «Символ Веры». Поэтому православный воин не боится погибнуть, он знает, что его душа бессмертна, и заботится прежде всего о ней, а не о бренном теле.

 

Православный воин не боится противника, ибо знает поучение: кто боится Бога, тот не боится любого врага, - поэтому идет на врага смело с именем Пресвятой Богородицы, с упованием на помощь Господа нашего Иисуса Христа, идет и неизменно побеждает.

 

Воинов России мало смущало численное превосходство противника, ибо со времен святого и благоверного великого князя Александра Невского они руководствовались библейским девизом: «Не в силе Бог, а в правде!». Хорошо знали русские воины и другие слова святого Князя: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет!» и поэтому шли в бой с глубокой верой в окончательную победу над любым врагом. Наше дело правое. Победа будет за нами! - это православная идея, многократно повторяющаяся в библейских текстах, выработала у русских воинов постоянную внутреннею готовность встать на защиту своего Отечества, которое они считали оплотом Православия, и которое, по их убеждению, надлежало охранять и защищать, не жалея собственной жизни.

Православная вера стоит на уверенности в победе над любым злом, насилием, несправедливостью, над любым врагом, посягающим на православное Отечество. Веря в свою правоту и Божью помощь, воины России свято верили в окончательную победу над любым врагом.

 

Русская Православная Церковь изначально рассматривала Русь, Россию как Божий дом, находящийся под особым покровом Богородицы. Защищать Святую Русь, Россию означало защищать Православие, защищать дом и дело Богородицы, дом и дело самого Бога. Все подвиги русских воинов были основаны на вере в высшую правду, в Божий Промысел. В этом огромная политическая сила Православия.

 

Из учебников мы узнаем о подвиге Александра Невского в сражении со шведами 15 июля 1240 года, в котором он с малой дружиной разбил многочисленное войско шведов. Но в этих учебниках нет ни слова о причинах его победы, это можно понять, изучив его житие.

 

Отец Александра – Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо и внук Юрия Долгорукого, был суздальским князем. Исторические хроники гласят, что отличительной чертой суздальских князей было глубокое благочестие. Две стороны суздальской жизни оказывали особое влияние на воспитание Александра. Во-первых, все его воспитание и обучение происходило по Библии и Псалтыри, а повседневная жизнь определялась кругом церковной службы. Первым откровением мира для него была церковь, жития святых, цельность православия воспринималась им органично. И именно это оказало решающее влияние на формирование его духовно-нравственного облика. Во-вторых, княжич с детства готовился к битвам за Землю Русскую. В нем целенаправленно развивали силу, храбрость, с шести лет брали в походы, ему были ведомы трудности, боль, кровь и другие опасности. Его готовили к деятельности во благо Русской земли. Все воспитание Александра ковало в нем понимание, что он призван Богом на защиту Отечества. Именно эти два обстоятельства оказали решающее влияние на формирование облика князя, воспитание в нем чувства ответственности и долга перед людьми и Отечеством.

 

Поэтому, когда пришла весть, что Биргер вошел в Неву и высадился с большой ратью в устье Ижоры, Александр не колебался, он знал свой Долг и свято верил в помощь Бога. Выйдя после благословения из храма, князь обратился к дружине со словами: «Не в силах Бог, но в правде; помянем песнопевца Давида, глаголюща: сии во оружии, а сии на конех, мы же во имя Господа Бога призовем, ти спяти быша и подоша».

 

Сформулированный Александром Невским, на основе библейского смысла, девиз: «Не в силе Бог, а в правде!» на многие века стал ведущим для российского воинства. Через два года, подчеркивая справедливый характер борьбы русского народа с тевтонскими захватчиками и святость защиты Отечества, Александр Невский вновь использовал библейский смысл в обращении к воинам в своей знаменитой фразе: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет».

 

Это выражение Александра Невского, но он напоминал в нем о словах Иисуса адресованных апостолу Петру, который, желая его защитить, обнажил меч и ударил им Малха. Христос остановил его и велел вложить меч в ножны со словами: «все взявшие меч, мечем и погибнут» (Матф. ХХVI, 52). Для военных профессионалов важно понять, почему Христос так поступил. Петр обнажил меч не в защиту учения Христа, а самого учителя, поэтому Христос не пожелал принять его жертвы, но точно указал, что против зла, тем более вооруженного, следует решительно бороться, не страшась обнажить и применить оружие. Чтобы взявшие меч погибли от меча, их надо сразить мечом, то есть прибегнуть к справедливому применению вооруженной силы.

 

Шестисот тридцать восемь лет назад Русь погибала от духовного и физического порабощения. Но православный стержень русского народа был не сломлен. Вокруг Сергия Радонежского объединялись подвижники православия, их усилиями укреплялся православный дух народа. Святитель Алексий I неустанно трудился над объединением русских князей в борьбе с Ордой. Его усилиями был воспитан в твердой православной вере и вырос патриотом Земли Русской молодой московский князь Дмитрий Иванович.

 

Молодой князь колеблется выступать или нет на Мамая, спешит к игумену Земли Русской Сергию Радонежскому чудотворцу, получает его благословение: «Иди на безбожников смело, княже, и сим победиши», обретает уверенность и, обращаясь к войску, говорит: «Братья! Не пощадим жизни своей за Землю Русскую, за веру Христову», идет на битву и возвращается с победой, став навсегда Дмитрием Донским.

 

Орда Мамая была разгромлена, а предварялось это величайшим подъемом религиозных и патриотических чувств русских людей всех слоев, невиданным воодушевлением русского воинства. Войско князя Дмитрия шло на битву за Землю Русскую, за Веру Православную с несокрушимой верой в победу с Божьей помощью и потому победило многочисленное и хорошо подготовленное войско Мамая. Это была духовная, моральная победа. Как писал В. Ключевский, потому «и удалось московским князьям так успешно собрать в своих руках материальные, политические силы русского народа, что им дружно содействовали добровольно соединившиеся духовные его силы», «Переправлялся за Дон московский князь Дмитрий, а с Куликова поля возвращался Русский Государь».

В 1612 г. патриарх Московский и Всея Руси Гермоген, не сломленный мучительными пытками, благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами. Вновь, как и много раз до этого, победа русского ополчения под водительством князя Пожарского и гражданина Минина над более сильным, многочисленным и лучше подготовленным врагом предварялась и сопровождалась мощным религиозным подъемом народа и воинства. Народ не выдержал, не смог терпеть, когда польские захватчики стали притеснять Православие, ставить под сомнение существование самого понятия «Россия» и вновь пошел в бой за Русь Святую и Веру Православную. В последствии большинство войн, в которых участвовала Россия, велись под лозунгами за православное Отечество, за православие, за освобождение братьев по вере от инославного гнета.

 

Ярким образцом использования православных идеалов для воздействия на нравственные и патриотические чувства воинов дает обращение Петра I к русскому войску перед Полтавским сражением: «Воины, пришел час, который решит судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь... Имейте в сражении перед собой правду и Бога, защитника вашего, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только Россия во славе и благоденствии,…».

 

Неоценимый вклад в укрепление духовного превосходства российского воинства внес великий сын России, непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов. Основой его «Науки побеждать» является безоговорочное признание господства Духа над материей.

 

«Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна,…», учит нас великий русский воин.

 

В православной вере видел Суворов истоки своих побед и наставлял своих подчиненных: «Дух укрепляй в ВЕРЕ ОТЕЧЕСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ; безверное войско учить, что железо перегорелое точить». Составленная им тетрадь «капральских бесед» начиналась советом: «Молись БОГУ: от НЕГО победа!», затем шла обязательной для каждого солдата молитвы: «ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, спаси нас! СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЧЕ, моли БОГА о нас!» и далее шло категоричное, равносильное приказу поучение: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!» (Заглавными буквами выделено Суворовым).

 

Все наставления Суворова проникнуты глубокой верой: «…Помилуй Бог! Мы русские, - Богу помолимся: Он нам и помощник;…», «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву! – Молись Богу! - от Него победа! – Чудо, богатыри! Бог нас водит: - Он нам Генерал!»…;

 

Ни одного, без исключения, боя и сражения Суворов не начал без молитвы и обращения к войскам с напоминанием о священном долге воинов перед Богом, Царем и Отечеством. Не единожды в самые трудные минуты боя Суворов обращался с молитвами к Богу. Завершая свои сражения очередной победой, Суворов устраивал торжественное Богослужение. Суворов строго следил за регулярным проведением в войсках богослужений, требовал обязательного участия в них всех военнослужащих независимо от чинов и всегда сам участвовал в них.

 

Как истинный православный человек Суворов требовал от войск доброжелательного отношения к пленным и раненым солдатам врага, и его мирному населению. «…Вали на месте! – гони, коли! – остальным давай пощаду! – Грех напрасно убивать! Они такие же люди!»; «Обывателя не обижай! – Он нас поит и кормит. – Солдат не разбойник!», «С пленными поступать человеколюбиво, стыдиться варварства». При обнаружении мародерства Суворов принимал строгие меры.

Подвиги Суворова бессмертны, его блистательные победы останутся в памяти народной на века. Крепость Измаил всеми в Европе признавалась неприступной, мысль взять её считалась безумной, всеми, но только не Суворовым. Отработав действия штурмовых колон на макете крепости, перед штурмом Суворов приказал: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра победа или смерть!». Совершив молебен, Суворов приступил к штурму. Впереди шел священник с крестом. [5] Крепость пала, участники штурма потом сами не верили, что они совершили подобное чудо. Глядя при дневном свете, куда они с боем, под огнем противника смогли взобраться, они искренне изумлялись. Этим штурмом Суворов гордился, и многие последующие победы сравнивал с ним: «Дело сие подобно Измаильскому».

 

Кампания 1799 года - последняя и самая блистательная кампания великого полководца. Ни одна армия, ни один полководец не совершали подобного Альпийскому походу Суворова. Это ярчайший образец победы духа над физическими возможностями человека. Массена, пытавшийся запереть Суворова в Альпах, став одним из лучших маршалов Наполеона, говорил, что «отдал бы все свои походы за один Швейцарский поход Суворова». Сам генералиссимус считал, что только вера в Божий промысел, помогла ему и войску совершить невозможное для обычного человека. «Один десятерых своею силою не одолеешь, помощь Божия нужна!…».

Центральное место в «Науке побеждать» занимает развитие национального самосознания русских солдат, воспитание патриотизма, формирование чувства патриотического и воинского долга перед Отечеством. Суворов беспредельно любил Россию, ее культуру, традиции, обычаи, нравы и характер русского народа. Он глубоко верил в силу и мощь России, в непобедимость русского солдата и часто напоминал своим воинам: «Мы русские, с нами Бог!», «Вы – богатыри, неприятель от Вас дрожит. Вы русские!», «Будем всегда служить Верою и Правдою России и сим посрамим врагов наших!». Необходимо подчеркнуть, Суворов был лишен национального чванства и чувства национальной исключительности. Как говорилось в одной из лекций Академии Генштаба, «Патриотизм его был живой и сознательный, он гордился именем русского, не потому, что признавал немца и француза людьми низшего сорта, а потому, что был сыном России». [6] В этом и есть коренное отличие патриотизма от национализма. Патриотизм – это любовь к Отечеству, к своему народу, его вере, традициям и обычаям, готовность к самопожертвованию во имя Отечества. Национализм – это высокомерие, национальное чванство и ограниченность, это возвеличивание своего народа и пренебрежение, презрение к другим народам, нациям и государствам, переходящие в ненависть.

 

Все вышеизложенное неоспоримо и правильно, но главное во всем этом – глубокая православная вера Суворова. Источник суворовского гения в уповании на Бога, в несокрушимости его православной веры, его духовных сил и принципов. За несколько дней до смерти Суворов запишет: «Я уповал на Бога и был непоколебим». Вот главный секрет Суворовской «Науки Побеждать».

 

6 мая 1800 г. Суворов скончался. Последние его слова были: «Долго я гонялся за славой. Все суета. Покой души - у престола Всевышнего». Погребен Суворов в Санкт- Петербурге в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры. На могильной плите согласно его желанию выбиты всего три слова: «Здесь лежит Суворов». [7]

Мы должны изучать духовное и воинское наследие великого воина, учится у него любить Россию, верить в нее, биться за нее и непременно побеждать. Но к большому сожалению, многие из нас до сей поры не понимают причин побед Суворова, не видят в его «Науке побеждать» главного, простого и ясного первенства духовного над материальным.

Слушают, но не слышат самого Суворова, который кричит нам из прошлого: «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, …», «Без … молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!»,[8] «Один десятерых не одолеешь, помощь Божия нужна!», «Молись БОГУ: от НЕГО победа!». Читают, цитируют, а внутренней реакции никакой, всё воспринимается как сказки, нет даже попытки вникнуть в суть этих великих слов Суворова. А когда задумываешься и вникаешь, то вдруг обнаруживаешь, что это не сказки, Суворов действительно жил и поступал по Божиим Заповедям.

 

Незадолго до смерти Суворов сказал художнику, присланному для написания его портрета: «Ваша кисть изобразит черты лица моего: они видимы, но внутренний человек во мне скрыт. Я должен сказать Вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю ближнего моего, в жизнь мою никого не сделал я несчастным, не подписал ни одного смертного приговора, не раздавил моей рукой, ни одного насекомого»[9].

 

Вот оно главное в Суворове – исполнение основной Божией заповеди –люблю своего ближнего, как самого себя! Веками в основе деятельности устроителей и защитников России лежала именно эта Евангельская мудрость: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». [10] И именно эту заповедь Суворов не нарушил ни разу.

 

Велик вклад Русской Православной Церкви в мобилизацию народов России на борьбу с наполеоновским нашествием и победное завершение Отечественной войны 1812 года. Православная идея была главной в обращении императора Александра I к русскому народу и оказала решающее воздействие на его сплочение и подъем на всенародную борьбу с французскими захватчиками. «Да встретит враг в каждом военном Пожарского, в каждом гражданине Минина, в каждом духовном Палицына», - призвал народы России Государь.

 

Наполеон не интересовался историей России и не знал упомянутых героев Земли Русской, но уже после первых ожесточенных боев он поинтересовался, о ком же говорил Александр I своем обращении. Нам можно лишь догадываться, о чем подумал великий император, когда получил необходимые разъяснения.

 

Всплеск патриотизма был небывалый. Простое и ясное обращение к самому главному идеалу русского народа, Богу и правде, не могло не найти отклика в солдатских сердцах. Русские воины сражались так, что вызывали искреннее изумление и уважение у противника. Наполеону принадлежат слова, что в Бородинском сражении французы заслужили победу, а русские заслужили право быть непобедимыми. Шестисоттысячная армия захватчиков была измотана, истощена всенародным сопротивлением оккупантам, разгромлена и с позором изгнана из пределов России, сам Наполеон чудом избежал плена.

 

Ведомые в бой такими полководцами, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Михаил Скобелев, Федор Ушаков, благословляемые Святителем Алексием, Игуменом земли русской Сергием Радонежским, Патриархом Гермогеном, призываемые к сражению за Землю Русскую такими самодержцами России, как Петр I, Екатерина II, Александр I, неизменно имея перед собой на поле боя пример мужества и героизма офицерского состава, жертвенного служения военного священства, могли ли русские солдаты и матросы вести себя иначе, чем это было во все века, – мужественно, героически, самоотверженно, «не щадя живота своего»? Конечно же, нет! А подготовлено это было и предопределено все историей России и Русской Православной Церкви.

 

Православные государственные и духовные деятели России, её полководцы, военные теоретики и мыслители, отечественная военная мысль всегда рассматривали вопросы духовно-нравственного воспитания, и обучения войск не иначе как в единстве с другими проблемами военного искусства, подготовки страны, армии к войне. Материальные и духовные аспекты военного дела были неразрывно и тесно взаимосвязаны, но при неизменном первенстве духовного, нравственного начала.

Закон зависимости хода и исхода войны от соотношения духовных сил воюющих сторон не только признавался военной наукой России, но и являлся руководством к действию для всего её офицерского корпуса. В своей талантливой работе «Искусство боя» ординарный профессор Николаевской императорской академии Генерального штаба Н. Н. Головин писал: «Великими практиками военного искусства давно установлен закон главенствующего значения духовного элемента в бою. Это, можно сказать, избитая истина…».

Таким образом, к началу прошлого века военная мысль России располагала солидными наработками в духовной, морально-психологической области военного дела. Но подрыв духовных и морально-нравственных основ российского общества накануне 1917 года, события февраля и октября 1917 года коренным образом изменили духовный облик «человека в шинели», всего военного дела России в целом.

 

В первые годы после революции заметно усилилось внимание к психологическим идеям, но яростно преследовалась православная духовность. К средине 20-х гг. вновь начинает обозначаться системный и комплексный подход к нематериальной сфере вооруженной борьбы, войны в целом, к проблемам психики и сознания военнослужащих. Однако объективно это было невозможно, и к началу 30-х гг. он был отвергнут. Коммунистическая идеология господствовала над духовным миром человека в погонах. Иной подход жестко, а иногда и жестоко подавлялся.

 

И все же в Великой Отечественной войне Советский Союз победил во многом не благодаря, а вопреки марксистско-ленинской идеологии. Он выстоял, несмотря на полное превосходство гитлеровских полчищ в начальный период войны в т. ч. и потому, что русский народ сохранил в глубине своей души воспитанную православием готовность защищать Родину. В послании местоблюстителя Митрополита Сергия (Страдоровского) к советскому народу в связи с началом войны говорилось, что эта война священна, ибо ведется в защиту нашей Родины, культуры, веры, семей наших и самой жизни. В первом публичном выступлении И.В.Сталин воззвал к истокам народной мощи, к православному духу русского народа словами запретного, но не забытого им православного обращения: «Братья и сестры! К Вам обращаюсь я, друзья мои…», позвал на помощь русских святых и прославленных полководцев, Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и других великих сынов России. И как оказалось, обращение к великому прошлому, к образу Святой Руси смогло в нашей официально атеистической стране всколыхнуть, поднять и объединить все слои общества в годину тяжкого испытания на всенародную борьбу с врагом.

 

Не коммунистические идеи явилась источником героизма и стойкости нашего народа в этой войне, а воспитанная веками внутренняя потребность защищать Отечество «не щадя живота своего». Несмотря на более чем двадцатилетний воинствующий атеизм и массовые гонения за веру, основы православной нравственности были сохранены. Произошло это главным образом в деревне, в сельской семье, где старшее поколение сумело передать детям и внукам основные принципы и нормы православной морали, духовность, патриотизм, воспитать в молодежи любовь к Родине, чувство долга и личной ответственности за ее судьбу. Советский Союз выстоял и победил потому, что лицом смертельной угрозы объединились люди разных взглядов и убеждений, у них была одна Россия и они ее защищали вместе.

 

Вооруженные Силы - инерционный институт, и эта инерционность сохраняется прежде всего во взглядах на природу, способы подготовки и ведения войны. Косность страшна для любой науки, но для военной науки она губительна. Когда военная практика пренебрегает военной наукой, поражения в сражениях и войнах вероятны, но, когда военная наука уводит военную практику на ложный путь, поражения неизбежны, более того, они ведут к национальной, а возможно, и цивилизационной катастрофе.

В конце ХХ и начале XXI вв. изменилось многое, что влияет на генезис, эволюцию и характер войн. Еще недавно война и вооруженная борьба были чуть ли не синонимы. С появлением принципиально новых сил и средств ведения войны роль вооруженной борьбы меняется, она уже не всегда решает результат противоборства, всё чаще его итог определяется использованием других сил, средств и способов борьбы.

 

Наступает время, когда основным содержанием войны становится и скоро, видимо, станет, противоборство в духовной, нематериальной сфере, когда победа будет достигаться за счет духовного превосходства, моральной и психологической стойкости. Имеется в виду не психологическое превосходство, достигнутое в ходе специальных тренировок (такая подготовка тоже нужна), а превосходство духовного, морального-психологического характера, на основе осознания правоты и справедливости своего служения Отечеству, на понимании, что твое дело освящено Богом.

 

Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своей истории. Потрясение духовно-нравственных устоев общества в 90-е годы XX и в начале XXI веков привело к утрате многими нашими согражданами высших человеческих ценностей, освящаемых Православием и другими традиционными для России религиями.

 

Ещё в 90-х гг. прошлого столетия ученые РАН пришли к выводу, что мировоззренческий, идеологический и морально-психологический кризис, в котором оказалась Россия, - это реальная угроза ее будущему, ее государственности, положению и роли в мировой цивилизации.

 

Для Вооруженных Сил угрожающими являются кризисные явления в любой области, но наиболее опасным являются духовно-нравственное опустошение людей в погонах, потеря ими духовных основ, нравственных смыслов и ориентиров жизни. С этой точки зрения совершенно недопустимым является отсутствие в Конституции РФ положения о том, что воинская служба есть почетная и священная обязанность граждан России.

 

Очень опасна, губительна и совершенно неприемлема для России ещё бытующая в отдельных кругах российского общества идея отказа от службы по призыву и перехода к комплектованию вооруженных сил только на контрактной основе. Возражений против очень много, но главное из них заключается в том, что идея комплектования Вооруженных Сил России исключительно по контракту подрывает и уничтожает в корне основное качество воинского служения в России, его духовное наполнение, духовную и национальную самобытность. Служба по контракту меняет глубинный, освященный тысячелетней верой и традицией смысл ратного труда, а военнослужащий из всенародно почитаемого защитника Отечества превращается в наемного специалиста, в любителя острых ощущений, игрока со смертью, судьбой и удачей.

 

Интересно сказал об этом почти сто лет назад в своем труде «Философия войны» видный военный мыслитель и писатель русского зарубежья Антон Антонович Керсновский: «офицерский состав, имеющий характер «механического» соединения людей, связанных индивидуальным служебным контрактом с государством - …человеческая пыль, карточный домик, положение, в XX веке невозможное».[11]

Фридрих Великий справедливо говорил, что русского солдата мало убить, его и мертвого надо повалить, чтобы пройти там, где он стоял. Таким русский солдат был и пока такой он в основе своей и есть, об этом говорят в том числе и подвиги наших воинов в Сирии. Морально уничтожить нас пока никому не удавалось. Но все это пока, сегодня близка черта, за которой потеря военными людьми веры в себя, в дело, которому служишь, в вечные духовно-нравственные ценности, вера в то, что они нужны Отечеству.

 

Недопустимо, чтобы армия России перестала быть частицей своего народа, Армией с большой буквы, главным оплотом российской государственности. Воинская служба на Руси, в России и в СССР были священными понятиями. Служить в армии всегда означало служить России, служить Богу, Православию, Любви, Добру и Правде. В Советском Союзе высокий смысл служения Родине был закреплен конституционно и имел высокий общественный статус. Через службу в армии русский человек любой национальности осознавал себя защитником России, вырабатывал в себе чувство ответственности за судьбу Родины, сопричастности и полного слияния с её прошлым, настоящим и будущим. Без этих качеств Вооруженные силы России уже не национальные Вооруженные силы, а собрание вооруженных людей, которые пришли в армию, каждый со своим мотивом. Увеличением денежного содержания нельзя создать мотивацию служить Отечеству и умереть за него. Подвиги во имя Отечества совершают не за деньги.

 

Если следовать логике рассуждений до конца, не боясь выводов, пусть самых неприятных, то следует признать, что полная замена воинской службы по призыву службой по контракту, о которой и сегодня мечтают некоторые отечественные «реформаторы», неминуемо приведет к разрушению национального самосознания граждан России, утрате ими основополагающих качеств патриотов и защитников своего Отечества.

 

История России и ее Вооруженных Сил, анализ нынешней ситуации вопиют, что отказ от службы по призыву и полный переход на контрактную систему недопустим и разрушителен в духовно-нравственном плане, обременителен и неподъемен для страны в экономическом отношении, не эффективен с профессиональной военной точки зрения, так как обостряет проблемы улучшения качественных характеристик военнослужащих, подготовки мобилизационных ресурсов и многие другие важнейшие проблемы обороноспособности страны и боеспособности Вооруженных Сил.

 

Вывод однозначен и категоричен: нельзя рушить веками присущее России трепетное отношение к воинской службе, к защите Отечества, его обломки похоронят и Россию, и её армию, и самих разрушителей. Еще и ещё раз повторим, что Россия – это прежде всего духовное понятие. И вся борьба за неё и в ней всегда шла и идёт сегодня в области духа. Потерпеть поражение в этой борьбе мы не имеем права!

 

Многое менялось в России, но одно оставалось неизменным на протяжении многих столетий: высокая и чистая духовно-нравственная составляющая воинского служения, служения не корысти ради, не за страх, а за совесть. Мы обязаны сохранить эту святую драгоценность!

 

Материалы военно-научных исследований, подтверждаемые личными наблюдениями автора, показывают, что годы насильственного атеизма не уничтожили генетическую тягу нашего народа и его воинов к Православию. Православная мораль, традиции, обычаи пронизывают живыми нитями многие сферы жизни нашего народа, общества и государства, хотя большинство из нас этого не осознают и даже не подозревают об этом.

 

Православие на протяжении веков выполняло и продолжает выполнять важнейшие функции. Оно сплачивает народы России и мобилизует их на защиту российской государственности. Православные ценности и традиции выступают регулятором поведения людей, предохраняют современного человека и общество России от окончательного разложения.

 

Православие всегда было основой воинского воспитания. Священное Писание, православные идеи о земном Отечестве, христолюбивом воинстве были его основой. Православие и сегодня учит, что Россия - для каждого ее гражданина, независимо от его веры и национальности - высшая ценность и долг перед ней выше личного блага. Военно-патриотическое воспитание народа, прославление боевых традиций русского оружия, разъяснение необходимости и святости воинского служения Отечеству являются важнейшими направлениями деятельности Русской Православной Церкви.

 

Русская Православная Церковь возвышает воинское служение Родине, защиту Отечества до служения Богу, учит любить и защищать Отечество «не жалея живота своего». Не случайно решением святейшего Синода Русской Православной Церкви в литургию включена молитва «О богохранимой стране Российской, властях и воинстве ее». Больше ни о каком институте государства и общества Церковь персонально не молится.

Важнейшей идеей, которую Православие и Церковь отстаивали и защищали на протяжении многих веков, отстаивают и защищают сегодня, это идея: «Россия - Великая Держава, стоящая на страже Мира и Справедливости». Геополитическое положение России, её исторические традиции и потребности народа, интересы всего мирового сообщества требуют, чтобы Россия была Великой Державой. Россия должна быть Великой Державой, или это будет не Россия, а какое-то другое государство.

 

Вторая важнейшая идея, которую отстаивала и отстаивает Церковь, заключается в том, что любовь к Родине не меняется от её политического устройства. Меняется всё: общественный уклад и государственный строй, государственные, политические и духовные вожди, но остается Великая Россия, которую надо обустраивать и защищать. Родину как мать, не выбирают, ее любят любой, больной и здоровой, хромой и слепой, убогой и богатой, сильной и слабой. О ней заботятся, ей помогают, вместе с ней страдают и радуются. Родина – это, прежде всего, весь наш народ. Защищать Родину – значит защищать её народ, его прошлое, настоящее и будущее.

 

Сегодня модно говорить о поиске общероссийской национально-государственной идеи. Те, кто ее ищут, забывают, что у России давно есть своя национальная идея. Православие – это путь обретения человеком внутреннего духовного совершенства. Поэтому на протяжении тысячелетия, несмотря на все гонения, православие есть истинная общенациональная идея России. Выдающийся русский философ Владимир Соловьев говорил, что нашей национальной идеей является святость – устремление к духовному внутреннему совершенству.

 

Что же такое человеческий дух, духовность? Определений тысячи, а ответа нет, это великая тайна, их сущность не поддается рациональному осмыслению. «Человек есть по существу своему живой, личный дух…, духовность способ бытия человека»,[12] считал русский философ Иван Александрович Ильин. Он же утверждал: «духовность не совпадает с сознанием, она не исчерпывается мыслью, она глубже, могущественнее, богаче, священнее».

 

Австрийский психиатр и философ Виктор Эмиль Франкл (1905–1997) в работе «Человек в поисках смысла», пишет «то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём…».

 

Выдающийся хирург, доктор медицинских наук, профессор, прославленный в лике святых Русской Православной Церкви архиепископ Лука Войно-Ясенецкий говорил, что дух есть «сумма нашей души и части её, находящейся вне границ нашего сознания».

 

Духовность, это прежде всего, отрицание животной природы в человеке. В Библии говорится: "И создал Господь человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Библия. Бытие. 2:7). О том же говорит Коран: «…вдохнул в него от Духа Своего» (Коран, 25:29).

 

Духовность, это наличие у человека высоких внутренних мотивов, определяющих его поведение и прежде всего желание служить Богу, людям, Отечеству, народу, обществу. Духовность, это любовь к труду, к природе, это приоритет духовно-нравственных ценностей над материальными, социальными, физиологическими и всеми другими потребностями человека.

 

Высшее проявление духовности – Совесть. Человек без совести страшен. Недаром Гитлер, обращаясь к солдатам вермахта, говорил им: «Я освобождаю Вас от химеры совести» и, освобождённые, от человеческой сути, они творили жестокости и насилие, которые не может совершить ни один зверь, ни одно животное, а человек без совести совершает и после этого спокойно ест, пьёт, веселится и устав, от всего этого крепко спит.

 

Каждый может дать своё определение понятий «дух» и «духовность». Некоторые учёные полагают, что духовность имеет иррациональный характер и находится на границе, за которой влияние материального мира минимально или совсем отсутствует, что духовность, это тончайшая и незримая нить, связывающая человека с его собственным, полученным от Господа, Духом.

 

Все попытки проникнуть в суть духовности ведут нас к Библии, к 10 заповедям данным Моисею и к 9 Заповедям Блаженства Нагорной проповеди Иисуса Христа. России не один век духовные установки народа определялись Евангельской истиной: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Матф.16:26). Сегодня это звучит как вызов наиболее успешной части российского общества.

 

Иногда говорят, что ссылки на Библию не научны и служат аргументом лишь в среде верующих. Это далеко не так, вот мнение выдающихся ученых. Роберт Бойль (1627–1691) говорил: «В сравнении с Библией все человеческие книги являются малыми планетами, которые свой свет и блеск получают от Солнца».

 

Исаак Ньютон (1643–1727) утверждал: «Библия содержит в себе больше признаков достоверности, чем вся светская история. В своей жизни я познал два важных фактора: первое, что я великий грешник и второе, что Иисус Христос в неизмеримом величии является моим Спасителем».

 

Майкл Фарадей (1791-1867) удивлялся: «Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им чудесную книгу - Откровение?».[13]

 

Изучая науки XVII–XIX вв., мы видим их живую связь с христианским мировоззрением. Галилей, Ньютон, Декарт, Паскаль, Лейбниц, Фарадей, Максвелл, Планк, Мендель, Коши основываясь на христианских положениях, применяя их к познанию мира, создали современную наук. [14] Видимо и мы с Вами не имеем права отмахиваться от библейских истин, когда ведём речь о духовных категориях.

 

Мы живем в эпоху глобализации, и проблем, привносимых ею в нашу жизнь много, но бездуховность и безнравственность – главная опасность, которую она несет с собой для каждого человека и всего человечества. Десятилетиями процессы глобализации целенаправленно уничтожают духовно-нравственные ценности, традиции и смыслы существования народов, наций, обществ, государств, цивилизаций. Автор рискует утверждать, что главный вызов глобализации, это «расчеловечивание» человека, потеря людьми своей человеческой сущности, человеческих свойств и качеств, превращение человека в бездуховное и безнравственное человекообразное биологическое существо.

 

Посмотрите на прекрасный мир вокруг нас, посмотрите на эту красоту и гармонию, на поля, леса и горы, на реки, озера, моря и океаны, посмотрите на заходы и рассветы, послушайте журчание родника, пение жаворонка, скворца, других птиц, услышьте шепот растущей травы, вдохните запах цветов, почувствуйте вкус ягоды, спелого яблока. Полюбуйтесь, как резвятся котята, щенки, белки, как пищат птенцы и как стремительно чертят небо листочки. Оглянитесь вокруг, вслушайтесь, всмотритесь. Все это нам дано бесплатно, от Бога.

 

Посмотрите, сколько вокруг нас прекрасных живых существ. И только человек, вдумайтесь, только человек (!) уничтожает себе подобных и губит все живое вокруг себя, природную среду своего обитания – и называет это развитием, движением вперед, прогрессом. Поэтому выше автор и утверждал, что сегодня главную угрозу человечеству несет человек, вернее, человекообразное существо, бездуховное, безнравственное, живущее стремлением к удовлетворению своих физиологических и биологических, порой чисто животных потребностей.

 

Глобализация рукотворна и управляется она людьми, игнорирующими все духовно-нравственные смыслы и ценности. Сознание и подсознание современных людей целенаправленно наполняют бездуховностью, безнравственностью и пошлостью на уровне желудка и всем остальным, что ниже пояса, пробуждают в людях самые низменные желания и неукротимое стремление удовлетворить их любой ценой.

 

Многие утверждают, что глобализация вооружает человека новыми знаниями и возможностями и потому она несомненное благо. Это не так! Ещё Аристотель утверждал, кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед. Кто не постиг науки добра, тому всякая иная наука приносит лишь вред, считал Мишель Монтень.

 

Нравственность и духовность не находятся в прямой связи с образованием и уровнем интеллекта человека, а соотносятся с ними как высшее и низшее начала, где образование, интеллект – низшее начало, а духовность и нравственность – высшее.

 

«NIL NOVI SUB LUNA», – «Ничто не ново под луною». Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) использовал это известное латинское выражение в своем знаменитом стихотворении «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста» (1797)

 

Что есть, то было, будет ввек.

Ничто не ново под луною:

И прежде плакал человек...

И прежде кровь лилась рекою, …

 

Умы людей ослеплены.

Что предков наших обольщало,

Тем самым мы обольщены;

Ученье их для нас пропало, …[15]

Увы, это так, мы, или не знаем, или игнорируем мудрость наших предков. Вопрос: почему человек превращается в биологическое существо страшнее зверя и, радуясь, заживо сжигает других людей, отрубает им головы, вырезает из живого человеческого тела органы и продает их для трансплантации и т.п.? Ответ тысячи лет назад сформулировали Пифагор, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель и другие античные философы и педагоги. Он звучит настолько просто, что не все понимают его глубокий смысл: всё дело в духовности и нравственности человека, в его воспитании.

 

Замечательно сказал выдающийся чешский педагог Ян Коменский: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира». [16] Обратите внимание на слова: гибель, ни мало, ни много, а всего мира! И это непреложная истина, т.к. именно духовно-нравственное воспитание предполагает преобразование человека природного в человека, сутью которого являются духовность, нравственность, совесть, справедливость, сострадание, уважение к другим людям и т.д. Великий Эйнштейн говорил: «Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование…» [17]

Любое информационное воздействие имеет цель – это дух, душа и все уровни психики человека. Его задача заставить человека думать и действовать необходимым образом. Для этого используются самые современные достижения науки и новые способы воздействия на психику и поведение населения отдельных стран и всего мирового сообщества. С помощью такого воздействия разрушается сознание и подсознание человека, его глубинные инстинкты. И это не фантазии, а реальные факты.

12 сентября 2012 года Президент России Владимир Владимирович Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи говорил: «духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, …объект открытого информационного противоборства, ... И это никакие не фобии, …так оно и есть на самом деле...Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий - это абсолютная реальность, …с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна». [18]

 

А годом раньше, 25 мая 2011 года, выступая в британском парламенте президент США Барак Обама заявил: «наступило время нашего лидерства. Мы – США, Великобритания и наши демократические союзники – формируем мир в котором могут образоваться новые нации…». И эта установка претворяется в жизнь. Запад ведет беспощадную борьбу за доминирующее влияние на планете, за торжество исповедуемых им принципов жизнеустройства. А Россия с её духовно-нравственными ценностями и принципами ему мешает. Поэтому против неё ведется широкомасштабная и разноплановая война и, прежде всего, война консциентальная, от лат. conscientia - «сознание», «совесть», т.е. война на поражение и переформатирование сознания человека, общества, народа.

Вывод очевиден: мы живем в эпоху грубого насильственного перелома, радикальной перестройки (переформатирования) мировоззрения, сознания и психики человека и человечества.

 

В начале 90-х гг. прошлого века отечественные «младореформаторы» заявляли, что «следует не о духовности рассуждать, а помочь гражданам России стать конкурентоспособными работниками на свободном рынке труда», нам говорили, что духовность, нравственность, мораль, воспитание - это химеры, лицемерие, ханжество и ложь, а все проблемы человека гарантированно решает рынок, его «универсальные законы».

 

Сегодня ситуация, слава Богу, иная. 31 декабря 2015 г. Президент России В.В. Путин подписал Указ № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", в котором (п.78) к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены: приоритет духовного над материальным, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали, преемственность истории нашей Родины и т.д. «Стратегия национальной безопасности…» указывает на необходимость внедрения принципов духовно-нравственного развития в систему образования, в молодежную и национальную политику.[19] Как мы видим всё обозначено очень чётко и точно! Нам остается только исполнять!

 

Осознавая вышесказанное, мы можем утверждать, что передний край борьбы за Россию находится в области духа и нравственности. Но это понимаем не только мы. Широко известны слова Збигнева Бжезинского, что после разрушения Советского Союза и краха коммунизма настала очередь православия и Русской Православной Церкви. Это откровение классика русофобии свидетельствует, что те, кто мечтает о разрушении России хорошо понимают исключительную роль православия и Русской Православной Церкви в развитии и сохранении российской государственности, само идентичности русского народа и других народов России.

 

Атаки на православие перманентны. Было письмо десяти академиков, антихристианские выставки Гельмана, заявления Познера и других «интеллектуалов», различные перфомансы и безобразные выходки, наподобие плясок в храме Христа Спасителя – памятнике подвигу нашего народа и воинства в 1812 года, да еще в год 200-летнего Юбилея. Почему патологически не перенося Православие, наши так называемые либералы и демократы в то же время охотно идут на контакты и взаимодействие с протестантами, лютеранами, католиками и другими христианами Западной Европы?

 

Западное христианство возвышает абстрактную личность, но не рассматривает нравственные основы использования этой личностью свободы, а отсюда - разрушение принципов добра и зла, правды и обмана, потеря принципов морали и нравственности, защита любой вседозволенности, включая разврат и любые извращения, рассуждения об общечеловеческих ценностях, лишенных нравственного содержания. Ориентация на взгляды западного христианства позволяет нашим отечественным либералам забыть понятия стыда и совести, делать все, что заблагорассудится или, как в народе говорят «всё, что в голову взбредет» и внедрять в общество торгово-рыночные отношения, свободные от всяких нравственных норм.

 

Православная вера обращена не просто к обществу или государству, а к Душе, совести, разуму, чувствам каждого человека и направлено на его внутреннее обновление, учит его Любви и Правде в отношениях с другими людьми и окружающим миром. Православие не рассматривает права и свободы человека вне его ответственности и обязанностей перед Богом, другими людьми, обществом и государством. Оно стоит на принципах Добра, Любви, Справедливости, Сострадания, осуждает насилие, корыстолюбие, разврат и другие пороки, культивируемые либерально-демократическими «глашатаями свободы слова и творчества». Поэтому оно и стоит как кость поперек горла «наиболее передовым» либерально-демократическим «благодетелям», как отечественным, так и зарубежным.

 

Любое государство имеет свою государственную политику, а его Вооруженные Силы служат средством и инструментом этой политики. В мирное время они сдерживают потенциальных агрессоров от желания решить силой проблемы межгосударственных отношений за счет интересов своей страны, в военное время отстаивают эти интересы с применением военной силы. В обоих случаях действия армии проникнуты политикой, и с этой точки зрения ее нельзя «деполитизировать».

 

«В Древней Греции, - писал Свечин, - слово «idiotes» обозначало обывателя, несведущего, не интересующегося государственными делами, а также лицо высшего класса, лишенное политических прав. Ввиду высокого уровня политической сознательности и напряжения политической борьбы в Афинах слово «идиот» вместо обозначения аполитичности начало подразумевать людей скудоумных, так как греки полагали, что надо иметь коренной недостаток мозгового аппарата, чтобы не интересоваться политикой». Те, кто предлагал полностью «деполитизировать» армию и флот России, видимо, хотел иметь на воинской службе «людей скудоумных», имеющих «коренной недостаток мозгового аппарата», т.е. сплошь «идиотов».

Вооруженные силы можно и нужно оградить от влияния политики какой-либо одной партии, в них должна безраздельно господствовать официальная политика государства. А для любого военного непреложным должен быть нравственный (а может быть и административный) закон, хочешь поддерживать идеи и интересы какой-либо партии, заниматься партийной политикой, сними погоны, уйди в отставку и реализуй свое гражданское право на свободу совести.

Хорошо известна мысль Карла фон Клаузевица (1780-1831), что война есть продолжение политики иными, а именно насильственными средствами. Любая война - беспощадное проявление политики, политическая борьба с применением Вооруженных сил, поэтому в работе с военнослужащими нужна ясно осознанная политическая составляющая. Государственная политика, должна быть понятна всему личному составу Вооруженных Сил - от рядового до генерала, от солдата до министра и воодушевлять их на самоотверженное и жертвенное служение своей Родине.

 

Государственная политика России должна базироваться на высоких православных духовно-нравственных принципах, быть нравственно чистой и справедливой. Полагаю, что многие не удержатся от скептической улыбки и упрекнут автора в оторванности от реальной жизни современной России. Это не так, долгий путь внутреннего развития пришлось ему пройти прежде, чем ясно понять, что это не только жизненно необходимо, но и вполне возможно.

 

Любой государственный деятель России, если он искренне хочет, чтобы его Родина сохранилась, выжила, развивалась и процветала, долен стремиться именно к такой - нравственной государственной политике. Такую политику поймет и подержит абсолютное большинство русского народа и других народов России. Такая политика воодушевит воинов России на самоотверженное и бескорыстное служение своему Отечеству. Именно нравственной государственной политики ждут от России народы самых разных стран и континентов, и эта политика будет правильно понята и уважаема равно как её друзьями, так и недругами.

 

Достигнуть этого можно лишь на пути к православию, которое веками проповедует высокое духовно-нравственное начало человека. Ценности православия не оспариваются другими, нехристианскими, религиями, которые традиционно исповедуют народы России, они принимаются и большинством неверующих. Православие предоставляет человеку свободу выбора веры, утверждает право каждого жить так, как он считает нужным, но при этом требует, чтобы его личная свобода и права не ущемляли свободу и права других людей. Православие свободно по своей сути, в нем нет разрушающего души прагматизма, слепого подражательства и сиюминутных политических интересов. Оно рассматривает природу личности как наднациональную, созданную по образу и подобию Божьему, и делами воплощает это подобие.

 

Высокие нравственные идеи православия и сегодня воспринимаются народом России на глубинном генетическом уровне, как воздух, которым они дышат. Именно поэтому исповедуемые православием доброта, отзывчивость, сострадание, милосердие, справедливость, неприхотливость, готовность к самопожертвованию за Отечество и многие другие высокие духовно-нравственные качества еще и сегодня живут в сердцах русского народа и других народов России разного вероисповедания.

Веками православие воспитывает и сплачивает народы России, объединяет и мобилизует их на защиту российской государственности. Православная вера и сегодня является надежным фундаментом духовно-нравственного народов России и военнослужащих её Вооруженных Сил, она сохранила для этого историю, традиции, моральные критерии и принципы, внутреннюю нравственную чистоту, правду и силу.

 

Сегодня, как уже не раз бывало в истории, православие и Русская Православная Церковь вновь оказались объективно единственными последовательными выразителями общенациональных интересов русского народа, всех народов России и самого государства Российского. Православие и сегодня наше главное духовное оружие. Оно делало нас непобедимыми во всех прошлых сражениях, оно поможет нам и сегодня устоять, и победить в любой будущей войне. Пласт православной культуры, мировоззрения, моральных норм, принципов, взглядов исключительно богат, глубок и многослоен. Он нами мало изучен и таит в себе удивительные откровения и неожиданные бесценные находки.

 

Вышеизложенное дает нам право утверждать, что в современной России только православные идеи патриотизма, самоотверженной любви к Отечеству, безкорыстного служения ему, идеи высокого воинского Долга, Чести, Правды, Добра и Справедливости могут консолидировать все народы России, стать духовной основой нового возрождения России, ее армии и флота. Все другие идеи – демократии и коммунизма, консерватизма и либерализма и др. – всегда выражают интересы какой-то части общества, а потому не могут его консолидировать.

 

Нам давно пора перестать оглядываться на Запад и ориентироваться на мнение международных организаций в Европе и за океаном, потерявших моральный авторитет и уважение большинства стран мира. Россия вполне самодостаточная страна, пользующаяся большим уважением народов разных стран и континентов и нам не нужны подсказки от духовно больных субъектов современного мира. Мы видим и искренне печалимся, наблюдая прогрессирующую духовно-нравственную деградацию Европы и США, захлебывающихся в мыслимых и немыслимых развращениях, которые не могут быть для нас примером. Пусть они делают, что хотят, Бог им судья, а нам это не подходит. Выдающийся русский философ И.А. Ильин писал: «Всё, что воспитывает духовный характер человека, хорошо для России, всё должно быть принято, творчески продумано, утверждено, насаждено и поддержано. И обратно: всё, что не содействует этой цели, должно быть отвергнуто, хотя бы оно и было принято всеми остальными народами».[20]

 

Потеря человеком своей духовно-нравственной сущности, превращает его интеллектуальные способности в страшное оружие самоуничтожения, ведёт к вырождению и гибели человечества. Отсутствие у человека духовности и нравственности разрушает не только его самого, но и весь окружающий мир.

Мы сохраним Россию только в том случае, если сохраним свои традиционные духовно-нравственные ценности, свою национальную само идентичность, русский язык, историю, культуру, религии, верования и языки всех без исключения народов России, их духовно-нравственные, трудовые и боевые традиции. Нам надо ясно понять и запомнить несколько аксиом:

 

  • в основе существования и развития народа, общества и государства Российского всегда лежали и лежат сегодня не только и не столько экономика, технический прогресс и т.д., а сколько дух, духовность, нравственность и мораль, духовное здоровье человека и общества;
  • в основу выбора дальнейшего пути развития России и решения любых самых сложных социальных, экономических, политических, правовых и других задач, должны закладываться духовно-нравственные начала, так как отсутствие у человека духовности и нравственности разрушает его самого и весь окружающий его мир;
  • без опоры на традиционные духовно-нравственные ценности, историю, религию и культуру народов России, страна не возродится и никакие реформы в ней, кроме разрушительных, невозможны.

 

Будем достойны прошлого России и сделаем все для ее достойного будущего. Только тогда мы сможем по праву назваться ее сыновьями!

 

Честь имею!

 

Генерал-майор Черкасов Александр Владимирович,

кандидат военных наук, ст. научный сотрудник, профессор

Военного Университета МО РФ, председатель Попечительского

Совета РОО «ОМОФОР-СУВОРОВСКИЙ ПРИЗЫВ»,

член Центрального Совета ООД «РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ».

 


[1] Сунь - Цзы. Трактат о военном искусстве. М., 1950.

[2] Необходимое примечание автора. Термины «духовный фактор», «духовность», «духовные основы» и другие от корня «дух», применяются в данном контексте преимущественно в общепринятом, светском употреблении этих понятий и имеют не много общего с употреблением его людьми верующими, богословами, церковью.

4. Цит. по: А.К. Пузыревский. Исследование боя в древние и новейшие времена.СПб,1911. С.24-25.

[4] К. Клаузевиц. «О войне». М., 1936. Т.1.

[5] Со взятием Измаила связано одно из первых документальных свидетельств о беспримерной храбрости войсковых священников. В рапорте Потемкину Суворов писал: «Полоцкого пехотного полка, священник Трофим Куцинский во время штурма Измаильского, ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жестоком сражении. Крест Господень, который он, яко знамение победы для воинов, носил в руках, пробит был двумя пулями. Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею». Императрица Екатерина II пожаловала отцу Трофиму наперсный крест с бриллиантами на Георгиевской ленте. По ее же ходатайству он был произведен в сан протоиерея.

[6] Суворов в сообщениях профессоров Николаевской академии Генерального штаба. СПб, 1901. Кн. 2.

[7] Приведенные выше слова, приказы и другие суворовские документы цитируются по сборнику: Антология отечественной военной мысли. Москва, ВАГШ, 2000. Николай Николаевич Головин. Суворов и его «Наука побеждать». Автор и научный руководитель проекта И. С. Даниленко, генерал-майор в отставке, профессор ВАГШ, доктор философских наук.

[8] Заглавными буквами выделено самим Суворовым. (Прим. автора).

[9] Генералъ Н.Н. Головин. Суворов и его «Наука побеждать». Белград. Книгоиздательство «Возрождение». 1931. Репринтное издание. М.: ВАГШ. 2000. С.11.

[10] Послание апостола Павла римлянам (13. 8:10).

[11] А в XXI веке тем более. Офицер – это Призвание, Долг, Честь, Отечество, а не наёмник по контракту. Прим. автора.

[12] Ильин И. А. Афоризмы религиозного опыта. Исследование. – Париж, 1953. М., 1993. – С. 51.

[13] Там же.

[14] Все цитаты приведены из статьи в газете «Российский писатель». № 15–16, август 2007.

[15] «Ничто не ново подо ЛУНОЮ», (Nil novi sub luna). Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) использовал это известное латинское выражение в своем знаменитом стихотворении «Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста» (1797)

http://stroki.net/content/view/17532/114/

[16] Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. // Педагогическое наследие/ сост. В.М. Кларин. А.Н. Джуринский. – М., 1989. – С. 131.

[17] Назаров В. Н. Разум сердца. Политиздат. - М., 1989. – С. 456.

[18] Выступление Президента РФ на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи 12 сентября 2012 г. http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470

[19] Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512310038?index=0&rangeSize=1

[20] Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. Собр. соч. в 10 т. Т.7. М.: Русская книга. 1998. С. 463.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Владимирович Черкасов
Суворовский Храм общими усилиями обретает вторую жизнь
В Суздале состоялся Суворовский Сбор
26.11.2024
До 300-летнего юбилея со дня рождения Суворова осталось 6 лет
Начинаем сбор средств на проектные работы, включая полный пакет технической документации
08.11.2024
«Духовная роль Суворова в прошлом, настоящем и будущем»
О конференции, посвящённой изучению праведного стратега
10.06.2024
Памяти Генералиссимуса
В честь 224-й годовщины со дня праведной кончины Александра Васильевича Суворова в Суворовском Храме села Кистыш состоялись Литургия, Панихида памяти Великого Полководца, возложение гирлянды Славы и цветов к его памятнику у здания музея
21.05.2024
Суворов – имя Победы!
Духовно-нравственные истоки удивительных побед Суворова
27.01.2024
Все статьи Александр Владимирович Черкасов
Последние комментарии
Множество негодяев и воров сидит пока в чиновничьих креслах
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.12.2024 16:38
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.12.2024 16:21
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.12.2024 16:15
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.12.2024 15:45
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от Рабочий
26.12.2024 12:25
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
26.12.2024 11:36
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
26.12.2024 05:47