Расскажу немного о переведенном мною романе Нила Стивенсона "Синдром отката" (Termination Shock), о котором пишет Tatyana Danilova.
Честно говоря, это было мое первое знакомство со Стивенсоном (да, в какой-то момент я совершенно выпала из современных трендов :( ), так что смотрела на него, т.с., наивными и непредвзятыми глазами.
Больше всего он показался мне похожим - неожиданно - на Жюль Верна. Интеллектуальная техно-фантастика "ближнего прицела", в которой автор стремится в первую очередь не развлечь читателей, а сообщить им много нового и сильно расширить их кругозор.
Это роман-энциклопедия. Происходят события планетарного масштаба; действие переносится из Техаса в Нидерланды, а оттуда на остров Папуа или на индийско-китайскую границу; и по ходу дела автор сообщает нам невероятное количество разных интересных сведений.
Действие происходит в ближайшем будущем - примерно 2040-е годы. Роман посвящен глобальному потеплению и борьбе с ним. Так что, видимо, его восприятие будет зависеть и от того, верят читатели в глобальное потепление или не верят. (Сам Стивенсон верит, но к "зеленым" и их программам относится очень скептически.)
Так или иначе, в этом недалеком будущем глобальное потепление сделалось заметно невооруженным глазом и начало серьезно осложнять людям жизнь. Повышается уровень моря; низменным прибрежным территориям грозит затопление; свирепствуют разрушительные грозы, ураганы и наводнения; там, где прежде климат был умеренный, делается жарко, а в странах с жарким климатом становится просто невозможно выходить на улицу без специальных охладительных "геокостюмов". С другой стороны, некоторым странам глобальное потепление на руку. А попытки искусственно "охладить" землю могут вызвать катастрофу и голод в некоторых пока благополучных регионах, да и вообще их последствия для всей планеты непредсказуемы.
Поэтому, когда некий американский миллиардер-технократ предлагает остроумное решение климатической проблемы - и не просто предлагает, но и сам берется за дело - вокруг его идеи разворачивается сложная геополитическая возня, со шпионскими интригами и засылкой высокотехнологичных диверсантов...
Понятно, что такой сюжет располагает к лавине информации по физической и политической географии, метеорологии и климатологии. Но не только! На 750 страницах романа нас ждут кулстори о диких свиньях и миграциях огненных муравьев, о конфликте Индии и Китая из-за неурегулированной пограничной линии, о сикхах и их древнем боевом искусстве "гатка", о злоключениях голландцев в Индокитае во время Второй Мировой, о Масланткеринге - "морских воротах" Нидерландов, об устройстве дамб, о соколиной охоте, о религии команчей, о дипфейках... Чего только нет! Огромный, плотный, многослойный, густо насыщенный информацией текст.
Действие разворачивается одновременно в самых экзотических точках мира. Персонажи - люди разных рас, культур, абсолютно разного происхождения и социального положения, сведенные вместе глобализацией и общей угрозой - непредсказуемо сталкиваются, становятся друзьями или врагами. Технологии будущего соседствуют с первобытными верованиями, киборги и дроны - с боем на шестах и охотничьими соколами.
Любопытные игры с языком. Герои из разных стран, разумеется, говорят на разных языках, каждый знает по несколько языков - и Стивенсон это отмечает и не упускает случая использовать.
И негромкая ирония, заметная и в отдельных деталях, и в самом ходе повествования - которое по сути оказывается не чем иным, как вестерном в высокотехнологичных декорациях.
Интересен взгляд Стивенсона на ближайшие политические перспективы. Об этом он говорит вскользь, особенно не углубляясь. Но в его картине будущего Штаты - в упадке: их раздирают внутренние дрязги, они теряют авторитет на мировой арене и становятся посмешищем для соседей. Наиболее сильные и опасные игроки в мировом масштабе - Китай и Индия. Что же до России - о ней Стивенсон просто молчит. Т.е. известно, что она существует, но и только. Явно не случайное и любопытное умолчание.
Что касается его прогнозов, то насчет глобального потепления - дальше будет видно. Угрозу ковида Стивенсон определенно переоценил (роман писался в 2019-2020 годах). Но то, что он говорит о военной стратегии и тактике будущего - о широком использовании дронов и "перформативной войне", войне-шоу, в которой боевые действия транслируются в реальном времени на весь мир и ведутся с расчетом на реакцию зрителей - это уже не будущее, а настоящее, которое мы видим своими глазами.
Но и хорошая книга не может быть идеальной во всем; и из-за такой широты охвата и объема и сложности фактического материала, на мой взгляд, несколько "просели" другие важные составляющие.
Сюжет.
Нет, нельзя сказать, что его совсем нет. К концу романа мы убеждаемся, что все-таки есть! Все нити сходятся воедино, и финальная часть представляет собой увлекательный боевик, где ковбой с винтовкой и боевые орлы (!) отбиваются от киборга (в буквальном смысле) и дронов.
Но почти вся книга перед этим состоит в том, что все герои ходят, ездят, плывут на лодках, летают на самолетах то туда, то сюда, посещают разные географические и технологические достопримечательности, вспоминают прошлое, а также ведут содержательные разговоры, в которых сообщают друг другу и читателям много интересного, но сюжет это не двигает примерно никак. Путешествия и светские рауты, рауты и путешествия. Трындят и ездят, ездят и трындят. Это немножко утомляет, даже если тебе интересна "энциклопедическая" составляющая. А человек, которому это неинтересно, книгу, на три четверти состоящую из лекционного материала, просто не осилит.
Но и тот сюжет, который есть, как-то обрывается на середине, и есть ощущение, что до самого интересного-то и не дошли. Где же пресловутый "откат" и его ужасные последствия? О них немного поговорили, и все. Может быть, об этом будет продолжение?
Герои.
Та же проблема, что была у Жюль Верна: картон и "говорящие головы".
Трое главных мужских персонажей - Руфус, Лакс и Т.Р. Шмидт - хоть что-то из себя представляют. Хотя, честно говоря, Руфус и Лакс сами по себе очень стереотипны, их вытягивает только экзотический бэкграунд, а Т.Р. Шмидт подозрительно напоминает Илона Маска. :)
Но королева Нидерландов и все ее окружение - люди, вокруг которых вертится львиная часть повествования - это просто беда.
Ну, немножко выделяется Микьель, который плейбой и пилот-любитель. Он хотя бы красавчик. :)
Но самой королеве, типа-главной героине, не помогает ни умение водить самолет, ни любовь к технике, ни даже внезапная бисексуальность. Она всю книгу как снулая рыба. И остальные... кто все эти люди? Зачем они здесь? Чем отличаются друг от друга? Ни чрезвычайное расовое и национальное разнообразие, ни наличие в их рядах ЛГБТ, без коих нынче никуда, не делают их интересными или хотя бы запоминающимися. Есть потенциал для увлекательного приключенческого сюжета, есть места, которые могут в нем занять эти герои... но сами герои не тянут.
В общем, кто ждет головокружительных приключений или ярких обаятельных фигур - тем не сюда. Но кому интересна неторопливая, насыщенная информацией "научно-художественная" проза в традициях конца XIX - первой половины XX века, но с поправками на современность - тем добро пожаловать.
NB: интересный факт: в 2021 году в Калифорнии стартап под названием "Make Sunsets" попробовал осуществить то, что делает в книге Т.Р. Шмидт - "охладить" Землю, выбросив в верхние слои атмосферы большие объемы серы. Вполне возможно, что идею они почерпнули из только что вышедшего на тот момент романа Стивенсона.