Свечи в храме: что говорит Типикон

1 Советский недобиток 
552
Время на чтение 5 минут

Фото: Алексей СолодкинИсточник: Православие.ру

Фото: Алексей Солодкин

«Куда зажигаешь!» – шикает бабулька на женщину гневным шепотом. Женщина, словно обжегшись, отдергивает руку со свечой от подсвечника. «Не видишь, шестопсалмие идет!»

Знакомая для многих картина. Если вам «не повезло» самим оказаться в подобной ситуации, то вы могли не раз наблюдать такое со стороны. Это известная для многих приходов проблема. Однако эта статья не о «ревнителях храмового благочестия», а о том, что предписывает Устав относительно богослужебного использования церковных свечей.

 

Думаю, для многих вообще окажется новостью, что Типикон (церковный Устав) что-то говорит о возжжении свечей. Подавляющее большинство верующих кроме шестопсалмового запрета больше ничего про свечи не знают. Не только приносящие свечи, но и следящие за подсвечниками часто не имеют представления ни о порядке богослужения, ни о прямой связи горения/тушения свечей с этим порядком. Следящие за подсвечниками просто ставят свечи по мере их поступления. В результате часто получается так, что в наиболее торжественные и важные моменты службы свечей нет, так как они уже сгорели тогда, когда должны были быть потушены. Причина тому – нарушение порядка (Устава).

Что же говорит Устав? В Типиконе содержатся две главы, регламентирующие порядок использования свечей. Они называются: «О вжигании свещ, како подобает в церкви вжигати, в неделю, и на праздники Христовы, и Богородицы, и святых, и прочия дни» (гл. 24) и вторая: «О вседневном вжигании свещ» (гл. 25).

На Малой вечерне, после благословения иерея, свечи (точнее – свечу) зажигают перед иконой Спасителя и перед храмовой иконой по правую сторону иконостаса и перед иконой Богородицы на левой стороне, а также «пред аналогием» (т.е. перед праздничной иконой). Погашаются эти свечи после отпуста вечерни.

На Великой вечерне зажигаются те же свечи, что и на малой. Если же богослужение бденное или святой имеет «Блажен муж», то зажигается светильник «в тябле» (тябло – место над царскими вратами, где расположена икона Спасителя, либо весь этот ярус) и в алтаре у престола. По значимости к главным иконам храма могут быть отнесены чудотворные и особо почитаемые иконы.

Если же святой без «Блажен муж» (на обычных службах), тогда свечи зажигаются только перед иконой Спасителя, Богородицы и иконой храма. На «Господи воззвах» к ним добавляются свечи в тябле и перед праздничной иконой. Погашаются свечи «на конечном Трисвятом». В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что свечи (не все, но бо́льшая их часть) гасятся после «Свете тихий», а если была лития, то на стихирах возжигаются все свечи, а по окончании «Ныне отпущаеши» бо́льшая часть свечей погашается. Возможно, в Типиконе имеется в виду как раз это Трисвятое по «Ныне отпущаеши».

Протоиерей Константин Никольский разделяет понятия «Утреня» и «Бог Господь». Согласно его пониманию, в самом начале Утрени (перед шестопсалмием) возжигаются свечи перед иконами Спасителя, Богородицы и храма. А на «Бог Господь» к ним добавляются свечи в тябле и праздника. Т.е. знаменитый запрет на свечи во время шестопсалмия оказывается не таким уж безусловным.

«Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать светильников более, а при менее торжественных, печальных – менее… Таким образом, во время чтения шестопсалмия, по уставу, предписывается немного зажигать свечей, так как в этих псалмах выражается покаяние и умиление»[1].

На полиелее зажигаются все свечи и горят до окончания 3-й песни канона, после чего все свечи погашаются. На 8-й песне канона все свечи снова зажигаются и горят до конца Великого славословия. Протоиерей Никольский связывает это тушение свечей с так называемым «чтением» (Типикон, гл. 2, 3 и др.), которое полагается после 3-й и 6-й песен канона, т.е. на время чтения прологов и святоотеческих поучений свечи должны быть потушены. В настоящее время поучения по 3-й и 6-й песнях канона не читаются (за исключением дня памяти Марии Египетской).

 

Что же касается Божественной литургии, то до службы полагается возжечь свечу на жертвеннике. После того как иерей облачится и наступит время бить в колокол, зажигается свеча на престоле и в храме (как на Великой вечерне: перед иконами Спасителя и Богородицы, перед храмовой иконой в иконостасе, в тябле и перед праздничной иконой). Когда же наступает чтение Евангелия, зажигаются все свечи в храме и горят до заамвонной молитвы.

Если после литургии служится праздничный молебен (т.е. с открытыми вратами), то вновь возжигаются свечи перед главными иконами в иконостасе: Спасителя, Богородицы, храмовой и перед праздничной. Если служится заказной молебен, то свечи возжигаются только перед той иконой, перед которой служится молебен. То же касается и панихиды – свечи возжигаются только на каноне.

На Повечерии, полунощнице и на часах свечи зажигаются только перед иконами Спасителя и Богородицы.

В настоящее время в силу тех или иных причин Устав не всегда соблюдается. И даже в самом Типиконе в некоторых местах можно встретить в скобках такие пояснения: «Ныне же сей чин весьма в церквах упразднися». Тем не менее можно выделить основные правила касательно свечей и стараться им следовать:

  • Свечи возжигаются не хаотично, но в определенном порядке:

1) алтарь,

2) главные иконы в иконостасе (Спасителя, Богородицы, храмовая икона),

3) праздничная икона в центре храма и особо почитаемые,

4) остальные иконы в храме.

  • Перед главными иконами храма свечей должно быть больше, и горят они дольше, чем перед остальными иконами.
  • Свечей должно быть больше в праздники, чем в будни (т.е. не из-за разного количества прихожан, а по причине того, что в будни свечей выставляется меньше).

Таким образом, можно увидеть, что процесс использования свечей за богослужением весьма динамичен. Свечи то зажигаются, то гасятся по несколько раз за богослужение. Это важно помнить тем, кто считает, что погасить свечу во время богослужения грешно, и обижается, когда гасят его свечу. Важно понимать, что свечи – не самостоятельный атрибут в храме. Они – неотъемлемая часть всего богослужебного действа, и используются они в контексте этого действа. Как паникадила не горят всю службу, но гасятся в определенные моменты богослужения, точно так же и свечи, использование которых имеет свой смысл и символизм. Именно в духе этого символизма и духовного смысла и был составлен Устав.

 

При этом важно не допускать скандалов в вопросе возжжения/тушения свечей. Это касается в первую очередь ответственных за подсвечники. Нужно дать людям время прийти к сознательному отношению и правильному пониманию церковных обычаев и правил. Поэтому не нужно запрещать желающим поставить свечу «не вовремя». Ведь малое количество свечей может оставаться зажженными в продолжение почти всей службы. Есть множество приходов с традицией оставлять по одной горящей свече даже во время шестопсалмия. В конце концов, главным во всех правилах и уставах является – любовь, а свечи и все прочие внешние атрибуты – лишь средства к ее достижению.

 

[1] Никольский Константин, протоиерей. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Роман (Кропотов)
Об истинном прогрессе, науке и вере
Христианство и научно-технический прогресс. Часть 1
16.09.2024
Годовщина. Документальный фильм
Памяти архимандрита Власия (Перегонцева)
04.11.2022
Дневник
Рассказы
18.11.2014
Все статьи Иеромонах Роман (Кропотов)
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
17.11.2024 08:50
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47