Фото: Алексей Солодкин
«Куда зажигаешь!» – шикает бабулька на женщину гневным шепотом. Женщина, словно обжегшись, отдергивает руку со свечой от подсвечника. «Не видишь, шестопсалмие идет!»
Знакомая для многих картина. Если вам «не повезло» самим оказаться в подобной ситуации, то вы могли не раз наблюдать такое со стороны. Это известная для многих приходов проблема. Однако эта статья не о «ревнителях храмового благочестия», а о том, что предписывает Устав относительно богослужебного использования церковных свечей.
Думаю, для многих вообще окажется новостью, что Типикон (церковный Устав) что-то говорит о возжжении свечей. Подавляющее большинство верующих кроме шестопсалмового запрета больше ничего про свечи не знают. Не только приносящие свечи, но и следящие за подсвечниками часто не имеют представления ни о порядке богослужения, ни о прямой связи горения/тушения свечей с этим порядком. Следящие за подсвечниками просто ставят свечи по мере их поступления. В результате часто получается так, что в наиболее торжественные и важные моменты службы свечей нет, так как они уже сгорели тогда, когда должны были быть потушены. Причина тому – нарушение порядка (Устава).
Что же говорит Устав? В Типиконе содержатся две главы, регламентирующие порядок использования свечей. Они называются: «О вжигании свещ, како подобает в церкви вжигати, в неделю, и на праздники Христовы, и Богородицы, и святых, и прочия дни» (гл. 24) и вторая: «О вседневном вжигании свещ» (гл. 25).
На Малой вечерне, после благословения иерея, свечи (точнее – свечу) зажигают перед иконой Спасителя и перед храмовой иконой по правую сторону иконостаса и перед иконой Богородицы на левой стороне, а также «пред аналогием» (т.е. перед праздничной иконой). Погашаются эти свечи после отпуста вечерни.
На Великой вечерне зажигаются те же свечи, что и на малой. Если же богослужение бденное или святой имеет «Блажен муж», то зажигается светильник «в тябле» (тябло – место над царскими вратами, где расположена икона Спасителя, либо весь этот ярус) и в алтаре у престола. По значимости к главным иконам храма могут быть отнесены чудотворные и особо почитаемые иконы.
Если же святой без «Блажен муж» (на обычных службах), тогда свечи зажигаются только перед иконой Спасителя, Богородицы и иконой храма. На «Господи воззвах» к ним добавляются свечи в тябле и перед праздничной иконой. Погашаются свечи «на конечном Трисвятом». В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что свечи (не все, но бо́льшая их часть) гасятся после «Свете тихий», а если была лития, то на стихирах возжигаются все свечи, а по окончании «Ныне отпущаеши» бо́льшая часть свечей погашается. Возможно, в Типиконе имеется в виду как раз это Трисвятое по «Ныне отпущаеши».
Протоиерей Константин Никольский разделяет понятия «Утреня» и «Бог Господь». Согласно его пониманию, в самом начале Утрени (перед шестопсалмием) возжигаются свечи перед иконами Спасителя, Богородицы и храма. А на «Бог Господь» к ним добавляются свечи в тябле и праздника. Т.е. знаменитый запрет на свечи во время шестопсалмия оказывается не таким уж безусловным.
«Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать светильников более, а при менее торжественных, печальных – менее… Таким образом, во время чтения шестопсалмия, по уставу, предписывается немного зажигать свечей, так как в этих псалмах выражается покаяние и умиление»[1].
На полиелее зажигаются все свечи и горят до окончания 3-й песни канона, после чего все свечи погашаются. На 8-й песне канона все свечи снова зажигаются и горят до конца Великого славословия. Протоиерей Никольский связывает это тушение свечей с так называемым «чтением» (Типикон, гл. 2, 3 и др.), которое полагается после 3-й и 6-й песен канона, т.е. на время чтения прологов и святоотеческих поучений свечи должны быть потушены. В настоящее время поучения по 3-й и 6-й песнях канона не читаются (за исключением дня памяти Марии Египетской).
Что же касается Божественной литургии, то до службы полагается возжечь свечу на жертвеннике. После того как иерей облачится и наступит время бить в колокол, зажигается свеча на престоле и в храме (как на Великой вечерне: перед иконами Спасителя и Богородицы, перед храмовой иконой в иконостасе, в тябле и перед праздничной иконой). Когда же наступает чтение Евангелия, зажигаются все свечи в храме и горят до заамвонной молитвы.
Если после литургии служится праздничный молебен (т.е. с открытыми вратами), то вновь возжигаются свечи перед главными иконами в иконостасе: Спасителя, Богородицы, храмовой и перед праздничной. Если служится заказной молебен, то свечи возжигаются только перед той иконой, перед которой служится молебен. То же касается и панихиды – свечи возжигаются только на каноне.
На Повечерии, полунощнице и на часах свечи зажигаются только перед иконами Спасителя и Богородицы.
В настоящее время в силу тех или иных причин Устав не всегда соблюдается. И даже в самом Типиконе в некоторых местах можно встретить в скобках такие пояснения: «Ныне же сей чин весьма в церквах упразднися». Тем не менее можно выделить основные правила касательно свечей и стараться им следовать:
- Свечи возжигаются не хаотично, но в определенном порядке:
1) алтарь,
2) главные иконы в иконостасе (Спасителя, Богородицы, храмовая икона),
3) праздничная икона в центре храма и особо почитаемые,
4) остальные иконы в храме.
- Перед главными иконами храма свечей должно быть больше, и горят они дольше, чем перед остальными иконами.
- Свечей должно быть больше в праздники, чем в будни (т.е. не из-за разного количества прихожан, а по причине того, что в будни свечей выставляется меньше).
Таким образом, можно увидеть, что процесс использования свечей за богослужением весьма динамичен. Свечи то зажигаются, то гасятся по несколько раз за богослужение. Это важно помнить тем, кто считает, что погасить свечу во время богослужения грешно, и обижается, когда гасят его свечу. Важно понимать, что свечи – не самостоятельный атрибут в храме. Они – неотъемлемая часть всего богослужебного действа, и используются они в контексте этого действа. Как паникадила не горят всю службу, но гасятся в определенные моменты богослужения, точно так же и свечи, использование которых имеет свой смысл и символизм. Именно в духе этого символизма и духовного смысла и был составлен Устав.
При этом важно не допускать скандалов в вопросе возжжения/тушения свечей. Это касается в первую очередь ответственных за подсвечники. Нужно дать людям время прийти к сознательному отношению и правильному пониманию церковных обычаев и правил. Поэтому не нужно запрещать желающим поставить свечу «не вовремя». Ведь малое количество свечей может оставаться зажженными в продолжение почти всей службы. Есть множество приходов с традицией оставлять по одной горящей свече даже во время шестопсалмия. В конце концов, главным во всех правилах и уставах является – любовь, а свечи и все прочие внешние атрибуты – лишь средства к ее достижению.
[1] Никольский Константин, протоиерей. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви