О романе Светланы Замлеловой «Блудные дети»

Загадка жанра

0
362

Источник: блог автора

Роман Светланы Замлеловой "Блудные дети" я прочитал с запозданием, уже после того, как познакомился с несколькими рецензиями на него. Тема очень важная, но, увы, мало кто из прозаиков берётся за неё: молодёжь на переломе эпох, в лихие 90-е. Те годы живут и в моей памяти, а потому особенно остро воспринимаются предельно точные, глубокие осмысления той переходной эпохи, которые предлагает автор через судьбы героев книги. Впрочем, роман многолюдный, в нём главные герои активно взаимодействуют с персонажами второго плана, а в итоге перед читателями предстаёт целая галерея интеллигентов-перевёртышей, которые правили в то время свой сатанинский бездуховный бал. Очень впечатляющие типажи!

Роман Замлеловой философичен в лучших традициях русской литературы, да ведь автор - не только писатель, прекрасно владеющий словом, но и профессиональный философ, умеющий заглядывать в суть и политических и нравственных реалий жизни, понимающий их подоплёку. Читал я роман не просто с интересом, а с удовольствием, на некоторых страницах, что называется, смаковал.

Но развёрнутые рецензии, с сюжетным обоснованием жизненных и нравственных метаморфоз, происходящих с героями, я писать не умею. Для меня важнее общая оценка книги, те чувства и мысли, какие остаются после её прочтения. И тут начинается совсем иной разговор.

Не могу припомнить другое современное литературное произведение, которое стало бы для меня жанровой загадкой. И в аннотации романа и в тех рецензиях, которые довелось прочитать, речь идёт о серьёзном художественном анализе минувшей эпохи на примере нескольких интересных человеческих судеб, о правдивости жизнеописания, о проникновении в суть исторических событий и общественных явлений. Всё так. Возражений вроде бы нет. Но лично я воспринял роман "Блудные дети" совершенно иначе.

Я воспринял роман как сильнейшую, мощную, на сегодняшний день единственную в своём роде сатиру, как говорится, донага раздевающую омерзительную, безнравственную эпоху 90-х. И судьбы героев, и галерея типов, а главное, сам образный язык с интересными иносказаниями - всё делает роман остросатирическим. Не знаю замысла автора, но, на мой взгляд, получилась у Замлеловой именно великолепная сатира, для современной литературы уникальная.

Настолько великолепная, что просто просится на киноэкран: актёрам есть кого играть, есть что сказать и есть для них образы, через которые можно показать своё сценическое мастерство. Да и режиссёру есть, где размахнуться по-настоящему. Причём, речь идёт именно о серьёзной, глубокой сатире, а не дурашливом юморе, которым переполнены сегодня активно рекламируемые фильмы, выкачивающие из зрителя деньги и опрощающие, оглупляющие его.

Сатира давно исчезла из нашего искусства. После Задорнова - пустота. Смехачи, которые в период перестройки и после неё изгалялись над советской властью, за что получали высокие правительственные награды, испарились. Кто-то просто замолчал то ли с перепугу, то ли от непонимания происходящего, кто-то опустился в репризах ниже пояса, кто-то и вовсе растворился в зарубежных далях. Сатиры сегодня нет, это факт нашей литературной и сценически-киношной жизни. И вдруг, неожиданно, возможно, нежданно даже для автора появилось произведение, которое по всем параметрам - от образов и образности до сюжета и языковой составляющей - может служить отличной основой для полноценного сатирического фильма.

Вот такой, по моему разумению, роман получился у Светланы Замлеловой.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Салуцкий
Это мой город: писатель Анатолий Салуцкий
О бочках с чёрной икрой, о концертах Ивана Козловского в церкви Воскресения в Брюсовом переулке и о праздновании Дня Победы в Москве в 1945
13.10.2023
Все статьи Анатолий Салуцкий
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 15:47
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 13:57
У них всё возможно
Новый комментарий от Рабочий
21.12.2024 13:56
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 13:40