Источник: блог автора
Роман Светланы Замлеловой "Блудные дети" я прочитал с запозданием, уже после того, как познакомился с несколькими рецензиями на него. Тема очень важная, но, увы, мало кто из прозаиков берётся за неё: молодёжь на переломе эпох, в лихие 90-е. Те годы живут и в моей памяти, а потому особенно остро воспринимаются предельно точные, глубокие осмысления той переходной эпохи, которые предлагает автор через судьбы героев книги. Впрочем, роман многолюдный, в нём главные герои активно взаимодействуют с персонажами второго плана, а в итоге перед читателями предстаёт целая галерея интеллигентов-перевёртышей, которые правили в то время свой сатанинский бездуховный бал. Очень впечатляющие типажи!
Роман Замлеловой философичен в лучших традициях русской литературы, да ведь автор - не только писатель, прекрасно владеющий словом, но и профессиональный философ, умеющий заглядывать в суть и политических и нравственных реалий жизни, понимающий их подоплёку. Читал я роман не просто с интересом, а с удовольствием, на некоторых страницах, что называется, смаковал.
Но развёрнутые рецензии, с сюжетным обоснованием жизненных и нравственных метаморфоз, происходящих с героями, я писать не умею. Для меня важнее общая оценка книги, те чувства и мысли, какие остаются после её прочтения. И тут начинается совсем иной разговор.
Не могу припомнить другое современное литературное произведение, которое стало бы для меня жанровой загадкой. И в аннотации романа и в тех рецензиях, которые довелось прочитать, речь идёт о серьёзном художественном анализе минувшей эпохи на примере нескольких интересных человеческих судеб, о правдивости жизнеописания, о проникновении в суть исторических событий и общественных явлений. Всё так. Возражений вроде бы нет. Но лично я воспринял роман "Блудные дети" совершенно иначе.
Я воспринял роман как сильнейшую, мощную, на сегодняшний день единственную в своём роде сатиру, как говорится, донага раздевающую омерзительную, безнравственную эпоху 90-х. И судьбы героев, и галерея типов, а главное, сам образный язык с интересными иносказаниями - всё делает роман остросатирическим. Не знаю замысла автора, но, на мой взгляд, получилась у Замлеловой именно великолепная сатира, для современной литературы уникальная.
Настолько великолепная, что просто просится на киноэкран: актёрам есть кого играть, есть что сказать и есть для них образы, через которые можно показать своё сценическое мастерство. Да и режиссёру есть, где размахнуться по-настоящему. Причём, речь идёт именно о серьёзной, глубокой сатире, а не дурашливом юморе, которым переполнены сегодня активно рекламируемые фильмы, выкачивающие из зрителя деньги и опрощающие, оглупляющие его.
Сатира давно исчезла из нашего искусства. После Задорнова - пустота. Смехачи, которые в период перестройки и после неё изгалялись над советской властью, за что получали высокие правительственные награды, испарились. Кто-то просто замолчал то ли с перепугу, то ли от непонимания происходящего, кто-то опустился в репризах ниже пояса, кто-то и вовсе растворился в зарубежных далях. Сатиры сегодня нет, это факт нашей литературной и сценически-киношной жизни. И вдруг, неожиданно, возможно, нежданно даже для автора появилось произведение, которое по всем параметрам - от образов и образности до сюжета и языковой составляющей - может служить отличной основой для полноценного сатирического фильма.
Вот такой, по моему разумению, роман получился у Светланы Замлеловой.