Белорусы в планах «Стражи Кресовой»: полонизация и дерусификация

Белорусский национализм 
0
414
Время на чтение 8 минут

Источник: Наука Вера Культура

Источник: https://ctv.by/otpravlyali-na-katorgu-v-mesta-zaklyucheniya-vot-kak-zhili-zapadnye-belorusy-vo-vremya-polskoy

Аннотация

Польская общественно-политическая организация «Страж Кресовая» была создана в 1918 г. с целью удержания белорусских, украинских и литовских земель в составе Польши. Если в отношении белорусов-католиков ее идеологи рассчитывали на их неизбежную постепенную полонизацию, то применительно к белорусам-православным путем долгосрочной национальной политики планировалась цель по формированию белорусской идентичности, построенной на отрицании связи с русской культурой и общерусской национальной идентичностью.

_________________________________________________________

Общественно-политическая организация «Стража Кресовая» («Straż Kresowa»), возникшая в феврале 1918 г. в Люблине, в период 1919–1920 гг. посредством своей разветвленной структуры активно содействовала Гражданской администрации восточных земель. Формально поддерживая федеративную политику Ю. Пилсудского, деятели «Стражи» не были едины в своих взглядах и не всегда безоговорочно разделяли позицию начальника государства. Отнюдь неслучайно к окончанию советско-польской войны организация эволюционировала в сторону инкорпорационных идей Р. Дмовского [1, s. 22]. Приблизительно к 26 декабря 1919 г. в Организационном отделе «Стражи Кресовой» была подготовлена «Памятная записка о политике Польши в отношении Белоруссии». Этот документ представляет значительный интерес, поскольку отражает представления о белорусском вопросе, которые бытовали в польских общественных и политических кругах. В нем отразились в обобщенном виде оценки, сведения из десятков рапортов, которые стекались к руководству из отделений «Стражи Кресовой» на землях, занятых польскими войсками. Помимо этих представлений в документе содержались и предложения по административно-политическим мерам по разрешению белорусского вопроса в желательном для польских политиков направлении.

Плакат «Стражи Кресовой». Источник: https://polona.pl/preview/cea62e8b-5146-4bc8-8d70-b92e30d03bb7

Интересно, что составители записки, пусть и с некоторыми оговорками, пошли против достаточно распространенного в польском общественном мнении представления об искусственном характере нарождающегося белорусского движения. В частности, отмечалось, что среди белорусского населения «начинает пробуждаться национальное самосознание, правда, не в массовом масштабе, но и не в виде исключения. Эти факты дают возможность предполагать, что белорусское движение не является в такой мере искусственным, каким его часто представляют» [2, с. 453].

Председатель «Стражи Кресовой» Стефан Плевинский. Источник: https://pl.wikipedia.org/wiki/Stefan_Plewi%C5%84ski

Вместе с тем авторы документы отказывались верить в то, что данное движение могло создать «свою обособленную белорусскую нацию с собственной культурой, стремящуюся к государственному самоопределению» [2, с. 453]. Убежденность руководителей организации в неспособности к самостоятельному политическому и культурному бытию большинства народов Восточных Кресов была неоригинальной. Применительно к белорусам причиной такого положения считались, с одной стороны неблагоприятные, географические условия (бедность природными ресурсами, отсутствие естественных границ) и, с другой стороны, «свойства самого белорусского народа» [2, с. 454]. Так, по мнению идеологов «Стражи Кресовой», национальное «самосознание способно сильно развиваться главным образом тогда, когда данный народ окружен соседями с иными этническими свойствами, когда он отличается от них языком, обычаями, психическим складом» [2, с. 454]. Однако эти условия оказываются неприменимыми к белорусам, чья идентичность не имеет оформленных границ. Например, следует «лишь отметить, что, чем дальше на запад, тем больше белорус становится похожим на поляка, чем дальше на восток, тем он ближе к коренному русскому и легче с ним ассимилируется» [2, с. 454]. Религия рассматривалась как фактор, препятствующий реализации особого национального самосознания. В записке считалось, что католичество и православие «представляют собой те силы, которые в настоящее время больше всего способствуют либо полонизации, либо русификации белорусского народа. На основании этого можно заключить, что 3 млн. белорусов, исповедующих католицизм, подготовлены к полной полонизации (частично они уже ополячены), остальные же 9 миллионов – православные – подготовлены к полной русификации» [2, с. 454].

Юзеф Пилсудский. Источник: https://ctv.by/otpravlyali-na-katorgu-v-mesta-zaklyucheniya-vot-kak-zhili-zapadnye-belorusy-vo-vremya-polskoy

Интересно, что появление данного движения, за исключением возможности использования его внешними силами во враждебных целях, не стоило расценивать в качестве угрозы польской национальной безопасности. Сами по себе белорусы не смогут реализовать идеал политической независимости в силу того, что они, «будучи слишком слабыми, чтобы серьезно думать о полной самостоятельности, желая того или нет, будут вынуждены искать поддержки либо у Польши, либо у России» [2, с. 454]. Выдвинутые идеи независимости при провозглашении Белорусской Народной Республики оценивались как следствие «известной экзальтации политических стремлений», на место которой неизбежно под давлением обстоятельств придет более скромная концепция, «которая будет опираться не на сугубо политические идеи, а на культурные и экономические возможности развития страны» [2, с. 454].

Единственной политической опасностью для польских интересов является возможность поворота белорусских «симпатий к Востоку» [2, с. 454]. Именно исходя из необходимости нейтрализации этой возможности и следовало выстраивать стратегию долгосрочной политики на белорусских землях. В частности, предлагалось отказаться от форсированной политики полонизации. Это обусловливалось тем, что для белорусов-католиков полонизация являлась закономерным и естественным следствием их повседневной жизни в составе польского государства, влияния польской культуры. Под их воздействием «все яснее выкристаллизовывается тип «поляка-белоруса», может быть, в значении слова, несколько отличном от выражений: «поляк-силезец», «мазур», однако в любом случае это будет тип поляка с определенными, быть может, специфическими сильно развитыми местными особенностями, но никак не тип белоруса с западной культурой» [2, с. 455]. Любая политика, направленная на формирование белорусского национального самосознания среди католиков, пользующихся белорусским языком и кириллицей, являлась бы препятствием на пути естественной ассимиляции и лишь отбросило бы их назад на пути развития.

Статут «Стражи Кресовой». Источник: http://bc.wbp.lublin.pl/dlibra/plain-content?id=1520

Совсем другие подходы следовало практиковать относительно православных белорусов, причем для такой политики предлагался вполне определенный термин – политика «дерусификации». Составители записки достаточно оптимистично расценивали ее перспективы. Эта уверенность основывалась на том, что православным белорусам присущ низкий уровень культуры, а также убежденности в том, что «усвоение …некоторых элементов восточной цивилизации» белорусами происходило «по большей части на низменных побуждениях и инстинктах» [2, с. 455]. Такая политика проводилась бы с политической целью «освободить это население от русского влияния и оторвать его от Востока, с другой стороны, на то, чтобы пробудить у них чувство национального самосознания, опирающегося на культурные влияния Запада» [2, с. 455]. Такая национальная политика была рассчитана на десятилетия. Только после исчезновения среди белорусов пророссийской ориентации и «элементов русской цивилизации» Польша может рассчитывать на «искренние симпатии белорусов». Интересно, что если белорусов-католиков рассчитывали увидеть носителями особенной польской региональной идентичности, то среди православных белорусов политика дерусификации предназначалась для развития у них «чувства национального самосознания». Отказ от их полонизации обусловливался тем, что польской культуре и национальному характеру, по мнению меморандума, были чужды «тенденции ополячивания посторонних элементов» с помощью насильственных методов. Однако последующие аргументы носили более реалистический характер. Отмечалось, что «переход от русской культуры к польской явится слишком неожиданным скачком, чтобы его могло совершить население в несколько миллионов», поэтому в этих условиях «черты белорусской национальности, являющейся как бы переходом между русской и польской нациями, могут быть привиты населению, подвергшемуся русификации» [2, с. 456]. Исчезновение системного влияния «русификаторской» политики привело бы к естественной реакции по «выработке у себя определенных специфических черт, отличающих белорусов от русских» [2, с. 456]. В записке отказывались от детального описания всех этапов данной политики на протяжении длительного времени. Вместе с тем в документе предлагались и определенные политические меры по ее реализации.

Листовка «Стражи Кресовой». Источник: https://polona.pl/item-view/02e478b5-f68b-461d-8536-d6a7efa9034e?page=0

Например, одной из этих политических технологий называлось повсеместное введение латинского алфавита вместо употребляемой кириллицы, что пробудило бы у белорусов чувство «национальной обособленности на основе элементов западной культуры» [2, с. 460]. Особое внимание следовало уделить религиозной политике. В частности, проводимая политика должна «стремиться к отделению белорусской православной церкви от Москвы и созданию самостоятельной национальной церкви, подчиняющейся собственным властям (белорусский синод)». При поддержке польских властей планировалось организовать «съезд высшего духовенства православной церкви всех польских земель, который утвердил бы отделение от Москвы и обратился бы к польскому правительству с просьбой об опеке» [2, с. 460]. Интересно, что уния не рассматривалась как эффективный инструмент в силу опасений негативной реакции со стороны православного населения и опасений, связанных с возможным сокращением численности католической паствы.

Таким образом, в возникшем ситуативно документе высказывались не просто суждения о национальной политике в белорусском вопросе в конкретных условиях советско-польской войны 1919–1920 гг., но и формировались идеи по этнополитической инженерии, направленные на изменение белорусской идентичности в долгосрочных политических целях, преследовавшихся польскими элитами. Некоторые из этих идей даже спустя сто лет не вышли из политического обихода: эксперименты по переводу белорусского языка на латинскую графику, поддержка белорусской православной автокефалии или обоснования извечной принадлежности белорусов к европейской, точнее западной, культуре и необходимость избавляться от русского культурного наследия во имя «деколонизации» или национального возрождения белорусов. В этой связи представляется важным помнить об исторической генеалогии этих проектов и породившей их политической цели. На практике деятели «Кресовой Стражи» не проводили «протекционистской политики по отношению к белорусскому движению» [1, s. 43], но их идеи о методах решения белорусского вопроса оказались востребованными до сих пор.

  1. Gierowska-Kałłaur J. Straż Kresowa wobec kwestii białoruskiej. Deklaracje i praktyka // Studia z Dziejów Rosji i Europy Środkowo-Wschodniej. 2009. T. 44. S. 21–63.
  2. Документы и материалы по истории советско-польских отношений. Т. II. Ноябрь 1918 г. – апрель 1920 г. / Ин-т славяноведения АН СССР, Сектор истории польско-советских отношений Польской АН; Отв. ред. И.А. Хренов, Н. Гонсеровская-Грабовская. – М.: Наука, 1964. – 724 с.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Александрович Киселёв
Все статьи Александр Александрович Киселёв
Белорусский национализм
История православия в Белоруссии // Ответы на
провокационные вопросы белорусской националистки
12.10.2024
Минску Римом не бывать
Минские чиновники смотрят на всё и всех как на глубокую провинцию, мешающую им свистеть в свисток
07.10.2024
Бывший киллер белорусской оппозиции — Р. Протасевич —
экс-главред тлг-каналов NEXTA про «Полк Калиновского» и выборы-2025
30.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 15:34
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08