Начинается новый сезон спектакля «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики»

0
570
Время на чтение 10 минут

Источник: РЭОШ

 

11 августа Банком России опубликован проект документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов». В тот же день по теме указанного документа на пресс-конференции выступил заместитель Председателя Банка России Алексей Заботкин. Документ «Основные направления…» является ежегодным. В Федеральном законе о Центральном банке Российской Федерации и других нормативных документах прописан статус данного документа и порядок его рассмотрения и утверждения. Согласно отработанным в течение многих лет процедурам прохождения документа, он должен быть согласован с Минфином и правительством, вынесен на обсуждение Государственной Думы, которая должна его утвердить. Марафон обычно заканчивается в декабре. Весь процесс растягивается примерно на четыре месяца. Федеральный закон о Банке России (статья 45) предусматривает, что Банк России «представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год». Далее в этой статье говорится, что «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения: … целевые ориентиры, характеризующие основные цели денежно-кредитной политики, заявляемые Банком России на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов».

Я уже неоднократно писал о документе и процессе его обсуждения и принятия. Последняя моя статья на эту тему называется: «Так кто в Российской Федерации отвечает за денежно-кредитную политику?» https://t.me/REOSH_Sharapov/1229

Ритуал подготовки, обсуждения и принятия документа я называю «спектаклем», причем плохим. Почему? Потому что каждый раз ждешь от участников действа серьезных выступлений, замечаний, возражений и конструктивных предложений. Но, к сожалению, из года в год слышишь одни и те же либерально-экономические банальности (а иногда и откровенные глупости). В связи с началом очередного «театрального сезона» хочу задать десять «детских вопросов» по поводу документа, адресовав их к «авторам пьесы», «сценаристам», «режиссерам», «актерам», а также «зрителям». Впрочем, реально рассчитываю на реакцию только со стороны «зрителей». Но если «зрители» объявят бойкот «спектаклю», может быть, он, наконец-то прекратится? Итак, мои десять вопросов.

  1. Почему разработкой документа занимается Банк России? Ведь согласно Конституции Российской Федерации этим должно заниматься Правительство РФ. В статье 114 Основного закона записано черным по белому: «Правительство Российской Федерации: … обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики». Кстати, Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» в статье 19 почти дословно воспроизводит формулировку Конституции: «Правительство Российской Федерации: 1) обеспечивает проведение единой финансовой и денежно-кредитной политики».

А какова роль правительства в разработке данного документа? — Минфин, представляющий правительство, лишь формально визирует данный документ. Денежно-кредитная политика в Российской Федерации находится исключительно в руках Центробанка. Об этом, не стесняясь, заявляет глава Центробанка. Так, на пресс-конференции 9 июня Эльвира Набиуллина громогласно произнесла: «Но все решения по денежно-кредитной политике как принимались, так и принимаются Банком России абсолютно самостоятельно». После подобных заявлений исчезают последние иллюзии насчет того, что Российская Федерация является «правовым государством», как это записано в статье 1 Конституции. Приходишь к неутешительному выводу, что конституция в России не работает.

  1. Почему документ называется: «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики»? В данной формулировке меня очень смущает слово «государственной». Дело в том, что Банк России, который разрабатывает документ (а затем еще и отвечает за его реализацию), себя позиционирует как институт, не имеющий отношения к государству. В статье 2 федерального закона о Банке России мы читаем: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства». А на сайте Банка России в разделе «Правовой статус и функции» читаем следующее: «Банк России выступает как особый публично—правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти». Итак, Банк России, не будучи органом государственной власти и не отвечая по обязательствам государства, тем не менее, отвечает за разработку и реализацию документа, в названии которого стоит слово «государственная» («государственная денежно-кредитная политика»).
  2. Почему Банк России продолжает свою деятельность по «разработке» документа «Основные направления…» несмотря на все признаки его банкротства? Если до этого момента у Банка России не было правовых оснований для этого, то после начала специальной военной операции (СВО) и санкций Запада Банк России лишился даже минимальных экономических возможностей для проведения денежно-кредитной политики. Я имею в виду, прежде всего, «заморозку» валютных активов Банка России на сумму около 300 млрд долл. В балансе Банка России образовалась «дыра», составляющая примерно 40% активов. Я об этом уже писал неоднократно, заключая, что Банк России – банкрот. Например, в статье «Эпидемия убытков поразила многие центробанки. Российской экономике готовят жёсткую посадку» в феврале нынешнего года я писал: По продолжительности пребывания в полосе убыточности Банку России, наверное, нет равных среди центробанков мира. «Вот данные годовых отчетов Банка России об убытках по годам (млрд. руб.): 2017 г. – 435,3; 2018 г. – 434,7; 2019 г. – 182,7; 2020 г. – 61,5; 2021 г. – 26,3. Никаких технических дефолтов в работе центробанка не объявлялось. Никаких серьёзных расследований по вопросу причин и последствий подобной хронической убыточности Банка России не было. Тихой сапой убытки были покрыты за счет собственного капитала Банка России, который на 1 процент состоит из уставного капитала и на 99 процентов из резервов. Однако все убытки предыдущего пятилетия – цветочки на фоне тех убытков, о которых мы можем узнать 20 апреля 2023 года (на этот день запланирован годовой отчет Банка России в Государственной Думе). Почти год назад была заморожена примерно половина всех золотовалютных активов Банка России – сумма, составляющая примерно 300 млрд долл. А ведь эти активы, состоящие из токсичных валют, и были основным источником доходов Центробанка России. Так что крупные убытки неизбежны». https://t.me/REOSH_Sharapov/695 Продолжать поручать разработку «Основных направлений…» Банку России – все равно, что, например, размещать государственный оборонный заказ на предприятии-банкроте.
  3. Почему не обращается внимание на то, что целевые показатели инфляции, которые фигурировали в документах «Основные направления…» и утверждались Государственной Думой, почти всегда не исполнялись Банком России? С момента прихода на Неглинку (адрес Банка России) Эльвиры Набиуллиной, Центробанк определил целевой норматив по инфляции – до 4 процентов в год (индекс потребительских цен). Что, кстати, всегда фиксировалось в документе «Основные направления…». Удалось ли Банку России если не победить инфляцию, то, по крайней мере, загнать ее в прокрустово ложе этих самых четырех процентов? Приведу картинку по годам за последнее десятилетие (значения ИПЦ, %): 2013 г. – 6,45; 2014 г. – 11,36; 2015 г. – 12,91; 2016 г. – 5,38; 2017 г. – 2,52; 2018 г. – 4,27; 2019 г. – 3,05; 2020 г. – 4,91; 2021 г. – 8,39; 2022 г. – 11,92. Итак, только два года Банку России удалось отчитаться о выполнении плана по инфляции. Что касается 2023 года, то за первое полугодие прирост потребительских цен составил 2,76%. При сохранении тенденций первого полугодия по итогам всего года должно получиться 5,52%. Что-то явно неладно в «королевстве» на Неглинке. Но никаких серьезных «разборов полетов» не было. Не только на самой Неглинке, но со стороны Правительства, Федерального собрания, Прокуратуры и иных государственных структур. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Неглинка из года в год «штампует» документ «Основные направления» по одним и тем же матрицам. Ритуал, к которому все, кажется, привыкли.
  4. Почему в документе «Основные направления…» из года в год в качестве главного (и, по сути, единственного) целевого показателя определяется величина допустимой инфляции? Все другие показатели по отношению к индексу потребительских цен выступают как дополняющие. С моей точки зрения, это является грубейшим нарушением Конституции Российской Федерации. В статье 75 Основного закона говорится: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации». Обеспечение устойчивости рубля предполагает поддержание стабильной покупательной способности денег на внутреннем рынке и поддержание стабильного валютного курса рубля. Глава Банка России, проигнорировав Конституцию, отказалась от поддержания валютного курса национальной денежной единицы. А что такое «таргетирование инфляции»? – Поддержание инфляции на некоем целевом уровне. Банк России сам для себя определил его в 4 процента. Но ведь в Конституции говорится о том, что рубль должен быть «устойчивым». Т.е. не должно быть и инфляции, ни дефляции. Таким образом, мы имеем дело с двойным нарушением Конституции Российской Федерации. И это двойное нарушение Основного закона находит свое отражение в документе «Основные направления…» (который, между прочим, принимается Государственной Думой).
  5. Как Центробанк может вообще справиться с инфляцией, если Конституцией Российской Федерации предписано, что он должен этой делать без сотрудничества с другими органами государственной власти? Напомню формулировку из статьи 75 Основного закона: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Инфляция – нарушение баланса между денежной и товарной массами. Чтобы ликвидировать инфляцию, необходимо управлять не только денежной, но и товарной массой. А управление товарной массой находится в ведении правительства.
  6. Как Центробанк может справиться с инфляцией, если он даже не может управлять всей денежной массой? Почему не всей денежной массой? – Ведь статья 75 Основного закона гласит: «Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации». Особо обращаю внимание на слово «исключительно». Никто больше не имеет права заниматься эмиссией рубля. А вот в законе о Банке России формулировка Конституции претерпевает серьезную метаморфозу. В статье 4 закона перечисляются основные функции Банка России и под вторым номером значится следующая: «монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение». Закон редуцировал положение статьи 75 Конституции лишь до эмиссии Банком России наличных денег. А про эмиссию безналичных денег в законе – молчок. Наличные деньги составляют примерно 20 процентов общей денежной массы в России. Остальные почти 80% — безналичные деньги, которые создаются коммерческими банками. Хотя Банк России отвечает за банковский надзор, однако эффективно управлять денежной эмиссией коммерческих банков он не может. В статье 35 Федерального закона о Банке России, определяющей набор инструментов и методов денежно-кредитной политики ЦБ, одним из инструментов называется «установление ориентиров роста денежной массы». Банк России не управляет денежной массой, он лишь устанавливает ее «ориентиры».
  7. Как Центральный банк может бороться с инфляцией, если важнейший источник инфляции – дефицит государственного бюджета? За десятилетний период времени 2013 – 2022 гг. федеральный бюджет был профицитным лишь в 2018, 2019 и 2021 гг. Остальные семь лет он был дефицитным. Рекордным дефицит стал в 2020 году – 4,1 трлн руб. В прошлом, 2022 году дефицит равнялся 3,3 трлн руб. (второе по величине значение за всю историю РФ). В бюджет 2023 года заложен дефицит в 2,9 трлн руб. В относительном выражении (по отношению к ВВП) эти дефициты составляют (%): 2020 г. – 3,8; 2022 г. – 2,3; 2023 г. – 2,0. Небольшой профицит был в 2021 году — примерно 0,5 трлн руб. А суммарное сальдо федерального бюджета за период 2020-2023 гг. составляет минус 7,6 триллионов рублей. Такая гигантская бюджетная «дыра», которая затыкается дополнительной эмиссией Банка России и коммерческих банков. Банк России может только рисовать целевые ориентиры по индексу потребительских цен и денежной массе, а Минфин своими бюджетными дефицитами будет обессмысливать эти ориентиры.
  8. Как Центральный банк может бороться с инфляцией, если с 2013 года он перестал поддерживать валютный курс рубля? Падение валютного курса рубля неизбежно ведет к росту рублевых цен на внутреннем рынке. По той причине, что на внутреннем рынке обращаются товары импортные или формально произведенные в России, но состоящие из импортных компонентов.
  9. Как Центральный банк может бороться с инфляцией, если он эту инфляцию сам и создает? Основным инструментом борьбы с инфляцией Банк России определяет ключевую ставку. А он ее держит на неприемлемо высоком уровне. Кредиты, предоставляемые коммерческими банками предприятиям реального сектора экономики, имеют процентные ставки, привязанные к ключевой, и они еще выше. Обслуживание таких дорогих кредитов требует больших процентных расходов, которые повышают издержки производства и цены продукции.

P.S. Я озвучил лишь десяток «детских» вопросов по поводу так называемой «единой государственной денежно-кредитной политики». В моих публикациях и выступлениях на эту тему их насчитывается, в общем и целом, более сотни. То, что их стороной старается обходить сам Банк России, не удивительно. Но почему молчат Правительство, Дума, правоохранительные органы, мне как экономисту и законопослушному гражданину, не понятно. Подробнее об этом можно почитать в моей книге «Центробанк и Минфин против России?» (М.: Книжный мир, 2023).

Телеграм-канал «Шарапов» https://t.me/REOSH_Sharapov

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Юрьевич Катасонов
«Наш вклад в Победу в три с половиной раза больше, чем вклад англосаксов»
Помощь США по ленд-лизу составила 4% советского промышленного производства вооружения и военного оборудования за годы войны
08.05.2025
Мудрость русского генерала: «Хуже войны с англосаксами может быть только дружба с ними»
Вторая мировая война подтвердила слова Алексея Едрихина, сказанные 100 с лишним лет назад
07.05.2025
Британия проявила небывалое коварство и лицемерие
О разработанном У. Черчиллем плане «Немыслимое», по которому планировалось развернуть оружие англосаксов против Советского Союза
06.05.2025
Все статьи Валентин Юрьевич Катасонов
Последние комментарии
«Еврокарфаген» должен быть разрушен!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
09.05.2025 03:51
Есть ли в России социальная справедливость?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.05.2025 02:21
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.05.2025 01:30
Оскорбляющее правосудие
Новый комментарий от Человек
09.05.2025 00:11
«Взрослый человек в реальности себя не осознаёт!»
Новый комментарий от В.Р.
08.05.2025 18:27
«Церковь Христова оберегает наш народ»
Новый комментарий от Игорь Ал
08.05.2025 14:07
Великая Победа в судьбах ХХI века
Новый комментарий от prot
08.05.2025 14:03